Почему легендарные кинематографисты стали выступать против ремейков на культовые советские фильмы
                        В Турции завершились съемки фильма «Служебный роман. Наше время» – ремейка легендарной комедии Эльдара Рязанова. Создатели фильма пока не спешат раскрывать подробности съемок, даже не называется имя режиссера, однако известно, что Новосельцев «приударять за Мымрой» будет не только в Москве, но и за рубежом (в Турции снимали сцены в офисах небоскреба), а, по некоторым данным, секретаршу Верочку сыграл Павел Воля.
 
  Как выяснили «Новые Известия», все актеры, снимавшиеся у Рязанова, отрицательно относятся к такому осовремениванию классики советского кино, но к их заявлениям никто не прислушивается: с начала 2000-х годов в России снято больше десятка ремейков и сиквелов легендарных фильмов, и процесс только набирает ход. Другой тенденцией по «модернизации» кино стала раскраска черно-белых фильмов. Актриса Ольга Аросева заявляла в интервью «Новым Известиям», что категорически против раскраски фильма «Берегись автомобиля», но, несмотря на это, работа по его колоризации все равно началась...
 
 В «Необыкновенном концерте» Театра кукол Образцова горе-музыкант Аполлон Аполлонович Переделкин «перекладывал музыку с инструмента на инструмент», исполняя на виолончели произведения, которые были написаны для фортепиано. Над этой его манерой забавно иронизировал конферансье Эдуард Апломбов. По мнению мэтров кинематографа, режиссеры новой формации выступают в роли таких же переделкиных, стараясь приблизиться к заданной планке. «Оставьте классику в покое, – просит режиссер Гарри Бардин. – Это все равно что переводить в 3D-формат произведения великих художников, например Веласкеса или Модильяни. Они ведь в гробу перевернутся! Как задумывалось авторами изначально, так это и должно сохраниться. Если сейчас раскрасить Чарли Чаплина, это будет оскорбительно для памяти актера. Делайте свое, новое, но не пытайтесь исправить классику. И то, как сейчас «переосмысливают» классику, мне не нравится хотя бы потому, что это выглядит не так, как оригинальное произведение».
 
 Кроме того, съемки ремейков и сиквелов чреваты ошибками и многочисленными нестыковками. Из сюжета «Иронии судьбы-2» следует, что менеджеры крупнейшей сотовой компании, где работает Ираклий (Сергей Безруков), сами ездят на шикарной «Камри» осматривать подстанции, как простые монтеры. В «Возвращении мушкетеров» в одном из кадров видна машина «Волга». Кроме того, в другом кадре Арамис поет «Призвать к ответу наглеца» без шляпы на голове, но к концу песни на нем вдруг появляется широкополый головной убор. Можно назвать еще целый ряд подобных примеров. Например, когда умирает Констанция, д’Артаньян бросается в объятия друзей. Но Атос от него отворачивается: в кадре не видно его сочувствующих глаз, поскольку Вениамин Смехов, игравший Атоса, должен был срочно покинуть съемочную площадку, поэтому его заменил дублер.
 
 «Отношение нынешних режиссеров к съемочному процессу просто удивительное, – говорит «НИ» кинорежиссер Валерий Усков. – Раньше, во времена пленочного кинематографа, кадр выстраивался часами, тщательно подбирался реквизит, работали многочисленные редакторы и ассистенты, которые следили за тем, чтобы кадр достоверно отражал эпоху. Теперь же режиссерское кино сменилось продюсерским: многие кинематографисты оказались в руках рынка и потому всячески спешат уложиться в смету, а в погоне за деньгами обратились к чужому творчеству. Потому и все эти продолжения менее удачны, чем оригиналы. Не надо этого делать. В крайнем случае, это должны делать те же люди, которые снимали первую часть картины, поскольку они в теме».
 
 «Интересует только заработок»
 
 Тем не менее в истории отечественного кинематографа есть и примеры удачных ремейков. Вопрос, видимо, в качестве исполнения. Так, в частности, легендарный советский фильм «Неуловимые мстители» является ремейком черно-белой немой картины «Красные дьяволята», снятой в 1924 году Иваном Перестиани. Ремейком можно назвать и лирическую комедию Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», отчасти напоминающую другую советскую ленту – «Девушка с характером». По мнению экспертов, Рязанову удалось оживить известный сюжет, точно вписать его в стилистику эпохи. Современные же ремейки грешат отсутствием именно такой стилистики. Так, в частности, «Карнавальная ночь-2», снятая учениками Рязанова, оказалась просто оторвана от времени: действие происходит явно не в советскую эпоху, но и для наших дней сюжет слишком надуман.
 
