Родился в США в городе Питтсбурге, шт.Пенсильвания. Отец Рассела, пресвитерианин по вероисповеданию, владел магазином верхней одежды. Будущий основатель СИ с детства помогал отцу в его бизнесе. В дальнейшем проявил себя как весьма способный коммерсант, основав несколько магазинов одежды в Северном Питтсбурге. (1).
Не так благополучно обстояло дело с образованием Ч. Рассела. О степени просвещённости первого ВиБР-а (Верный и благоразумный раб, руководитель СИ) СИ сведения весьма противоречивы. По одним сведениям это образование вообще ограничивалось 2 классами средней школы, по другим неполными 7. Однако все источники сходятся на том, что никакого философского и богословского образования Ч.Т. Р. не получал (2). Примечательно, что и в наши дни СИ считают, что высшее образование «затуманивает разум» и отвлекает от познания «истины». Именно такое отношение к образованию объясняет многие ошибки и «неточности» в учении адептов ОСБ (Общество Сторожевой Башни). Так или иначе, но багаж своих богословских знаний Ч. Т. Р. пополнял самостоятельно, методом самообразования. Основываясь на такой сомнительной базе, Рассел начал свой весьма противоречивый и извилистый путь духовных исканий.
До семнадцати лет Рассел был ревностным пресвитерианином, затем присоединился к конгрегационалистам, не найдя понимания ни у тех, ни у других перешёл к адвентистам. Многие элементы учения адвентистов стали затем составной частью доктрины СИ. В частности, это касается практики предсказания конца света. Первоначально Ч.Т.Р. придерживался популярной среди адвентистов концепции Второго Пришествия одного из деятелей этого движения Джонеса Венделля. По мнению венделлитов срок Второго Пришествия, подсчитанный адвентистами ранее не верен. Взамен они предлагали считать временем Пришествия 1874 год. Венделлиты учли опыт провала предыдущих пророчеств адвентистов и «духовно переосмыслили» предложенную дату. Согласно их интерпретации получалось, что предыдущая дата (1844) – это дата Пришествия Спасителя в «небесный храм», а 1874 год – это, по аналогии с СП, согласно которому Христос начинает свою проповедь в возрасте 33 лет, время нового общественного служения Спасителя. Так уже в учении адвентистов содержались основы будущей концепции «невидимого присутствия» Христа после 1914 года. Для того чтобы подготовится к Пришествию, Ч. Рассел основал в 1872 году кружок по изучению Библии. Затем в 1874 году вышла его книга «Для чего и каким способом придет к нам Господь Иисус Христос?», где он утверждал, что Мессия явится в мир именно в 1874 году. Эту дату ВиБР рассчитал на основе размеров входного коридора египетской пирамиды Хеопса, которую называл «Библией в камне»(3). И по сей день, на могиле Чарльза Рассела установлен макет этой пирамиды.
Миновал 1874 год, но, как и следовало ожидать, ничего не произошло. Ответ на вопрос о том, где же заложена ошибка в учении адвентистов Рассел искал где угодно, только не в самой Библии. Эти поиски вскоре привели Ч.Т.Р. к мысли о разработке своей богословской концепции. Важной вехой на пути к созданию собственной секты стало знакомство первого ВиБР -а ОСБ с другим известным в то время среди адвентистов деятелем - Н. Барбоуром. Барбоур вместе со своими учениками покинул движение адвентистов из-за разногласий по поводу того, каким образом Спаситель придёт на землю. В отличие от адвентистов, он полагал, что это пришествие будет «духовным и невидимым». Потом тоже будет утверждать и Рассел о 1914 годе. Эта дата была обоснована в одной из общих книг упомянутых деятелей «Три мира, или Пути искупления», изданной в 1877 году. Сотрудничество между барбоуромистами и Расселом продолжалось вплоть до 1878 года, когда они разошлись по причине того, что Рассел в отличие от Барбоура утверждал, что дары Искупительной Жертвы Спасителя распространяются не только на Адама, но и на всех людей.
После разрыва с Н. Барбоуром Рассел вместе со своими сторонниками в 1879 году приступают к изданию собственного журнала под названием "Башня стражи Сиона и возвеститель присутствия Христа». Название журнала неоднократно менялось до тех пор, пока в 1966 не приобрело окончательное наименование «Сторожевая Башня». Ч.Т.Р. в своих публикациях подвергал резкой критике учения основных протестантских церквей, обвиняя их в отступлении от основных принципов Реформации. Утверждал, что является «прибором писца» (Иез.9:2), единственным, кто придерживается традиций раннего христианства. Примечательно, что в число апостолов («семи посланцев») ВиБР ОВР включил кроме себя и Ария. Это не удивительно, если учесть, что богословие СИ по сути является современной инкарнацией арианской ереси. Кроме того, в своих публикациях (4) Ч.Т.Р., объявлял все политические организации и религии порождениями сатаны. Это вызвало конфликт с властями. Организацию Рассела неоднократно запрещали, учение Рассела было объявлено вне закона. Ему постоянно приходилось регистрировать свою организацию под новым названием. Только в 1884 году «движение» было легализовано и стало называться «Международное общество исследователей Библии»(5).
С 1886 по 1904 год Ч.Т.Р. издаёт семь томов своего толкования Священного Писания «Исследования Писаний». Седьмой завершающий том был издан после его смерти в 1917 году. Характерно, что сам Ч. Рассел считал для своих адептов вполне достаточным для ознакомления с Библией прочтение этих 7 томов. Более того, всякая другая интерпретация Священного Писания ведёт адепта к гибели, а если возникает выбор между СП и его книгами, то для спасения верующих необходимо предпочесть его «Исследование Писаний».
И по сей день во время своих богослужений и занятий по исследованию Библии приоритетом СИ является ознакомление и заучивание текущей интерпретации СП, изложенной в «Сторожевой Башне». Таким образом, «традиция» получила своё продолжение. Очевидно, что, не смотря на все заверения адептов СИ, такая практика коренным образом противоречит Священному Писанию. В третьей книге, к слову сказать, снова утверждалось, что Спаситель на этот раз «незримым образом» пришёл в вой «духовный храм» в 1878 году. Само Пришествие и Амаргедон назначались на 1914 год. Связь с адвентистами здесь всё более очевидна. Время с 1904 по 1914 годы это период активной пропагандисткой деятельности СИ по всему миру. Однако, результаты и масштабы этой деятельности были значительно скромнее, чем это изображалось в брошюрах ОВД. Достаточно сказать, что в ответе на запрос, направленный в 1912 году из США на Гавайские острова, где, по утверждению Рассела велась кипучая миссионерская деятельность сообщалось, что никаких выступлений в этом регионе ОВД не организовывало (Уолтер Мартин. Царство культов). В итоге к 1914 году реальная численность адептов ОВД составляла 5100 активных проповедников (Священник Игорь Ефимов Ложные свидетельства свидетелей Иеговы (исторический очерк, критический разбор вероучения, положение в настоящее время)).
Остаётся добавить, что СИ предсказывали конец мира сего ещё несколько раз, в частности, в 1925, 1931, 1975 году. В результате последнего несбывшегося прогноза численность СИ в Западной Европе стала уменьшаться и в настоящее время в значительной степени пополняется за счёт неофитов из Восточной Европы, Латинской Америки и Азии. Все эти несбывшиеся пророчества лишний раз подтверждают истинность слов Писания: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его». (Втор.18:22),а также предостережений Христа и апостолов о лжепророках. Умер Рассел в 1916 г, так и не дождавшись осуществления своих пророчеств. На его надгробной плите написано, что он являлся «Лаодийским вестником», а рядом с могилой расположена, как уже отмечалось, копия пирамиды Хеопса. Что же касается его движения, то после смерти ВиБР-а его возглавил заместитель Ч. Т. Р. - Джозеф Рутерфорт (1869-1942), приложивших немало усилий к тому, чтобы организация «Исследователи Библии» стала одной из могущественных сект нашего времени. В 1931 году, дабы отмежеваться от дисретировашего себя основателя, члены ОВД переименовали свою организацию в «Свидетелей Иеговы». Под этим названием она и стала известна в наши дни.
(1)В дальнейшем эти «предпринимательские задатки» помогли заложить основы финансового могущества СИ. В связи с этим особенно примечательна такая страница в биографии Рассела-бизнесмена как история с чудо-пшеницей. В 1913 году с подачи сторонников Рассела крупнейший в Европе печатный орган Адвентистов 7 дня «Международное трактатное общество» рекламировало некий сорт пшеницы, способный приносить урожай в 5 раз больше, чем обычная. По этому поводу в журнале «Eagle» была опубликована карикатура на Ч. Рассела. Основатель ОСБ подал в суд на журнал и проиграл процесс, потому что пшеница оказалась недоброкачественной.
(2) Это не помешало ему заявлять, что он является специалистом в области исторического и догматического богословия, рукоположен в пасторы, а также свободно владеет древнегреческим языком и ивритом. Данная ложь основателя Общества Сторожевой Башни была разоблачена в своё время баптистским пастором Джоном Россом Гамильтоном, против которого Рассел подал иск в суд за клевету. Судебный процесс приобрёл скандальный характер: глава ОСБ поклялся именем Божьим говорить правду и только правду. Однако, он не смог назвать показанные ему буквы греческого алфавита. Это важная деталь, поскольку подобное отношение к познаниям в области древних языков, библеистики и других смежных с этими предметами дисциплин станет в СИ "традицией". Достаточно сказать, что после выхода перевода Библии СИ (перевод нового мира), подвергшегося резкой критике со стороны специалистов в области древних языков, выяснилось, что четверо из пяти переводчиков вовсе не изучали ни древнегреческого, ни древнееврейского языков, а пятый - Ф. У. Франц показал свою нечестность, когда после утверждения о своем знании этих языков и присяги в этом на суде в Эдинбурге (Шотландия) не смог выдержать простейшего экзамена по древнееврейскому.
(3) довольно странное утверждение для человека, стремящегося основывать своё учение «только на Библии».
(4) Тиражи этих публикаций значительно выросли после того, как Ч. Рассел в 1882 году продал свой бизнес и на вырученные средства основал фирму, специализировавшуюся на оказании посреднических услуг между частными фирмами и гос. структурами.
(5) В 1909 году была основана новая резиденция этой организации в Бруклине.
1. Дворкин Л.Д. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное.- Издательство братства во имя св. князя Александра Невского: Нижний Новгород,2002 2. Мартин У. Царство культов. М.: Логос, 1992 г.
3. Родес Р. Вразрез со Священным Писанием (Разбирая Писание со Свидетелями Иеговы). Ложность учения свидетелей Иеговы. –Минск "Библейская лига" 1998
4. Св. Игорь Ефимов Ложные свидетельства свидетелей Иеговы (исторический очерк, критический разбор вероучения, положение в настоящее время)
Комментарии