27 лет после убийства

Завершено расследование трагедии на стадионе «Хиллсборо»
26 апреля 2016 года была поставлена точка в деле об одной из самых страшных футбольных трагедий в истории — давки на стадионе «Хиллсборо», унесший жизни 96 болельщиков. Британский суд присяжных признал произошедшее убийством. «Лента.ру» вспоминает события 15 апреля 1989 года.

Халатный полицейский

К гибели почти сотни болельщиков «Ливерпуля» привела преступная халатность бывшего шефа отделения полиции Южного Йоркшира Дэвида Дакенфилда, пропустившего на переполненный стадион еще 2 тысячи человек. К такому выводу пришли присяжные британского суда, вынесшего свое решение во вторник, 26 апреля. Именно Дакенфилд отвечал за безопасность во время того злополучного матча Кубка Англии «Ливерпуль» — «Ноттингем Форест» на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде.

Еще в марте 2015 года полицейский признал свою вину. «Мне было до ужаса стыдно. Я не хотел в этом сознаваться ни себе, ни кому-то еще. Что я могу сказать семьям погибших сейчас? Я сожалею, что не говорил правды, и буду сожалеть об этом до последнего дня своей жизни. То, что я говорил тогда, было сказано поспешно, на эмоциях, без реального анализа ситуации, без понимания того, какие страдания испытывают семьи погибших. Я приношу извинения этим семьям и надеюсь, что они поверят в мою искренность», — заявил он тогда.

Дакенфилд сделал это признание через год после того, как было проведено дополнительное судебное расследование трагедии. Были изучены показания более 500 свидетелей тех событий, в том числе выживших в давке людей, полицейских и медицинских работников. Дополнительное расследование было инициировано властями Великобритании после того, как независимая комиссия, анализировавшая причины трагедии, пришла к шокирующим выводам.

В сентябре 2012 года комиссия под руководством епископа Ливерпуля Джеймса Джонса, опубликовавшая на 395 страницах итоги своего расследования, сообщила: для того, чтобы обелить свои ошибочные и неграмотные действия, полиция Южного Йоркшира сознательно, подтасовав факты, «перевела стрелки» на болельщиков «Ливерпуля». Лживую информацию «слили» в таблоид The Sun, который обрушился с обвинениями на ни в чем не повинных людей. Эту газету игнорируют в Ливерпуле до сих пор.

Сами себя высекли

Сразу после трагедии, британское правительство распорядилось провести всестороннее расследование, в результате которого появился так называемый доклад Тэйлора, винивший во всем не соблюдавших правила безопасности болельщиков. После публикации доклада с английских стадионов исчезли заградительные решетки и стоячие трибуны. Сейчас на футбольных аренах в Англии мирная и почти театральная обстановка, но одна из причин этих перемен — гибель 96 человек.

Полицейский Дэвид Дакенфилд

Полицейский Дэвид Дакенфилд

Фото: Joel Goodman / Zuma / Globallookpress.com

15 апреля 1989 года должен был состояться полуфинальный матч Кубка Англии между «Ливерпулем» и «Ноттингем Форест». За год до этого в Шеффилде на том же стадионе «Хиллсборо» уже состоялся полуфинал с участием этих команд. И были проблемы: «Ливерпулю», значительно превосходящего соперника по количеству болельщиков, выделили меньшую по вместимости, к тому же старую, давно не ремонтировавшуюся трибуну «Леппингз Лейн». Возникла небольшая давка, но обошлось без жертв, и о происшествии вмиг забыли.

На этот раз фанатам «Ливерпуля» вновь выделили меньшую и устаревшую трибуну, но теперь ситуация усугублялась ремонтными работами на дороге к стадиону, из-за которых несколько тысяч болельщиков красных опаздывали на матч. В результате к стартовому свистку (15:00) перед турникетами образовалась огромная толпа. Именно в тот момент Дакенфилд допустил роковую ошибку. Понимая, что матч уже начался, он приказал впустить всех оставшихся болельщиков без проверки билетов.

 

 

На месте трагедии работала всего одна бригада медиков

На месте трагедии работала всего одна бригада медиков

Фото: Manchester Daily Express / Globallookpress.com

1/3

Толпу направили в тоннель, ведущий на трибуну «Леппингз Лейн» — и так уже набитой битком. Зрители с первых рядов под давлением вновь прибывших болельщиков оказались в смертельной ловушке. Кто-то пытался перелезть ограду и спастись, но власти, не разобравшиеся в ситуации, бросили на них отряд полицейских с собаками.

Матч был остановлен через шесть минут. В давке погибли 93 человека, еще двое — несколько дней спустя в больнице, а через четыре года умер болельщик, все это время находившийся в коме. Ранения получили 766 человек. Машины скорой помощи дежурили возле стадиона, и жертв могло быть меньше, если бы полицейские разрешили им въехать на территорию арены, но и этого сделано не было. Долгое время лишь одна бригада медиков и уцелевшие болельщики оказывали помощь пострадавшим.

Слезы капитана

13 апреля 2014 года капитан «Ливерпуля» Стивен Джеррад разрыдался после матча 34-го тура английской премьер-лиги с «Манчестер Сити», в котором его клуб одержал победу со счетом 3:2. В трагедии на «Хиллсоборо» Джеррард потерял своего двоюродного брата. 10-летний Джон-Пол Гилхули стал самой юной жертвой той страшной давки.

«Ливерпуль» был религией в моей семье, поэтому, как только мы услышали, что на матче что-то произошло, мы собрались у телевизора, ожидая новостей. Я просто не мог осознать масштабы всего этого кошмара. Никто, наверное, не мог. Почему? Как? Кто? Так много вопросов. На следующий день в полдевятого утра кто-то постучал. Я быстро спустился, чтобы открыть дверь. Мой дедушка Том, не говоря ни слова, прошел в гостиную. Проснулись все остальные, и мы встали посреди комнаты, ожидая, когда дед что-нибудь скажет. Мы сразу поняли, что-то случилось. Дедушка жил неподалеку, и не в его манерах было ходить по гостям в 8:30 утра в воскресенье. “Хиллсборо” не обошло нас стороной”, — проносилось в наших головах. Лицо деда красноречиво говорило нам, что произошло нечто ужасное. “У меня плохие новости, — сказал он, наконец. — Джон-Пол погиб”», — рассказывал Джеррард спустя много лет после трагедии.

Мартин Шкртел (справа) утешает плачущего Стивена Джеррарда

Мартин Шкртел (справа) утешает плачущего Стивена Джеррарда

Фото: Clint Hughes / AP

Сейчас, когда виновные, наконец, установлены, кто-то вздохнет с облегчением. Что будет с полицейским Дакенфилдом, принявшим несколько роковых решений? Никто этого не знает, да и вряд ли это действительно кого-то всерьез беспокоит. Главное — не повторять ошибок. Перемены, которые произошли на стадионах, исключают возможность повторения трагедии «Хиллсборо».