«Испания против российской клептократии»
Король Испании Хуан Карлос и Владимир Путин в Кремле
Марк Галеотти считает, что процессы против российских чиновников, связанных с криминалом, будут по-настоящему эффективны, если эти кампании будут не разрозненными, а скоординированными на уровне Евросоюза
Солнечная и некогда снисходительная страна, облюбованная российскими гангстерами, ищущими пристанища, бизнес-возможностей и загара, Испания становится все более амбициозной и агрессивной в своем расследовании деятельности двух сетей организованной преступности и в процессе начинает замахиваться на российскую клептократическую систему.
2 мая Испания наконец публично объявила, что еще в январе судья запросил международные ордеры на арест нескольких высокопоставленных российских чиновников, подозреваемых в участии в деятельности организованной преступной группы.
Это важный эпизод более широкой борьбы с переплетением бизнеса, политики и преступности в России, от которого страдает не только она сама, но и другие страны. Но в то же время это вызывает беспокойство в связи со сложностями использования национального законодательства в международных и даже политических целях: что происходит, когда слишком общие формулировки начинают определять политику, и как инициативы, призванные поддержать власть закона, могут сыграть на руку тем, кто пытается ее ограничить.
Нынешнее дело — часть юридического процесса, продолжающего два крупных полицейских расследования: операцию «Ависпа» (2005–2007) и операцию «Тройка» (2008–2009), — сосредоточенные на элементах двух взаимосвязанных российских организованных преступных группировок: «Тамбовской» и «Малышевской». Поначалу объектами расследования были фигуры, рассматриваемые как главари банд: в частности, Геннадий Петров, которого часто называют лидером петербургской «Тамбовской» группировки, но, вероятно, правильнее считать его просто одним из самых заметных людей в этой сложно устроенной, имеющей множество подразделений группе.
В 2008 году Петров был арестован, но затем освобожден. Он уехал в Россию, где, по всей видимости, продолжает свою деловую активность. Здесь мы сталкиваемся с одной из первых сложностей в этом деле: кто такой Петров — гангстер или бизнесмен? И почему это так важно?
В любом случае испанское расследование становится все шире и шире.
В петиции, поданной в Центральный суд прокурорами Хуаном Каррау и Хосе Гриндой в мае 2015 года, упоминается целый ряд российских чиновников и политиков, подозреваемых в связях с криминальными группировками: от бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова и бывшего премьер-министра Виктора Зубкова до действующего вице-премьера Дмитрия Козака.Виктор Зубков
Несмотря на сообщения некоторых СМИ, несколько перестаравшихся, обвинения против этих фигур высшего уровня официально не выдвинуты. Но и список тех, против кого они выдвинуты, весьма впечатляет. В него входят замдиректора ФСКН Николай Аулов, депутат Госдумы Владислав Резник и бывший зампред Следственного комитета Игорь Соболевский.
Согласно материалам дела, все эти люди были тесно связаны с организованной преступностью, либо активно участвуя в преступлениях, либо оказывая преступникам покровительство и облегчая их деятельность. К примеру, Аулова обвиняют в том, что он пользовался своим положением в правоохранительных органах, чтобы запугивать тех, кто представлял потенциальную угрозу для Петрова, а Резника — в том, что он за деньги и недвижимость способствовал назначению своих клиентов на должности в правительстве.
Пока эти обвинения не будут рассмотрены судом, узнать правду невозможно, а если учесть, что Россия своих граждан не выдает — это запрещено Конституцией, — а Испания не проводит судебных заседаний в отсутствие обвиняемых, вряд ли это случится скоро. Впрочем, какими бы ни были факты в этих конкретных случаях, можно не сомневаться, что в путинской России дела делаются именно так. Криминальные главари одновременно являются влиятельными бизнесменами, и обычно у них есть партнеры среди чиновников и политиков. Более того, обычно они остаются безнаказанными. Это политическая система, которая борется с преступностью на улицах, но не замечает ее в советах директоров и министерствах.
Испанские суды, осознанно или нет, включаются в дерзкую кампанию, пользуясь расследованием совершенных в их стране преступлений, чтобы начать борьбу против криминализации российской политики.
С одной стороны, это важная инициатива, достойная восхищения. Если что-то случится, Запад будут критиковать за снисходительность к шалостям российских клептократов, особенно, если они отмывают свои деньги через правильные банки, покупают правильную недвижимость и нанимают правильных адвокатов. Получая выгоду от глобализации и относительно свободного перемещения людей и денег, российские владельцы грязных состояний вскоре поймут, что эти же обстоятельства связывают их и делают уязвимыми перед властью закона.
Но есть и некоторые основания для беспокойства. Прежде всего, само понятие «организованной преступности» становится все более бессмысленным при расширительном применении. С точки зрения ответственности за совершенные им преступления, совершенно не важно, кем считать Петрова: «гангстером» или «бизнесменом», — но это очень важно для понимания его отношений с другими. Должно ли всякое коррупционное деяние, совершенное гражданином России на территории России, быть предметом рассмотрения в испанском суде, если это связано с человеком, находившимся в тот момент в Испании? Если это так, то любой из российской элиты окажется через вторые или третьи руки с этим связан, и в конечном счете на него будет выписан ордер на арест.
Коррупция, раздача привилегий, расхищение собственности и фаворитизм в России не единичны — это часть клептократической системы правления, через которую Владимир Путин контролирует элиту. Александр Бастрыкин и председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова
Учитывая это, нельзя не задуматься: такие кампании, начинающиеся как применение закона, не должны ли в результате намеренно или ненамеренно превратиться в международные кампании, нацеленные на смену режима?
