ПОБЕДА - ПОМНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ

На модерации Отложенный

Для меня День Победы – священный праздник.
Мой дед погиб, защищая Сталинград.

Дед Садков бессмертный полк

Моя бабушка прожила всю блокаду в Ленинграде. Я до сих пор бережно храню её медаль «За оборону Ленинграда». Отец трудную зиму 1941 года пережил в блокадном городе, а летом 1942 был эвакуирован по Ладожскому озеру. Моя тётка в 15 лет осталась в блокадном Ленинграде без родителей и пошла работать на завод, где и жила. Некоторые из моих родственников умерли в блокаду и похоронены в братской могиле на Преображенском кладбище.
Мой дядя подростком во время войны работавший на оборонном заводе в городе Горький (Нижний Новгород) рассказывал, что 9 мая 1945 года была такая всеобщая радость, какой он никогда в жизни больше не видел.
Жаль, что в годы моей юности не было марша «Бессмертный полк». В прошлом году я принял участие в городском марше «Бессмертный полк». А в этом году 6 мая участвовал в марше «Бессмертный полк» в нашем районе. Меня интересовал вопрос: что значит наша Победа, одержанная 71 год назад, для сегодняшнего дня?

В детстве я часто по желанию родителей для собравшихся гостей пел песню «Баллада о солдате». Мне говорили, что это песня про моего дедушку, погибшего на войне. До сих пор помню слова этой песни. А когда учился в школе, то в 1975 году на 30-летие Победы сделал доклад о подвиге города-героя Ленинграда.

Недавно в Петербурге на выставке «Вспоминая войну» впервые показали засекреченные в годы войны документы. Оказывается, во время блокады Ленинград готовили к биологической атаке. Предполагалось, что летом 1942 года в Ленинграде может возникнуть бактериологическая диверсия. В городе организовали больницы, которые в случае необходимости могли принять заражённых. А учёные из Научно-исследовательского института вакцин и сывороток изготовили противовирус.

В прошлом году некоторые журналисты предложили обсудить вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней?»
Многие были возмущены самим фактом постановки подобного вопроса. Однако и сегодня ещё находятся люди, которые рассуждают о том, что надо было сдаться немцам, тогда бы сейчас пили баварское пиво. Эти люди почему-то забывают о печах Освенцима, где уничтожили сотни тысяч русских людей.

Блокада Ленинграда_убитая

Накануне Дня Победы я побеседовал с 90-летним ветераном, которого лично знаю более полувека. Он считает, что большая цена нашей победы в 27 млн. жизней оправдана, поскольку иначе бы немцы половину населения сожгли в крематориях.

Если бы Ленинград сдали, вся группа армии «Север» 350 тысяч немецких войск из-под Ленинграда двинулись бы на Москву. Благодаря удержанию Ленинграда, удалось сохранить Балтийский флот, сберечь мурманскую железную дорогу, по которой осуществлялись военные поставки, удалось спасти от разграбления город-музей.

Немцы хотели взять город в течение 6-8 недель. Но не смогли и тогда решили уморить голодом. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, которое обстреливалось неприятелем. К тому же на озере действовала военно-морская флотилия противника. Немцы готовили прорыв в Ленинград итальянских быстроходных катеров со стороны Финского залива.

28 августа 1941 года немецкое командование издало приказ о блокаде Ленинграда и необходимости уничтожения ленинградцев, которые будут входить в кольцо блокады, невзирая на то, что это будут женщины, старики и дети.

22 сентября 1941 года в директиве Гитлера №1601 «Будущее города Петербурга» говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли». «В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Те, кто собирался выйти из блокированного города, включая женщин, стариков и детей, подлежали уничтожению.

В архивах обнаружили приказ и по первой немецкой дивизии, которая была под Петергофом в 20 километрах от центра Ленинграда. В немецком приказе говорилось, что в случае попыток гражданского населения прорыва из кольца блокады, по ним открывать огонь.

В осаждённом городе осталось 2 млн. 544 тыс. гражданского населения, в том числе свыше 100 тыс. беженцев из Прибалтики, Карелии и Ленинградской области. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались 2 млн. 887 тыс. человек.

Был детально разработан план уничтожения войск противника на случай, если бы немцам всё же удалось ворваться в город. Руководство Ленинграда подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые препятствия общей длинной 25 км, построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек. На Кировском заводе было построено 75 танков, оставшихся в городе.

