Реформа пенсионной системы - лишь имитация, а по факту - запланированный грабёж

На модерации Отложенный

Накануне стало известно, что Минфин и ЦБ готовят модернизацию пенсионной системы применительно накопительной её части. Для обсуждения пока предложено решение несправедливости, связанной с тем, что накопления пока не признаны собственностью граждан; также заявлено, что накопительная система, якобы не оправдавшая себя, будет упразднена. Но тут есть несколько «но». Предполагается, что граждане смогут распорядиться накопленными средствами лично только в чрезвычайных обстоятельствах, и то — не всей суммой.

Также говорится о том, что накопления всё же будут, но не в системе ПФР, а сразу в НПФ, и новые накопления будут не совсем добровольными. Так, все новые работающие будут по умолчанию «подписываться» на участие в накопительной системе, и лишь потом смогут снизить участие в накоплениях до нуля. И нет ещё решения о том, на какой срок разрешить не отчислять в накопления средства тем, кто отказался, есть предложения начать снова обязательно отчислять после пятилетнего перерыва.

 Но ведь заявленная «не оправдавшая себя» накопительная система принесла государству немалые средства, которые оно заморозило и отдавать никак не хочет. Теперь же подразумевается, что система накоплений будет упразднена, но сохранится фактически в другом виде. Мы попытались разобраться, что кроется за этими предложениями в беседе с экспертом Накануне.RU, экономистом, экс-зампредседателя Счётной палаты РФ, экспертом Московского экономического форума Юрием Болдыревым.

 Вопрос: Как Вы оцениваете такие изменения в пенсионной системе?

 Юрий Болдырев: У меня по этому поводу две мысли – хорошая и плохая. Если вас принудили отложить часть ваших денег и отдать их финансовым спекулянтам, но всё-таки признали, что это ваша собственность, чего раньше не делали — это хорошая новость. А плохая новость заключается в том, что принудительное изъятие у граждан средств в пользу финансовых спекуляций (то есть средств, которые неминуемо обесценятся ещё 10 раз к тому времени, как граждане пойдут на пенсию) идет под прикрытием якобы пенсионного обеспечения — на самом деле продолжается кормление паразитов и принудительное изъятие наших финансовых ресурсов в пользу ростовщиков и спекулянтов.

 Вопрос: Казалось бы, экономическая ситуация сейчас не самая лучшая, чтобы что-то еще реформировать, но тем не менее, такие инициативы есть — существуют серьёзные неразрешимые проблемы?

 Юрий Болдырев: Я думаю, что это не более, чем попытка подсластить пилюлю перед выборами, потому что многие обращали внимание на абсурдность ситуации, когда изъятые у вас ваши же деньги, тем не менее, вашими не называются. Эта реформа, по существу, ничего не меняет. На самом деле, совершенно всё равно, считается ли это вашим или не вашим — если ваши руки до этого всё равно не дотягиваются, и кто-то произвольно распоряжается этим не в ваших интересах.

 Единственный способ в современном мире распоряжаться своими деньгами в своих интересах — это вкладывать в развитие своей страны. Всякая попытка накопить в каких-то хитрых финансовых инструментах обречена на провал, потому что таких инструментов в мире не существует. Вся глобальная мировая финансовая система строится для того, чтобы никто не мог найти никакого надёжного инструмента для сбережения своих финансовых ресурсов. На это работают великие умы и великие капиталы.

 Вопрос: Есть предположение, что новая система будет особо интересна людям, у которых заработки намного выше средних — это попытка продавить интересы богатых?

 Юрий Болдырев: Вряд ли, ведь более состоятельные люди предпочитают сами искать во что вложить — то ли вложиться в деньги, то ли в недвижимость, то ли вообще в здоровье детей и внуков. То есть, чем состоятельней человек, тем меньше он полагается на то, что государственные механизмы или курируемые государством ростовщики и спекулянты что-то сделают в его интересах. На это никто не полагается.