 «Производителей интересует только заработок, – говорит «НИ» киновед Даниил Дондурей. – Ведь обычно берутся культовые фильмы, которые принесли ее создателям в советское время внушительный доход. И современным кинематографистам кажется, что когда они будут делать ремейки таких картин, то им снова удастся заработать из-за великой внеисторической любви к киноклассике. Но так не бывает, поскольку сейчас другое время, другие герои, другие контексты. Кроме того, нельзя снова вернуться в советскую эпоху, когда были сняты оригинальные фильмы. Сегодня банковский клерк более важен, чем разведчик. Сейчас нужно показывать, как девочка круто соблазняет мальчиков, а не наоборот. На это люди помчатся, потому что миллиарды долларов приносят в кассу кинотеатра школьники и студенты. У наших ремейков нет шансов заслужить народную любовь. Такие шансы есть разве что у голливудского кино – «Чужие», «Человек-паук» и иже с ними».
 
 «Оставьте мое лицо в покое»
 
 Не меньшее сопротивление вызвала раскраска черно-белых фильмов. Когда на экраны вышли цветные «Семнадцать мгновений весны» и ветераны войны заявили, что не приемлют подобных изменений, целый ряд деятелей кино заявили, что сериал раскрашивается в порядке эксперимента: мол, для того, чтобы привлечь к экранам молодежь. Однако вслед за «Семнадцатью мгновениями…» раскрасили «Волгу-Волгу», «Подкидыша», «Веселых ребят», «Золушку». «Теперь подобрались к «Берегись автомобиля», – говорит «НИ» актриса Ольга Аросева. – Я обращаюсь ко всем, кто будет это делать: оставьте мое лицо в покое. Выдающийся оператор Урусевский говорил, что мне нужен грим холодных тонов, и потому в «Берегись автомобиля» я использовала зеленоватые цвета. Урусевский знал, как гримировать артиста, но он не знал, что однажды его ленту примутся раскрашивать. Что же получится на экране? Кроме того, фильм создавался как черно-белая картина, отсюда целый ряд сцен Рязанов выстроил особым образом, в этом заключалось его мастерство. Если раскрасить – режиссерский замысел будет перечеркнут. И мы устали уже говорить об этом: нас не слышат».
 
 Процесс действительно невозможно остановить, поскольку пришел он в Россию из-за рубежа и раскраска производится в голливудской традиции, где подверглись колоризации десятки легендарных фильмов: «Кинг-Конг» (1933), «Кудряшка» (1935), «Три товарища» (1938), «Знак Зорро» (1940), «Касабланка» (1942), «Чокнутый профессор» (1961) и многие другие.
 Однако в Голливуде мода на раскрашенное кино давно стихла, у нас же только набирает обороты. Причем колористы (так же как и режиссеры ремейков) руководствуются не столько эстетическими соображениями, сколько популярностью фильма у зрителей. «Мне не понравилось, как смотрится в цвете Штирлиц, – говорит «НИ» Валерий Усков. – Я считаю, что это не дело – раскрашивать черно-белые фильмы. Ведь и «Семнадцать мгновений весны», и «В бой идут одни «старики» воспринимались как хроника военного времени – пока они были черно-белыми. На мой взгляд, война больше нуждается в черно-белом кино. Потому что цвет все-таки придает некоторые условности».
 
 
| ПО МОТИВАМ СТАРЫХ КАРТИН В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СНЯТЫ НОВЫЕ:
 «Волга-Волга» (1938), Григорий Александров – «Волга-Волга» (2006), Андрей Сильвестров, Павел Лабазов.
 
 «Верные друзья» (1954), Михаил Калатозов – «Полный вперед!» (2004), Тамара Владимирцева, Андрей Панин.
 
 «Карнавальная ночь» (1956), Эльдар Рязанов – «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» (2007), Эльдар Рязанов и его ученики.
 
 «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), Эльдар Рязанов – «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), Тимур Бекмамбетов.
 
 «Розыгрыш» (1976), Владимир Меньшов – «Розыгрыш» (2008), Андрей Кудиненко.
 
 «Служебный роман» (1977), Эльдар Рязанов – «Служебный роман.
 
 Наше время» (2011), режиссер не называется.
 
 «Д`Артаньян и три мушкетера» (1978), Георгий Юнгвальд-Хилькевич – «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2008), Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
 
 
 ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ФИЛЬМЫ, РАСКРАШЕННЫЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ:
 
 «Семнадцать мгновений весны» (1973), Татьяна Лиознова.
 
 «В бой идут одни «старики» (1973), Леонид Быков.
 
 «Веселые ребята» (1934), Григорий Александров.
 
 «Волга-Волга» (1938), Григорий Александров.
 
 «Подкидыш» (1939), Татьяна Лукашевич.
 
 «Золушка» (1947), Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро.
 | 
 
| Александр ЛЕНЬКОВ, актер: – Я не слишком ярый противник экспериментов с легендарным кино. Все зависит от результата. Никто же не воротит нос от того, что была телеверсия мхатовской «Бесприданницы» и вдруг появился «Жестокий романс» в постановке Рязанова. Бывают удачные опыты, бывают – менее удачные. Кино – то же, что литература: если литературный материал «вкусный», к нему будут время от времени возвращаться. Мне понравилась раскрашенная «Золушка». Все-таки сказка должна быть цветной. Замечательно, что «Золушка» ожила. Хотим мы или нет, но детям сложно смотреть черно-белое кино. Они хотят красок и праздника на экране. Думаю, и оригинал бы снимали в цвете, если бы материалы того времени позволяли. Ведь снимали на немецкую трофейную пленку, а у нас не было химикатов, чтобы проявлять. Что касается ремейков, то я оберегаю себя от просмотра всевозможных продолжений. Я знал «Карнавальную ночь», которую снял Рязанов в 1956 году и которую я полюбил, а на вторую часть не пошел и не пойду, какая бы она ни была хорошая. В старых фильмах есть что-то наркотическое – от них невозможно оторваться: даже если начал смотреть с середины, обязательно будешь смотреть до конца, хотя знаешь сюжет наизусть. | 
 
| Валерий БОСЕНКО, киновед: – Традиция раскрашивать фильмы возникла на Западе, а мы ее подхватили. Причем подхватили с опозданием, когда во всем мире это уже успокоилось. У нас же это стали рассматривать как некую инновацию. Не нужно внедряться в структуру созданного произведения. Можно раскрасить «Темницы» Пиранези. Что это будет? Новаторское творчество? Типичное такое ландриновое, даже не искусство, а попытка примазаться к чужим шедеврам. Я категорически против так называемого «переосмысления» киноклассики. Такие фильмы априори не могут стать шедеврами кинематографа, но они должны быть датированы текущим годом, когда они были раскрашены. Честно говоря, я пошел смотреть «Иронию судьбы. Продолжение» в кинотеатр, но вышел из зала после первых же реплик. Мне не понравился ни текст, ни изображение. Это не имеет никакого отношения к фильму 1975 года, к одному из шедевров Эльдара Рязанова. Что касается других ремейков – я не жалею, что не видел их. Если у кого-то из режиссеров зуд творчества, пусть делают свое. Кто им мешает? А классику надо оставить в покое. | 
 
Лев БОРОВКОВ, юрист, сотрудник «Центра правовой защиты интеллектуальной собственности»:
– Создание ремейков, сиквелов и другой подобной кинопродукции не является отдельной частью авторского права. Все это регулируется действующими нормами законодательства РФ об авторском праве, в соответствии с которым авторами фильма является режиссер, автор сценария и композитор. В соответствии с советским законодательством они не назывались «авторами фильма», но каждому из них тем не менее принадлежало авторское право на свое произведение. При этом право на фильм в целом принадлежало студии, осуществившей съемку. Однако нужно учитывать такой важный аспект, как неприкосновенность произведения. Эта норма означает, что без согласия автора (если это согласие не было получено в письменной форме) нельзя вносить в оригинальное произведение какие-либо изменения, дополнения, комментарии. К этому относится в том числе и раскрашивание. Что касается сиквелов, приквелов и так далее, то здесь также без согласия правообладателя никаких действий совершать нельзя. Вопрос поиска правообладателей всегда стоит достаточно остро. Советское законодательство, по которому регулировались произведения, созданные в то время, в совокупности с действующим законодательством об авторском праве дают ответы на все вопросы. В случае когда компания, которая делает ремейк фильма, не получает согласия у правообладателя в письменном виде, есть практически стопроцентная вероятность выиграть правообладателем этот иск, потому что получившийся материал будет контрафактным.
 
 Записала Елена РЫЖОВА
                        
                     
                    
Комментарии
Кинематограф ХХ века(особенно фильмы эпохи Сталина)был образцом культуры для всего советского народа.По этим фильмам люди учились жить.Эти фильмы показывали традиции и обычаи народов.Такие фильмы учили дружбе и взаимовыручке!
("Свинарка и пастух." - яркий пример.)
Кто-нибудь из современников наших продолжает эту традицию ? Вряд ли.
И следует заметить, что чем дальше мы уходим от эпохи Сталина - тем пахабнее и развратнее становятся фильмы. Особый "вклад" в дело "развития" нашего кинематографа сделал гражданин Рязанов.
Нельзя сказать, что всё зло конкретно от него, но многие первые "ласточки" вылетели из под его съемочной хлопушки. Берегись автомобиля, Ирония судьбы, Небеса обетованные.
Чернушные фильмы по своей сути.С позиции нашего времени - ерунда.Однако,если подумать-то фильмы антинародные.Пошлость и похабщина.Чему они учат людей? А дальше - больше.Михалковы и пр.
Современное наше кино вообще смотреть нельзя.Это просто чернуха!
Но видимо люди поняли, что старое сов.кино это нечно иное и светлое. Вот по этому светлому эти "деятели культуры" и решили ударить.
Высоко патриотичный фильм.
Был в продаже комплект "17 мгновений весны" в подарочном издании за 3000 р - жаба душила. Наконец, жабу затоптал, в магазин прихожу - нету! А через пару месяцев по ящику "мультик про Штирлица" показали - такая бяка...
И не надо было румянить полковника Исаева... это как-то... нечестно что ли...