Нефтяные войны: катарский саммит
Представительное совещание 17 нефтедобывающих стран в столице Катара закончилось ничем. Предполагаемая заморозка добычи «чёрного золота» на уровне января 2016 осталась предположением. Ведущие страны ОПЕК и независимые добытчики углеводородов не смогли согласовать даже обтекаемое итоговое заявление. Итогом переговоров в Дохе стал анонс следующей встречи летом 2016 года – без указания повестки дня, состава участников, даты и места проведения самой встречи.
По формальным внешним признакам переговоры в Катаре полностью провалились. Делегации обменялись протокольными улыбками при встречах и взаимными обвинениями после них. В последний момент саудовские представители дезавуировали собственные намерения сократить добычу без учёта позиции Ирана. Пусть аятоллы тоже ограничат добывающий аппетит.
Королевские колебания поддержали монархии-сателлиты Персидского Залива. Сформулированное требование «Желаю, чтобы все!» совершенно несовместимо с реальным положением нефтяных и геополитических дел. Смысл катарского совещания был утрачен в процессе совещания.
Мероприятие в Дохе запомнилось целым шлейфом скандалов в отношениях между США и Саудовской Аравией.
Накануне нефтесаммита сразу два американских сенатора «вспомнили» о саудовской вине в терактах 11.09.2001. Что следует не только из гражданства авиационных террористов (15 из 19 были подданными стратегического союзника США). Секретная часть доклада Национальной комиссии США о событиях 15-летней давности содержит конкретные указания на финансовую и организационную причастность Эр-Рияда к гибели почти 3.000 американцев. По замыслу сенаторов-правдорубов, эти данные следует опубликовать и подумать о новом АТО по отношению к пособникам убийц. Для начала усилиями министерств юстиции и финансов США (и ФБР, также подчиняющегося американскому минюсту).
Власти королевства отреагировали на претензии весьма болезненно и не по существу.
Официальные представители Эр-Рияда не стали отрицать соучастия своей страны в падении нью-йоркских небоскрёбов, взрыве Пентагона и крушении авиалайнера над Пенсильванией 11 сентября 2001 года.
Официальные представители Эр-Рияда выступили с угрозами в адрес Конгресса США. Ни много ни мало, да. Обнародование секретных страниц из прошлого – которые уже являются секретом Полишинеля – способно подвигнуть американских законодателей расширить полномочия судебных органов США.
Дабы американская Фемида могла судить суверенное государство за совершение преступлений и карать это государство длинным долларом. В июле прошлого года федеральный суд Флориды отказался рассматривать антитеррористические претензии к Саудовской Аравии именно по причине её государственного суверенитета.
Судить Ирак, Афганистан, Ливию, Вьетнам и сотню других «недружественных» стран США почему-то не догадались. Зачем судить, если можно бомбить и получать компенсации в процессе оккупации?!
Саудовскую Аравию бомбить нельзя по целому комплексу весомых причин. Следовательно, необходимо получить максимальную денежную компенсацию. Её объём определит американский суд – наичестнейший в мире, абсолютно объективный к событиям 11.09.2001. Против королевской воли и норм международного права.
Разумеется, королевский дом Саудов отреагировал резко и моментально. Глава саудовского МИД лично предупредил власти США о превентивной распродаже всех активов Эр-Рияда, которые находятся в зоне действия американской юрисдикции. Речь идёт о ценных бумагах и активах на сумму 750 млрд. $. Это больше всех валютных резервов королевства. Осуществить сделки подобного масштаба по рыночной стоимости вряд ли представляется возможным.
Во-первых, потери от срочной и спешной реализации активов могут превысить половину их номинальной цены.
Во-вторых, власти США не постесняются задействовать административный ресурс и заблокировать саудовские средства.
Так что подобным заявлением Эр-Рияд скорее показал степень своей финансовой зависимости от Вашингтона, чем припугнул политиков, инвесторов и общественность США.
Далее последовал срыв саммита в Дохе по инициативе СА 17 апреля.