В конечном счете, это вечная российская претензия, которой недавно придала дополнительный вес обширная статья путинского главного инквизитора Александра Бастрыкина, под чьим началом до недавнего времени служил Соболевский. Это почти манифест авторитарной и изоляционистской политики, отчасти продиктованный тем, что международное право, по мнению Бастрыкина, превращается в орудие «гибридной войны», развязанной против России.
Хотите или нет, но каждый раз, когда западные правительства или фонды финансируют российские организации, борющиеся с коррупцией, обеспечивающие независимое наблюдение на выборах или разоблачающие предвзятость СМИ, они атакуют устои существующей политической системы.
Когда западное государство пытается привлечь к суду чиновников за их связи с представителями криминального бизнеса, что, честно говоря, в России нормально, оно косвенным образом подключается к «гибридной войне» и играет на руку таким, как Бастрыкин.
Из этого, разумеется, не следует, что испанские или любые другие суды не должны расследовать дела вне зависимости от того, куда они ведут, и преследовать подозреваемых преступников по всей строгости закона. В любом случае это, вероятно, один из самых эффективных инструментов, доступных Западу, если он хочет способствовать очищению российской политической системы.
Но если так, то пусть политику не определяют отдельные судьи и магистраты, отдельные дела в отдельных странах. Пусть такие вопросы обсуждаются на национальном и евросоюзовском уровнях, а решения принимаются на более широком фундаменте. Это поможет избежать обычной проблемы, когда ужесточение контроля в одной стране провоцирует сомнительную активность в другой, более снисходительной. Кроме того, это покажет элите, которая мотивирована не путинским видением возрождающейся России, а качеством своей собственной жизни, что ей не удастся отхватить и съесть свой кусок пирога. Эти люди не смогут пользоваться одновременно свободой воровства в России и защитой закона в Европе. Они считают себя «европейцами», но не верят, что Евросоюз — действительно сообщество, основанное на общих ценностях. Это хороший способ показать им — и самим себе, — как они заблуждаются.
Оригинал статьи: Марк Галеотти, «Испания против российской клептократии», European Council on Foreign Relations
Комментарии
Этапы большого пути.
Посмотреть чем это шапито кончится..)
И пережить
Хоть намек на нее??!..))
Осетрины второй свежести не бывает. Как и управляемой демократии...
То уже тухлятина, а это - тоталитаризм.
я выше написал, что это будет самое трудное избавться от этой тухлятины.
А если балаган называют выборами - их проблемы, в Гааге объяснят.
У нас нет демократии даже уже де юре. Стоит посмотреть на законы и юрепроизводство, СМИ и т .д.
По сути у нас нет смены (и не было) Системы управления. И не было ни одной революции, а на Запале - были.
Нет, Владимир, я соглашаюсь.
А Гааги я хотел бы дождаться не меньше тебя и ох как хочется.
Там бы не только ваши были, но и наших .....
Выборы и у нас не совсем меня устраивают, а точнее, не устраивают вообще.
Путь демократии нам еще долго не светит и революции у нас ничего не изменят, из опыта знаю. Революция не изменяет мировоззрение общества, мировзрение можно в краткое время, чего мы все так хотим, изменить только длительным нисилием над сознанием. Демократа нужно воспитать, вырастить и только после этого допускать к выборам. Раб, это я не только о России, не в сосотоянии избрать свободу, у него это не заложено даже в подсознании.
А эволюция - долгий путь и его нам всем пройти в этой замкнутой системе совка не по силам. Я уже сейчас, сегодня даже, встречаю 20-летних совков. :(
Я просто - за точность формулировок..)
А то что хохлы таки двинулись верной дорогой - мой респект и уважуха.... а дорога с тысячу лье начинается с первого шага, как известно..))
Пройти еще немало... вот только РФ назад пятится... жаль страну и народ, БЫЛИ перспективы..
есть у нас такое разделение на Х и У. для понимания - жиды и евреи
Я и не думал уже, что в России есть такие люди.
Вот только вряд ли, что измнится. :(((((((
В России вектор отрицательный... перспективы как у Тузика.)
2. Я сам почти хохол по крови, потому у меня нет негатива к этому слову..)
А вот к слову "жид" - есть, это оскорбление.
Процентов 10, но мы есть. Радует, что во все времена не быдло движет прогресс, а именно меньшинство..)
у нас есть такое разделение по линии мировоззрения, и возникло оно уже давно.
Х, и Ж так и воспринимается у нас.
Такое только в КНДР....)
Мировоззрение и должно различаться, это норма.
это нормально. но когда мифологический тип мировоззрения душит в прямом смысле научно-филосфский, до тех пор и будем в опе.
если, конечно, под мировоззрением понимать систему взглядов на окружающий мир, человека, общество и природу основанной на знаниях, чувствах и эмоциях и ценностных ориентирах.
При этом помня - жернова Истории мелят медленно.. но - неотвратимо!
Люди - разные. У каждого СВОЙ взгляд. Для того и придумали демократию. И ее антипод - тиранию.
Больше просто нет иных вариантов у человечества.
п.с. я еще полит. убежища у хохлов попрошу.. все к тому..)
Жаль, не в родном Донецке.. тогда не в менее родном Луцке..))
политубежище будешь просить у Украины, а дальше - вольному воля.
Луцк - прекрасный город.
А вообще-то порядочные люди у нас востребованы и очень везде.
Но надеюсь, Россия еще оклемается..)