Когда германское командование осознало, что захватить Ленинград скорее всего не удастся, количество артиллерийских снарядов, выпущенных по городу, увеличилось примерно в 6 раз. Немцы сбросили несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.
10 сентября им удалось разбомбить знаменитые Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. Тысячи тонн продуктов сгорели. Один ветеран мне рассказывал, как они (мальчишки) собирали пропитанную сахаром землю, чтобы хоть как-то продержаться.

Зимой смертность от голода стала массовой. Каждый день умирало более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев.

В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты, получаемые по карточкам. Потеря карточек означала смерть.

С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Питьевая вода стала большим дефицитом, а её транспортировка в квартиры и учреждения – настоящим подвигом.

Блокада_за водой на Невском

Спасла ленинградцев дорога, проложенная по льду Ладожского озера. Первоначально её называли «Дорога смерти», поскольку многие не доезжали до спасительного берега. В ноябре через Ладогу было перевезено около 85 тысяч человек, то есть за один день — около 3 тысяч. Всего эвакуировано было из города 1,3 млн. человек. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения.

Блокада_дорога жизни

Президент ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны Юрий Иванович Колосов считает, что за годы блокады погибло вовсе не 1,5 миллиона, а вдвое меньше – 750 тысяч человек. 600 тысяч жителей города ушли в армию, 1 миллион 370 тысяч человек были эвакуированы, а 560 тысяч осталось в живых на конец блокады.

В течение 1942 года было предпринято четыре попытки прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» − узкой полосе земли шириной в 300−500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом. Всего за 1941−1943 гг. на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат.

В конце марта 1942 года вспыхнула эпидемия холеры, брюшного тифа, сыпного тифа. Но за счёт профессионализма и высокой квалификации медиков вспышка была сведена к минимуму.

В связи с дальнейшим ростом смертности и ослаблением живых, количество желающих оформить в ЗАГСах и своими силами захоронить умершего падало, а подбрасывание покойников возрастало. Возможен был только учёт на кладбищах, но их работники были заняты в первую очередь тем, чтобы быстрее захоронить поступающих покойников. Поэтому кладбища не вели точного учёта. За период с 1 июля 1941-го по 1 июля 1942-го захоронено более миллиона человек.

«Не знаю, чего во мне больше - ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, - к нашему правительству», – писала в дневнике Ольга Берггольц. – «Наше правительство и ленинградские руководители бросили на произвол судьбы. Люди умирают как мухи, а мер против этого никто не принимает».

За годы блокады погибло, по разным данным, до 1,5 млн. человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.

Правду о трагическом положении в блокадном Ленинграде власти предпочитали не афишировать. Ещё во время войны открылся Музей обороны и блокады, экспонаты для которого собирали сами ленинградцы. Но в 1949 году музей был закрыт, а его руководство репрессировали по "ленинградскому делу".

Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов наложил вето на издание в Ленинграде "Блокадной книги" Даниила Гранина даже с цензурными купюрами. Недавно «Блокадная книга» была опубликована без купюр. Однако до сих пор нет полной и правдивой истории битвы за Ленинград.

Сегодня Пискаревское мемориальное кладбище – самое большое в мире захоронение жертв Второй мировой войны. Там погребено более 400 тысяч ленинградцев!

В битве за Ленинград было более 220 Героев Советского Союза и свыше 60 человек повторили подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом огневые точки.
Никто не забыт, и ничто не забыто!

Блокада Ленинграда_девочка

В прошлом году я побывал в Берлине: сфотографировался на фоне Бранденбургских ворот и возле Рейхстага. Снаружи Рейхстага уже нет тех надписей, что оставили наши солдаты в мае 1945 года. А надписи эти весьма символичны:
«Мы пришли сюда затем, чтобы Германия к нам не ходила. Майор Андреев, Охрименко, Михайлин».

«Развалинами Берлина удовлетворён. Беляев, Москва». «За налёты на Москву, за обстрел Ленинграда, за Тихвин и Сталинград. Помните и не забывайте. А то можем и повторить». «Гансы и Фрицы! Вы это никогда не забудете! А если нужно мы придём ещё!»

