К сожалению, в ходе дискуссий украинские политики и медиа довольно часто допускают абсолютно необоснованные упреки в адрес как собственно дивизии в целом, так и ее ветеранов. В том числе пропагандистским штампом в этих атаках стали бездоказательные обвинения дивизии «Галичина» в совершении военных преступлений и преступлений против человечества.
В связи с этим вызывает удивление, что на фоне обострения общественного противостояния вокруг дивизии «Галичина» в Украине до сих пор практически ничего не известно о деятельности и выводах так называемой комиссии Дешена в Канаде. Она была создана в 1985 году правительством Канады во главе с лидером консерваторов Брайаном Малруни для проверки обвинений в военных преступлениях и преступлениях против человечества, выдвинутых против ветеранов дивизии «Галичина» Центром документации Шимона Визенталя в Вене и рядом других организаций. Суть обвинений преимущественно сводилась к утверждениям о якобы участии дивизии в массовом уничтожении гражданского населения, в частности евреев, во время войны. К этой кампании на государственном уровне также присоединился Советский Союз, поддерживающий выдвинутые обвинения через газеты «Вісті з України» и «News from Ukraine». Дошло до того, что оттавская ежедневная газета «Ottawa Citizen» назвала дивизию «Галичина» самой кровожадной военной единицей периода Второй мировой войны.
Дело 217 дивизионщиков стало составной частью детальной проверки 774 украинцев, нашедших приют в Канаде в послевоенные годы. Кроме дивизии «Галичина» в поле зрения комиссии находилась украинская полиция, украинские шуцманшафты (полицейские батальоны), немецкие айцнзатцгруппы, концентрационные лагеря и структуры СС. Отдельно были выдвинуты обвинения также против около сотни немецких научных сотрудников, эмигрировавших после войны в Канаду. Считаем, что сегодня украинской общественности и политикам важно знать о деятельности комиссии и выводах проверки.
Комиссию поручили возглавить известному канадскому судье Жюлю Дешену. Ее работа проходила в непростых условиях настоящего информационного прессинга, организованного в средствах массовой информации как в Канаде, так и вне ее границ. Особые атаки в прессе были направлены именно против украинских ветеранов дивизии «Галичина». Поэтому заподозрить комиссию в каких-либо попытках скрыть правду нет никаких оснований — это было просто невозможно.
Перед комиссией Дешена стояла непростая задача — проверить обвинения, выдвинутые против каждого лица, внесенного в списки. Для этого были использованы канадские и немецкие архивы. В частности, комиссия получила исчерпывающую информацию из министерства труда и эмиграции, государственного секретариата, министерства иностранных дел Канады. Запросы были направлены в берлинский документальный центр (там находились данные об отдельных формированиях СС), Центральное бюро краевой справедливости для проверки национал-социалистических преступлений в Людвигсбурге, бюро немецкой военной обслуги в Берлине, берлинское бюро информации, Центральное информационное бюро федеральных архивов в Аахен-Корнельмюнстере и другие немецкие архивы. Кроме того, были помещены объявления в 110 различных журналах Канады, чтобы их читатели сообщили комиссии о лицах, заподозренных в совершении военных преступлений. Комиссия Дешена также заслушала представителей организаций-инициаторов расследования и представителей украинцев и украинских организаций. Сессии комиссии проходили в Оттаве, Монреале, Торонто и Виннипеге. Ее представители, по договоренности с правительством СССР, провели во Львове допросы свидетелей, что, по мнению советских служб, должно было подтвердить их требование к канадскому правительству выдать ряд лиц как военных преступников.
12 сентября 1987 года комиссия Дешена официально завершила работу и подала в правительство отчет на 966 страницах. По выводам комиссии, большинство обвинений против украинцев были необоснованны, а иногда доходили до абсурда. Из всех, против кого были выдвинуты обвинения, только в отношении около двадцати лиц требовалось дополнительное изучение их дел с правом судебной защиты. Сколько среди них насчитывалось собственно украинцев, а сколько немцев, широкой общественности было неизвестно — персональная информация имела закрытый характер. Зато точно известно, что против ветеранов дивизии «Галичина» ни одно обвинение не подтвердилось. Делу дивизии как военной единице в отчете посвящено 11 страниц общего характера и 6 рекомендаций, еще на 200 страницах представлены выводы об отдельных дивизионщиках. В своих выводах относительно участников дивизии комиссия Дешена официально утверждала, что никаких конкретных доказательств в обвинениях на их адрес предоставлено не было, в том числе Центром Шимона Визенталя. В ряде специальных пунктов рекомендаций комиссии отмечалось:
«56. Дивизию «Галичина» (14. Waffengrenadier Division der SS (Gal. Nr.1)) не следует осуждать как группу.
57. Члены дивизии «Галичина» были в индивидуальном порядке проверены перед допуском в Канаду.
58. Обвинения в военных преступлениях членов дивизии «Галичина» никогда не были доказаны, ни в 1950 г., когда их первую группу при иммиграции в Канаду задержали (по требованию ряда организаций), ни в 1984 г., когда эти обвинения были возобновлены перед комиссией.
59. За недостатком доказательств относительно участия в преступлениях или знания о военных преступниках, именно членство в дивизии «Галичина» не может быть основанием для передачи дел в суд.
60. Нет никаких оснований для лишения членов дивизии «Галичина» гражданства Канады или их депортации».
Следовательно, было окончательно утверждено, что дивизия «Галичина» как военная единица не совершила никакого военного преступления и за саму причастность к ней нельзя никого наказывать. Тем самым было оправдано от несправедливых обвинений и все украинское сообщество в Канаде. Выводы комиссии Дешена имели важное значение для украинцев также в США, Англии и Австралии. По-видимому, не случайно все последующие попытки предъявить обвинения против ветеранов дивизии «Галичина», в частности тех, кто находится в Великобритании, завершились полным крахом.
Выводы комиссии Дешена имели не только моральное, но и юридическое значение, вызвав ряд исков украинских организаций Канады и отдельных украинцев к средствам массовой информации, распространяющих обвинения против дивизии СС «Галичина».
В связи с этим позволим себе процитировать опровержения и извинения газеты «Торонто стар» за публикацию собственного корреспондента Сола Литтмана, обвинившего дивизию и дивизионщиков в военных преступлениях:
«Хотя эта украинская дивизия была включена в немецкие вооруженные силы в 1943 г., нет никаких доказательств, чтобы она совершала какие-то жестокости или другие уголовные преступления, ее члены были каждый индивидуально проверены Объединенными Нациями, британской и канадской властями после войны, прежде чем их допустили в Канаду.
«Стар» извиняется за неприятности, которые (по поводу упомянутой статьи) могли иметь ветераны дивизии, проживающие в Канаде».
А главный редактор газеты Борден Спирс в письме к адвокатам дивизионщиков прямо признал, что собственные исследования «Торонто стар» истории дивизии «Галичина» убеждают их, что «увязывать» членов дивизии с комиссией по военным преступлениям было ошибочным».
«Неправильными и обидными утверждениями, касающимися 1-й дивизии Украинской национальной армии, когда-то СС «Галичина», признал свои публикации и торонтский польский ежедневник «Звйонзковец». «Мы приносим извинения за опубликование этой статьи, — писал от лица редакции на его страницах редактор Ян Бидас. — Мы извиняемся за неприятности, которые могла эта статья повлечь».
Считаем, что эти цитаты должны стать предостережением для политических деятелей и журналистов в Украине, которые время от времени повторяют неподтвержденные обвинения в адрес дивизии «Галичина» и ее участников в совершении военных преступлений и преступлений против человечества. Ведь на территории Украины живет немало ветеранов дивизии, которые сейчас имеют право на юридическую защиту от таких публичных утверждений.
С другой стороны, для украинского правительства крайне важно официально получить от правительства Канады материалы комиссии Дешена, которые должны стать частью архивно-документальной и правовой базы в вопросе научных и юридических оценок факта существования дивизии «Галичина» и ее деятельности, а также в деле формирования официальной позиции государства относительно этого и других подобных украинских военных формирований периода Второй мировой войны.
Дивизия «Галичина» — 14 Waffengrenadier Division der SS (Gal. Nr.1), или 14 Дивизия оружия СС («Галичина» №1). Украинская военная часть, сформированная по образцу немецких пехотных дивизий в составе немецкой армии в 1943 г. главным образом из украинцев, проживающих на территории Дистрикта «Галичина» и Генеральной губернии. Формирование дивизии было связано, с одной стороны, с попытками немецкого руководства использовать все возможности для противостояния СССР на Восточном фронте, а с другой — с уверенностью отдельных украинских кругов, что на фоне поражений немецкой армии появилась возможность заложить основу регулярного украинского войска, которое может стать весомым фактором в определении судьбы Украины после войны. Причастность дивизии к войскам СС связана с тем, что, по немецким законам, в вермахте могли служить только граждане Германии. Поэтому все национальные подразделения, создававшиеся в составе немецкой армии, формировались как военные части СС, на которые эти ограничения не распространялись. Перед отправкой на фронт дивизия насчитывала около 16 тысяч воинов. Противостояла Красной армии в центре немецкой обороны в битве при Бродах (17—22.07.1944 г.) и была разбита. Остатки дивизии были реорганизованы и после новой военной подготовки в апреле 1945 г. снова направлены на Восточный фронт в район Граца (Австрия). С созданием Украинского национального комитета (март 1945 г.) 14 апреля воины дивизии приняли новую присягу на верность украинскому народу, а сама дивизия была переименована в 1-ю Украинскую дивизию Украинской национальной армии во главе с генералом П.Шандруком. После капитуляции нацистской Германии дивизия отступила в зону оккупации западных государств и была интернирована в английских и американских лагерях военнопленных.
Комментарии