Конечно, выгоды США от нестабильности на мировом нефтяном рынке, от серьёзных бюджетных проблем в «недружественных» странах – просто совпадение. 18 апреля последовало закрепление успеха на саудовском направлении.
Первый заместитель помощника президента США по национальной безопасности внёс нефтяное королевство в список недружественных держав:
«Террористическая организация Аль-Каеда была основана и финансировалась гражданами Саудовской Аравии, в том числе членами правительства Эр-Рияда…»
Стоит заметить, что это мнение видного представителя исполнительной власти США. Вкупе с инициативой Конгресса по судебно-финансовому преследованию «союзника» его дела плохи. Все три ветви американской власти готовы сплести нефтяному королевству долговую петлю.
Саудовская Аравия стояла у истоков войны нефтяных цен. Разорение сланцевой нефтедобычи, снижение инвестиций в разработку углеводородов на шельфе, битумонозных песках, в условиях вечной мерзлоты и т.п. было разумной, стратегически оправданной целью. Летом 2014 года по сравнению со всеми конкурентами. Эр-Рияд справедливо оценивал свои позиции как более чем сильные:
- колоссальный объём разведанных запасов;
- низкая себестоимость добычи;
- отлаженные поставки маслянистого ресурса за рубеж и получение обратного валютного потока;
- ЗВР на уровне 600 млрд. $ и отсутствие внешних долгов;
- ни намёка на проявление «арабской весны» в центре арабского мира;
- сонм верных союзников – карликов в военном отношении, но гигантов на нефтяном рынке;
- региональный нефтедобывающий соперник Иран – под суровым гнётом международных санкций;
- другой крупный игрок на мировом рынке углеводородов находится в состоянии нарастающего конфликта с Западом, тоже с использованием санкционных мер.
Грех не ударить в столь выгодный момент, иншалла.
Но не выиграв экономическую войну с хорошими шансами на успех, нефтяное королевство развязало другую. Уже горячую и кровопролитную, в соседнем Йемене. Теоретически превосходство просаудовской коалиции над босоногим йеменским ополчением было подавляющим. Практически военная операция уже потерпела фиаско и носит оборонительный характер в направлении ретирады.
Саудовские расходы на йеменскую войну огромны и неэффективны.
Необходимо оплачивать наёмников и собственных «вояк», восстанавливать объекты после налётов партизан и ракетных обстрелов армии Йемена, ремонтировать технику и покупать новую после трофейных потерь.
Необходимо бороться с реноме авиационных палачей, с авторством бомбовых ударов по свадьбам и школам. По арабским свадьбам и арабским школам.
Необходимо пополнять запасы высокоточного и прочего вооружения, находясь в полной оружейной зависимости от США.
Дефицит саудовского бюджета достиг 88 млрд. $, ещё больше потрачено на стабильность валютного курса риала. Существенная доля саудовских активов хранится опять же в США.
Меры по повышению внутренних цен на топливо, введение НДС шокируют сограждан и слабо отражаются на состоянии государственных финансов.
Социальные расходы в СА велики, верноподданные не привыкли к малейшим ограничениям материального достатка.
От экспорта нефти зависит 90 % импортных поставок.
Иран вышел из-под режима международных санкций, сложности других нефтедобывающих стран тоже оказались некритичны.
Сланцевая индустрия нокаутирована, для её восстановления требуются долгие годы и стоимость барреля от 60 $.
Весной 2016 Саудовскую Аравию вынудили продолжить войну нефтяных цен под страхом американского финансового наказания. Возможно, что решение о старте энергетического противостояния монархия приняла сама – но риск потери 750 млрд. $ перевесил позитив нефтяного перемирия. После управляемого срыва консультаций в Дохе представители Белого Дома «не нашли прямых признаков причастности Саудовской Аравии к терактам 11.09.2001».
Пока не нашли. До следующих иллюзий Эр-Рияда о своей самостоятельности.
Комментарии