Во время обороны Берлина Геббельс призывал немцев брать пример с ленинградцев, оборонявших свой город 900 дней и ночей.
Да, город готовили к сдаче. Но ведь не сдали! Не сдали!! В этом и заключается подвиг!
Вот пишу эту статью и не могу сдержать слёз!!!

Когда я слушаю 7-ю (Ленинградскую) симфонию Шостаковича, у меня кровь стынет в жилах!
Я могу понять ветеранов, которые так настрадались во время блокады, что стараются не вспоминать пережитое. Многие до сих пор повторяют: «лишь бы не было войны».
Когда я спрашивал умирающего соседа о главном событии его жизни, он ответил – война!

Когда сегодня людям задают вопрос: «Чем мы можем гордиться в прошлом?», большинство отвечает, что за 15 последних лет гордиться нечем. При этом 97,3% опрошенных отвечают: «Героями Великой Отечественной войны»!

У нас в Санкт-Петербурге группа молодёжи создали трёхмерную панораму «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев». 28 апреля с ней ознакомился президент РФ В.В.Путин. После президента и я решил посмотреть экспозицию. Увиденное произвело на меня сильное впечатление; и не только на меня.

Всего во время битвы за Ленинград с 1941 по 1944 год погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.
В Нормандии на торжествах, посвящённых 50-летию открытия второго фронта, Президент Франции Ф.Миттеран говорил: «Не было бы защиты Ленинграда, сапог немецких солдат до сих пор бы топтал Францию».

Спустя сорок лет после окончания блокады мой отец руководил строительством мемориального комплекса под Кировском на месте прорыва блокады Ленинграда. Я до сих пор храню памятный сувенир – железный патрон с гравировкой, подаренный отцу в день открытия мемориала 7 мая 1985 года.

Всем известны слова популярной песни: «Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Победа СССР в войне 1941-1945 годов далась большой ценой. Погибли 11,5 млн. солдат и 15,5 млн. мирных жителей – вот страшная цена Великой Победы.

В апреле 1942 года Президент США Ф.Рузвельт, выступая по радио, заявил: «Русские войска уничтожили и уничтожают больше вооружённых сил наших врагов ... чем все остальные Объединенные Нации, вместе взятые».

Недавно Правительство утвердило программу «Патриотическое воспитание граждан».
Но что такое патриотизм? И что такое национальная идея? До сих пор нет единого мнения.

Патриотизм (от греческого – «отечество») — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.
Выделяют «государственный патриотизм», «имперский патриотизм», «квасной патриотизм», «ультрапатриотизм», «этнический патриотизм» и др.

После 1917 года и до середины 1930-х годов в СССР понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Понятие «патриот» было родственным таким понятиям, как «буржуй», или «недобитая контра». Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства.

Сегодня «у нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», – считает президент РФ Владимир Путин. – «Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех». «Потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, – сказал Путин. – И достаток будет больше, и комфортнее будет и т.д. Это и есть национальная идея».

Моя любовь к Родине не зависит от уровня материального благосостояния. Я поездил по миру и сделал вывод: физически жить в другой стране я смогу, а вот духовно – сомневаюсь.

Для меня патриотизм – это любовь к Отечеству, а не к государству, и любовь эта не зависит от смены политического режима или лидера страны. Я люблю свою Россию независимо от того, кто ею правит: царь, большевики или демократы.

Сейчас развелось много людей, называющих себя «настоящими патриотами». Но кто из этих «патриотов» готов пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества?
У этих «псевдопатриотов» взгляды и принципы меняются вместе с политикой государства. В 90-е годы они яростно любили Запад; сейчас столь же яростно его ненавидят.

Вряд ли «патриоты» с двойным гражданством пойдут защищать Родину. Представители так называемой «элиты» держат свои деньги в зарубежных банках, их дети учатся в иностранных вузах, недвижимость предпочитают покупать за рубежом.

Недавно в парке воинской славы я увидел молодую женщину, присевшую на мраморный постамент памятника воинам-героям. Она съела конфету, а фантик тут же бросила. Я подошёл, поднял фантик и сказал:
– Вообще-то на памятниках не сидят.
– Да неужели? – возмущённым голосом спросила женщина. – А я не знала.

Патриотизм не прививается, а проживается! Пока сам не прочувствуешь, что значит защищать свою Родину, любые пропагандистские кампании бесполезны.
Это нечто, что выше инстинкта самосохранения, что даже не в головах, а в крови, в генетической памяти!
Наверное, можно принять формулу русских десантников и сказать, что патриотизм – это когда НИКТО КРОМЕ НАС!