 Вопрос: А в других странах используется ли такой принцип, что накопленное является собственностью гражданина?

 Юрий Болдырев: Насколько мне известно, именно такой принцип используется в европейских странах.

Это общий принцип — если это ваша накопительная часть, то это, безусловно, ваша собственность. Другое дело, что сама идея принудительно организуемой государственной накопительной части изначально порочна.

 Вопрос: А есть опасность потерять накопления?

 Юрий Болдырев: Такая опасность всегда есть, это зависит от того, как будет развиваться страна. Вот нам обрушили сейчас рубль в 2,5 раза, никто не гарантирует, что не обрушат ещё в 2 раза, а потом ещё. Вот этих ключевых понятий нет — а если их нет, то нет никакого инструмента сохранения покупательной способности того, что сейчас принуждают отдать этим спекулянтам. В этом главная опасность.

 Вопрос: То есть по возможности надо все сразу снимать и тратить, чтобы деньги не обесценились?

 Юрий Болдырев: В данном случае право собственности не означает право снятия. Главное тут — что никто не допустит возможности взять и забрать все деньги. От того, что они начинают называться собственностью не следует, что вы вправе их снять. Что несколько противоречит идее свободы распоряжения гражданином своей собственностью.

 Либо государство должно быть не вправе заставлять вас аккумулировать ваши деньги в какой-то части и передавать кому-то, либо государство должно гарантировать, что эти деньги не потеряют покупательной способности. Но этого нет.

 Во-первых, в Конституции не записано что главная задача государства — обеспечить сохранение покупательной способности ваших накоплений, поэтому вам в принципе даже теоретически никто и не собирается гарантировать сохранение покупательной способности этих денег. А во-вторых, всё-таки всегда есть на что направить наши мысли — направим ли мы их на то, чтобы укреплять страну, или направим на то, чтобы соревноваться друг с другом в «игре с нулевой суммой» (выигрывает кто-то один и не больше, чем есть на кону – прим. ред.)

 Вопрос: А как Вы относитесь к тому, что все новые работающие будут по умолчанию «подписываться» на участие в накопительной системе?

 
Юрий Болдырев: Я категорический противник того, чтобы граждане принуждались к участию в спекулятивной игре. Это в принципе неверно, не говоря уже о том, что всякие аргументы о том, что скоро у нас будет слишком мало работающих на одного пенсионера — это всё ложь и обман.

 Дело в том, что, если бы нас принуждали откладывать масло, сыр и яйца, и они бы могли храниться в морозильнике — это имело бы физический смысл. А нас принуждают откладывать «фантики». А яиц, масла и сыра мы получим ровно столько, сколько наши внуки произведут — они только те яйца, масло и сыр перераспределят между нами, сколько сами решат, независимо от того, сколько фантиков мы отложили. Надо, чтобы люди понимали этот важный момент. А вся концепция накопительной пенсии исходит из того, что как будто мы можем своим накоплением увеличить количество будущего масла, сыра и яиц. Это ложь. Нас просто вгоняют в тупик.

 Эти нововведения ничего не меняют. Если мы будем менять правила спекулятивной игры, но не будем приводить к игре производительной, то совершенно всё равно, какие правила спекулятивной игры. Я буду стараться в неё не играть, потому что это видимость деятельности — это не деятельность.

 Вопрос: А почему именно за этот год очень много важных тем затронули реформы — дороги, приватизация, соцпрограммы, теперь и пенсия?

 Юрий Болдырев: Многие реформы — это прикрытие нехватки денег. Например, все программы приватизации — это всё планы, которые сейчас выдаются за «вынужденные в связи с нехваткой средств», а на самом деле были программированы в 2010-2012 гг., когда никаких проблем ещё не было.

 Есть реформы, которые прикрываются трудностями, а на самом деле являются плановыми — плановым разграблением остатков государственной собственности. И есть понятие видимой деятельности вместо действительной деятельности. Вот реформы накопительной части — это видимая деятельность вместо деятельности.