Каменный цветок или сказка стала явью…

Как много мечтаний и фантазий, которые человек раньше отражал в сказках.

Теперь, когда его интеллект многократно возрос, он с всё возрастающими темпами воплощает свои помыслы в жизнь.

Сейчас уже никого не удивишь ковром самолетом (летающий транспорт), сапогами скороходами (наземный транспорт) или серебренным блюдцем с наливным яблоком (телевидение и интернет) и т.д. и т.п.

Но интеллектуалы от науки не успокаиваются, пытаются сделать человека бессмертным, создают искусственный разум и многое другое, о чем мечтали в сказках наши предки. Недавно пала очередная сказка, точнее была сказка, а стала былью.

Все мы в детстве читали сказки, в том числе и сказку Павла Бажова «Каменный цветок». Современные, так сказать, «горные мастера», эти Данилы в Германии, а, по правде, просто ученые ботаники ещё те лентяи-хитрецы.

Не захотели годами в горе чахнуть, мастерству учиться – высекать из камня цветочки. Они решили заставить живые цветы каменеть. Смогли получить полностью окремненные цветы в течении нескольких дней. Для этого им понадобилось модифицировать ряд генов, отвечающих за оборот кремния в растительных тканях, и заставить их работать в новом для себя окружении. В результате окремнение начиналось вместе с развитием цветка и продолжалось в течение недели. За это время некоторые цветки полностью заместились аморфным кремнеземом — опалом.

Ученые полагают, что создание естественных минеральных реплик растений может быть весьма перспективно для декоративных целей. Растения получают кремний из почвы, где всегда присутствуют различные формы растворенных кремниевых кислот. Известно, что этот процесс регулируется группой ферментов, их работа определяет баланс поступающих и исходящих вариантов кремниевых кислот.

У долгоживущих растений, например хвойных деревьев, процесс выведения кремния из тканей может замедляться; в результате растение постепенно заполняется аморфным кремнием, превращается в вечный памятник самому себе, выполненный вариантами агата.

Наиболее известный пример этого феномена — стволы окаменелого леса Петрифайд-Форест (Petrified Forest) в Аризоне, замещенного слабо кристаллизованным кремнеземом — кварцем, опалом, халцедоном.

Но и в других растениях могут при жизни формироваться кремне-минеральные структуры. Так, гидроокислы кремнезема входят в состав соломы злаков, твердых узловатостей в хвощах и особенно в узлах бамбука. В междоузлиях бамбука, произрастающего в Индии, иногда образуются округлые образования опала (гидрофана), известные под названием табашир, его иногда используют ювелиры.

Из-за исключительно высокой скорости метаболизма во время формирования цветков весь процесс замещения растительных клеток кремнием занимал от двух дней до 1 недели. За неделю лепестки, тычинки и пестики практически полностью замещались вариантами опала.

Пока не удалось до конца отрегулировать процесс окремнения, так как из-за неравномерной экспрессии транспортеров кремния в разных тканях процесс останавливается. Однако несколько полностью опаловых цветков всё же удалось вырастить. Ученые сделали для себя из двух экземпляров этих цветков памятные украшения. Всё же это первые ювелирные изделия, полученные с помощью биоинженерии.

Ясно, что модификация минерального метаболизма у растений — это прямой путь к созданию минеральных реплик растений. Каменные цветы уже сейчас возможно создать в биохимических лабораториях; перспективен поиск пути получения железо-магниевых цветов, а также цинковых, хромовых, молибденовых.

Для всех этих элементов у растений имеются системы внутриклеточного транспорта.

Знаменитая Хозяйка медной горы будет вынуждена уступить свое место современным генетикам. Один из опаловых экземпляров цветов A. thaliana, выращенных в лаборатории.

Всё-таки, сделать из живого неживое не велика заслуга.

Вот, ежели из каменного цветка сделать живой, но эти реакции необратимы…