Стоит ли умирать ради патриотизма? Что дороже: своя единственная жизнь или любовь к Родине?

Если, как говорят гуманисты, человеческая жизнь является наивысшей ценностью, и человек есть мера всех вещей, то ради сохранения своей жизни можно пойти на любое преступление, оправдать любое предательство.

Никогда и ни у кого выживание не было главной целью существования. Когда требовалось, то умирали ради других, сохраняя жизнь детям или же будучи не в силах предать.
Любопытно, что в сообществах животных отмечаются случаи самопожертвования одних особей ради выживания остальных.

Наша национальная элита раскололась. Одна часть считает, что нужно бороться до конца за суверенитет и территориальную целостность страны. Поскольку именно суверенитет позволяет обеспечить высокий уровень жизни населения.
Другая часть элиты убеждена, что нужно сдаться Западу, чтобы избежать войны, поскольку НАТО сильнее почти в 10 раз. Они предлагают пожертвовать частью суверенитета, чтобы вписаться в общемировое хозяйство и тем самым обеспечить высокие доходы бюджета.

Сторонники суверенитета говорят: нельзя Родиной торговать. Что лучше: жить, стоя на коленях, или умереть с гордо поднятой головой?

Им возражают: это не торговля, а взаимовыгодная кооперация. Вы хотите жить как в Южной Корее или как в Корее северной?

Для кого-то важнее хамон, для кого-то Крым.
Кто-то считает: «где хорошо, там и родина».
Для других свобода дороже богатства!

Как только Россия усилилась, так сразу же Запад стал говорить об опасности, исходящей от непредсказуемой России. Это понятно. Как только сосед становится сильнее, так сразу же возникает инстинктивный страх, что он использует свою силу, что часто и случается. Видимо, полагая, что не в правде Бог, а в силе, многие сильные государства позволяют себе применять силу в международных отношениях.

Три года я отслужил шифровальщиком на подводной лодке Северного флота. В мае 1978 года мы проходили водолазную подготовку в Севастополе. Помню, как 9 мая участвовал во встрече командующего Черноморским флотом на Сапун-горе, как потом шли в колонне демонстрантов по улицам праздничного Севастополя. В 2015 году я вновь посетил город-герой Севастополь.

Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы ради неё пожертвовать своей жизнью?
Что важнее: жизнь или идея?

Если важнее идея, то ради неё можно пожертвовать своей жизнью, а значит, и жизнью других людей.
Но если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, стоит ли приносить свою жизнь в жертву во имя чего-либо?

Стоит ли умирать за Родину, за свой народ?

Цена жизни определяется тем, за что ты готов умереть!
Чего стоит наша жизнь, если в ней не за что умереть?

Мой дед погиб, защищая Сталинград. В последнем письме, которое пришло от него, были слова: «завтра идём в бой…». Строя переправы через Волгу, во время налёта вражеской авиации, дед погиб. Тело так и не нашли. Моя бабушка получила «похоронку», а позже ей стали начислять пенсию по случаю потери кормильца. Эта пенсия помогла не умереть с голоду четверым детям, в том числе моей матери.

В прошлом году 9 мая я с портретом деда принял участие в шествии «Бессмертный полк». С детских лет хожу почти на все демонстрации, но никогда не видел такого искреннего воодушевления и энтузиазма. Без всяких призывов из громкоговорителей люди кричали «Ура», «Россия», «Спасибо деду за победу». Было удивительное ощущение единства народа. Такого искреннего порыва патриотизма я не переживал никогда. «Нет, такой народ не победить!» – подумал я.


Сегодня вновь пойду на марш «Бессмертного полка». Кто-то говорит, что это «патриотическая истерия». А я говорю – священный трепет!

«Жить в России — значит нести ответственность за судьбы мира.
Россия всегда была сильна духом. Она пример того, как наперекор всем логическим доводам Дух Жив!»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Как только мы забудем о прошедшей войне, так можно ожидать войну следующую.
Поэтому в парке им. 300-летия Петербурга в майские дни устроили танковый фестиваль «Боевая сталь».

Поздравляю всех с праздником нашей Победы!
День Победы – это не просто праздник, это нечто большее. Победа – она в нашей генетической памяти.

А где бы Вы поставили запятую? – ПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru