"Бессмертный полк" — история миллионов, а не отдельного политика"
В 2012 году в Томске прошла первая акция «Бессмертный полк», которая вскоре стала всероссийской. В 2015 году с портретами родных-участников Великой отечественной войны на улицы вышли 12 млн человек по всему миру. В этом году, по данным властей, шествие стало еще более массовым. Организаторы акции, журналисты Томской медиа-группы, отмечают, что появились люди, желающие присвоить себе «Бессмертный полк» и на гражданском порыве построить свои карьеры. Один из инициаторов акции, томский журналист Сергей Лапенков рассказал Rus2Web о том, как любимая народная традиция может превратиться в формальное шествие колоннами.
Год назад возникла организация, которая с нашей точки зрения является попыткой подмены «сверху», возникшего «внизу» народного движения «Бессмертный полк». Некий Николай Земцов приписал себе и созданной им структуре под украденным именем «Бессмертный полк-Россия» (БПР) все заслуги по развитию этой акции. Этим он перечеркнул имена сотен координаторов Полка и настоящую историю движения. Никакого отношения к превращению «бессмертного полка» в федеральную и международную инициативу Земцов, разумеетя, не имел. У его организации другие задачи: ей надо построить региональную сеть, отчитаться за выделенные бюджеты и т.п. Из-за этого в тех городах, где организацией акции занимались горожане, идет подмена через администрации, через появление координаторов БПР, которые говорят, что теперь они «Бессмертны полк». Понятно, что к людям, идущим 9 мая в колонне, это имеет довольно косвенное отношение.
С появлением БПР-щиков мы стали фиксировать случаи, которые нарушают устав «Бессмертного полка» и не вяжутся с представлениями людей о свободном проведении акции. Известно, что весной в Саратовской области для проведения «Бессмертного полка» были введены школьные квоты — давалось указание о том, что школа такая-то должна выставить такое-то количество учеников, видимо для того, чтобы они получили наглядный урок патриотического воспитания по спискам. Квоты введены и в городе Салават в Башкирии, в Нижнем Новгороде, определенные квоты существуют в Москве, Красноярске проще говоря, везде, где БПР контролирует ситуацию, это есть. Появление политиков на фоне «Бессмертного полка», становится для них просто началом предвыборной компании, собственным пиаром. А это между прочим, тоже является нарушением созданного нами устава.
Вместо народной, свободной и добровольной традиции «Бессмертный полк» может со временем превратиться в некую казенную историю. Уже сейчас многие люди задают нам вопрос «А что происходит?», и мы вынуждены объяснять, что эти явления связаны не с нами, а с той организацией, которая сейчас выдает себя за «изначальный» «Бессмертный полк». Главная цель этой организации, как мне кажется, — поставить под контроль существующее независимо ни от кого народное движение.
В 2012 году «Бессмертный полк» впервые прошел в Томске. Идея Полка возникла в 2011 году у моего коллеги, томского журналиста Игоря Дмитриева, он и придумал это название. Нам очень хотелось, чтобы праздник 9 мая выглядел неформально. Чтобы там были не чиновники, политики и люди, наряженные в военную форму, а, в первую очередь, ветераны. Понятно, что их остались единицы, а без них День победы — какая-то буффонада и бутафория. Игорь Дмитриев предложил просто вынести фотографии ветеранов в Томске, прийти с ними к Вечному огню, и таким образом получалось бы, словно фронтовики к нам как бы вернулись.
Тогда в Томске на «Бессмертный полк» собралось 6 тысяч человек, и стало понятно, что люди к этому тянутся, для них это важно. Мы стали рассказывать об этой акции своим коллегам-журналистам в других городах.
Первыми людьми, которые присоединялись к «Бессмертному полку» в других городах, были провинциальные журналисты. Они об этом рассказывали землякам. Именно так, от человека к человеку «Бессмертный полк» стал расти с 2012 по 2015 год, вовсе не благодаря каким-то приказам сверху и ресурсам, выделенным властями. Часто, наоборот, приходилось преодолевать сопротивление тех же самых чиновников, которые вообще не понимали, что такое гражданская инициатива. Потом мы узнавали, что похожие на «Бессмертный полк» истории случались и до Томска: в Тюмени в 2007 году, в Севастополе в 2009 году (акция называлась «Заменим вас в строю»), в Соликамске еще в 1985 году женщины 9 мая выносили на улицу портреты своих солдат, в 1981 это было в станицах Краснодарского края. То есть «Бессмертный полк» имеет глубокие народные корни, и в этом смысле, мы ничего не изобрели супер авторского с точки зрения памяти людей.
Мы в Томске придумали название, форму организации и, самое главное, принципы проведение этой акции и устав «Бессмертного полка». Там написано, что это не коммерческая, не имиджевая, не политическая гражданская инициатива, объединяющая людей, не зависимо не от чего. Полк не может быть персонализирован в каком-то чиновнике, политике, даже в самом уважаемом человеке, потому что это история миллионов ушедших и их потомков. Помимо прочего, хотелось, чтобы это стало наглядным человеческим уроком для детей. На самом деле, «Бессмертный полк» — это еще и народная летопись, которая довольно стихийно возникла на сайте в интернете. Люди вписывают туда имена своих ветеранов Великой отечественной войны. На сегодняшний день — это почти 330 тысяч имен.
На мой взгляд, «Бессмертный полк» — это история семейной, личной памяти, связанная с именем конкретного человека, который часто и не был героем, на самом деле. Так получилось, что не успели многие люди подвиги совершить на войне, а погибли по пути на фронт, в первом бою, при первой бомбежке, атаке. Но они все равно сделали то, что и любой из известных героев — умерли за родину. Для нас было важно создание новой народной традиции празднования 9 мая. Свою задачу мы считали временной — рассказать про «Бессмерный полк» как можно большему количеству людей. Мы не собирались строить организацию, функционал, выбивать из бюджета деньги. Мы не хотели заниматься тем, что у нас называется «патриотическим воспитанием», потому что все это должно быть добровольно, проходить внутри семьи. На мой взгляд, вот такая семейная история личной памяти, внутри «Бессмертного полка» — это лучшая прививка патриотизма.
Боюсь, появление новой организации изменит представление людей об акции. Надеюсь, что они разберутся в том, что у каждого есть свой персональный «Бессмертный полк», чтобы он прошел, совершенно не обязательно строиться в колонны. Можно 9 мая просто вспомнить человека и прийти к Вечному огню, не в колонне, а своей тропой, принести цветы и детям рассказать.
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=_xxFRxT39G0
А твоя постановка вопроса, уже свидетельствуюет о том что ты либо дебил, либо кремлебот. Скорее кремлеботовский дебил.)
закрытого при участии Роскомнадзора в начале 2015 года.
Молодцы, томичи! Позор Роскомнадзору!