
5 мая в 10 часов утра в нашем газетно-журнальном издательстве проводилось заседание, посвященное профессиональному празднику. А потом, во всех редакциях сдвигались столы, на которые выкладывалось все, что было принесено с собой из дому.
И хотя с продуктами тогда было тяжело, но на этом столе торжественно возлежал сервелат, стояли вазы с салатом Оливье, нарезанным заботливыми руками женщин из Отдела писем, исходили потом бутылки «Столичной», с самого утра сберегаемые в единственном холодильнике редакторского кабинета. Для нас, журналистов – это был один из основных праздников года, такой же, как Седьмое ноября или Новый год.
Казалось, что так будет всегда. Будут долгие редакционные посиделки, в конце концов, перемещаемые к кому-то домой и длящиеся до утра. Будут бесконечные разговоры о Ницше, о внешней политике, об отмене цензуры. Как же мы мечтали пусть даже не об отмене, а хотя бы о частичных послаблениях, чтобы писать смелее, интереснее….
Но, разве мы тогда знали, что отмена цензуры будет означать так же отмену профессионализма и отмену грамотности.

Мы работали в сложное время. Каждый журналист тогда являлся «рупором коммунизма». Тем, кто сейчас уже не помнит прежних газет и журналов, хочу сказать – их читали.
Их покупали, выписывали и читали. Потому что между строк всегда можно было найти что-то такое, чего не могла бы отменить и цензура. Я недаром заговорил о профессионализме. Только настоящий профессионал может написать правду так, что она сама заговорит, отменяя идеологические рамки, формально присутствующие в тексте.
Зато о смелых, ярких статьях – говорили потом долгое время. Передавали их из рук в руки, а имена журналистов, написавших их, запоминали надолго.
С развалом СССР День печати 5 мая был упразднен. Появился какой-то новый, невыразительный день календаря, гордо названный Днем Российской печати. Таким образом, одним махом было перечеркнуто все, что долгие годы создавалось советской журналистикой.

Сейчас вы спросите, а что же было создано? Человеку далекому от работы периодических изданий – это трудно понять. Он уверен, что была просто «лживая» коммунистическая печать, которая пудрила мозги народу. Много я говорить не буду, но напомню об армии военных корреспондентов, которые во время войны поддерживали дух советских людей и помогли выстоять в борьбе.
Напомню о том, что в газеты приходили письма граждан о несправедливости, с которой те столкнулись в жизни. И журналисты помогали найти правду. Напомню про детские и юношеские газеты, которые создавали при редакциях школы юнкоров для маленьких детей и студии для комсомольцев.
Устраивали акции, кинопросмотры. Юнкоров отправляли в Артек. Пионеры собрали целый эшелон хлопка, и юнкоры сопровождали его в Иваново, освещая на страницах газеты весь путь. В Японию ходил теплоход «Пионер Востока», названный так в честь нашей газеты.
И наши юнкоры, опять же, были отправлены на Дальний Восток, и совершили недолгое плавание на этом теплоходе. Вы хотите сказать, что все это скука? Но дети были заняты. В игре, в развлечениях приобретали они, такой необходимый всем, профессионализм.
И я не скажу, чтобы юнкорами становились дети самих журналистов. Я сам находил по школам талантливых детишек, потому что главным и первым было, все-таки, умение писать, а вовсе не родственные связи.
Журналисты были элитой, всегда готовой помочь любым гражданам своей страны. Но… грянуло то, что грянуло. Опьянев от свободы, печать и оглянуться не успела, как стала «желтой». Появилось ругательное иностранное слово «парарацци» . А самих журналистов начали называть проститутками и лжецами.

«Как же так», — скажете вы, — «ведь это советская пресса была лживой». Да, советская пресса была объявлена лживой, но армия лжецов появилась как раз после этого объявления. Профессионализм стал считаться позорным явлением. В газеты хлынули все, кто только мог держать ручку в руке или набрать текст двумя пальцами.
Много ли нужно умений, чтобы написать о том, как какая-то звезденка ушла от мужа? Газеты читали до тех пор, пока все это было в новинку. Потом читать перестали, потом пришел Интернет. А следом за всем этим и новая волна цензуры. Но цензуры несколько иной.
Пиши себе, сколько влезет, об интимной жизни кого угодно или о том, что на острове Х обнаружены гигантские скорпионы. Пиши, не вставая с дивана. Пиши, что бог на душу положит. Но … уйдя из уютного пространства, российская журналистика угодила в глубокое и отвратительное болото.
Несколько последних лет я жил в России в маленьком городке, и, если бы не Интернет, то вообще ничего бы не знал о том, что происходит в мире. Потому что у нас не продают ни одной газеты с новостями или аналитикой. Газеты просто пусты, хотя стали толще.
Все забито рекламой, какими-то «сенсациями», которые вовсе не являются таковыми, и ни слова о том, что происходит на самом деле. Наверное, для народа, который зачитывается фэнтези (тоже своего рода политика), и такая пресса достаточна. Насколько я понимаю, главная цель нынешнего государства убаюкать разум и заставить его плыть по волнам фантазии.
Пятого мая, бывшие советские журналисты во многих странах мира отметят этот день. Сейчас они работают на русскоязычные газеты США, Израиля, Германии и многих других стран. Отмечают этот праздник и в некоторых странах СНГ. А я хочу поздравить с этим праздником всех тех журналистов.
И мне очень хочется, чтобы наши пользователи продолжали честные традиции профессиональной журналистики и писали лишь правду обо всем наболевшем.

Коллег и всех, кто этот праздник помнит, искренне поздравляю!
Комментарии
И если в советской газете была критическая статья - виновного чиновника наказывали.
Здравствующих и работающих работников советской печати - с праздником!
А не интересам кучки паразитов, которые этот народ грабят, как это происходит сейчас.
Разницу между советской и буржуазной прессой еще Ленин объяснил 100 лет назад.
Хотя есть и такие, кто предпочитает верить не Ленину, а разным соЛЖЕницерам, то о чем с такими говорить?
http://maxpark.com/community/129/content/5215598
(((
я это к тому что, в свое время, газета и радио (местное)
здорово мне помогли, ни когда этого не забуду...
В Советском Союзе мы знали все наши праздники по датам, пионерами готовились к их празднованию, учили стихи, выступали на всяких утренниках. Теперь я и не знаю когда нынешний день печати, где-то то ли осенью, то ли зимой. Мне не стыдно, такие газеты и журналы, а сними и день печати не заслуживают внимания.
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С "лейкой" и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
- С наше покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год.
Там, где мы бывали,
Нам танков не давали,
Репортер погибнет - не беда.
Но на "эмке" драной
И с одним наганом
Мы первыми въезжали в города.
Военный корреспондент К.Симонов 1943 г.
Подписываюсь на газеты до сих пор.Нашла газету "Новый Петербургъ", новости в мире и в городе. Многое узнаю раньше других официальных источников. Приложение к этой газете "Минуты века", много исторических фактов о людях, странах и городах.
Завтра звоню в редакцию и поздравляю с праздником.