"Хороших людей у нас гораздо больше!"
«Честных людей у нас гораздо больше, чем нечестных», Это вам каждый скажет. Если бы нечестных было больше и если бы им гарантировалась безнаказанность, всякая торговая и производственная деятельность прекратилась бы.
Но что значит «гораздо больше»? Это и 99% хороших людей, и 60%. Однако в первом случае можно пренебречь риском нарваться на «нечестность», а во втором…
…Картинка из ненашей жизни. На улице стол, на столе гора тыкв. Рядом никого нет. Желающим предлагается бросить четыре евро за штуку в ящичек с прорезью.
Кто-то возьмет, не заплатив. Но большинство – честные. Крестьянину выгоднее что-то потерять на кражах, чем стоять возле этого стола целый день.
Вот если воровать будет каждый пятый, даже два из пяти – дело другое. Хотя и в этом случае «честных людей у нас – большинство».
Честное население, которому в основном можно доверять, – очень способствует развитию экономики. Когда мало воруют, можно продавать существенно дешевле. Народ, вороватый «всего» на 30%, сам себя обкрадывает и обедняет, вынуждая тратиться на охрану и защиту.
В Северной Европе люди не потому более честные, что живут богаче, а живут богаче, потому что честнее. Одежда, книги, открытки, лазерные диски летом выставляются не внутри магазинов, а возле входа. Даже если следят, можно схватить товар – и дать деру. Но это не принято.
Очень легко, при желании, воровать мелкие предметы в супермаркетах. И воруют, конечно, Но совсем не в таких масштабах, как можно было бы ожидать.
На улице немецкого города стоит гящик, приподняв его крышку, вы можете взять сегодняшнюю газету. При этом полагается бросить в прорезь копилки 50 или 65 центов. Но газету можно взять, и ничего не бросив. Тем не менее большинство горожан монетки бросают. Брать газеты просто так – не принято.
Забытые в городском транспорте вещи (в том числе очки в дорогой оправе, проигрыватели лазерных дисков, пакеты с разнообразными покупками и т.д.) часто не пропадают, а сдаются в бюро находок. (Часто эти вещи пропадают. Но если не пропадают, немец не удивляется и не умиляется.)
Велосипеды – незапертые или со слабенькими замками – оставляют возле вокзалов, станций метро, магазинов и увеселительных заведений, а то и просто прислоняют к деревьям или к стенам зданий. Воруют, конечно, не без того – но совершенно непропорционально легкости краж. И, к глубокому сожалению, похитителями велосипедов оказываются… Скажу, чтобы никого не обидеть: не коренные немцы.
Честность и взаимное доверие – это экономические категории. Экономия на контролерах, магазинных детективах, охранных системах и т.д. Если газету из открытого ящика украдет один-другой, можно этим пренебречь, все равно в конечном счете выйдет дешевле, чем нанимать для продажи специального человека.
Русский человек, при всем его нравственном максимализме и высочайшей духовности, нетерпим не к воровству как таковому, а, скорее, к масштабам воровства. Мелкое воровство и грехом-то не считается. Особенно когда пострадавший не жалуется или как бы и нет его, пострадавшего.
У родителей – простых советских тружеников (ну, естественно, несунов, как все вокруг) сынок стал «новым русским», бандитом или банкиром. Это вызывает страшное удивление: каким образом на такой нравственно здоровой почве выросло исчадье ада?
Комментарии
Но к 80-м таких эпизодов самообслуживания уже не стало.
Это текст 96 года?
Пардон.
Но я отчетливо вижу сдвиг.
Честность становится выгодной. И это доходит до большинства.
Меня раньше удивляла жестокость законов шариата по отношению к ворам - рубить руку казалось перебором. Более того - жестокость не лучший способ привить элементарные моральные нормы. И все же, все же... Но на склоне лет я действительно изменил свой взгляд на воровство и согласен теперь, что это один из тягчайших грехов или душевных изъянов (говорю, как атеист).
Вот есть две крайности.
Там, где за хищения рубят руки, видимо страх останавливает многих воришек. Но знаю по рассказам многих людей, сталкивавшихся с миром мусульман, рассказывает, что воровство вещей неверных (или любых "не своих") даже приветствуется, по крайней мере, на бытовом, неофициальном уровне - начиная от домушников и автоугонщиков и заканчивая похищениями людей.
В другом мире рук не рубят за воровство, а даже охраняют воришку от разгневанных влдельцев имущества. Не скажу, что в таком мире покушающихся на чужое нет вовсе, но вот не принято брать чужое, и все тут, без всякого страха перед лишением руки!
Два мира, два шапиро
Мелкое воровство и грехом-то не считается."""
Это российская зависть имитирующая беззаветную честность.
В 12 часов должен был отправляться мой автобус на Муром из Меленок. Подошёл только один (!) автобус - так что подозрений не возникло. В 11.50 я сел в автобус (по билету, показав его (!!!) администратору). Но через 3-4 минуты после отъезда увидел, что автобус свернул не туда, он направился в Бутылицы, т.е. в другую сторону. Я в спешке выскочил из автобуса с двумя связками в руках, но только тогда, когда автобус уже отъехал, я заметил, что нет полиэтиленового пакета, где был бумажник и часы. (По причине жары не носил жилет, часы тоже снял с руки , прело).
Звонок в область, в органы, через полторы минуты - ответ: у водителя нет мобилы.
Я остался безо всех денег ( 2700 рублей) и без часов (для меня - не дешёвые, в феврале 2000 года стоили 770 р., теперь аналогичные стоят 3990).
Но ведь в полупустом автобусе видели, что я в спешке обронил пакет. Почему так спешил? Вернуться на автостанцию и сесть в свой автобус. И ни один деревенский не окликнул, не обратил внимание на оброненную вещь... А её видели почти все.
Теперь поднимаюсь " с нуля".
верно использовать.Все эти сферы имеют большие различия в мировоззрении.Как в них ориентироваться? Задача не из легких.
Комментарий удален модератором
Ездят специально на ржавом старье из-за тотального воровства велосипедов.
И те закрепляют тросом.
Чем лучше велик- тем мощнее трос.
Про воровство у нас.
Плохо работать=воровать.
Качество дорог, зданий, техники однозначно говорит о том, что те, кто их строил-делал работали, мягко говоря, спустя рукава.
Чему же теперь удивляетесь?