Переговоры на условиях проигравшей Украины
На модерации
Отложенный
Киссинджер: настал момент для решения конфликта на Украине путём переговоров
Бывший госсекретарь (1973-1977) и советник президента США по национальной безопасности (1969-1975) 99-летний Генри Киссинджер заявил о поворотной точке в конфликте на Украине, которой нужно воспользоваться, чтобы достичь урегулирования путём переговоров и избежать эскалации, чреватой глобальной катастрофой.
Статья Киссинджера под названием «Как избежать новой мировой войны» размещена на сайте британского еженедельника The Spectator накануне выхода субботнего выпуска журнала.
«Действительно ли сегодня мир переживает аналогичный переломный момент на Украине – теперь, когда зима поставила на паузу широкомасштабные военные операции?
Я неоднократно выражал свою поддержку военным усилиям союзников, которые стремятся положить конец действиям России на Украине.
Однако постепенно приближается момент, когда нам необходимо будет опереться на стратегические изменения, которые уже случились, и интегрировать их в новую структуру, чтобы достичь мира путём переговоров»,
– пишет он.
По мнению Киссинджера, впервые в современной истории Украина стала «важнейшим государством Центральной Европы», оказывая сопротивление «российским неядерным силам, со стороны которых угроза нависала над Европой с момента окончания Второй мировой войны».
«В рамках процесса мирного урегулирования Украина должна будет обрести связь с НАТО – в чём бы это ни выражалось.
Вариант с нейтралитетом Киева больше не имеет смысла, особенно с учётом того, что Финляндия и Швеция уже вступили в состав альянса.
Именно поэтому в мае я рекомендовал прочертить линию прекращения огня вдоль границ, которые существовали до начала российской спецоперации 24 февраля.
Россия могла бы отказаться от тех земель, которые она присоединила с тех пор, но не от тех территорий, которые она присоединила почти 10 лет назад, включая Крым.
Они могли бы стать предметом переговоров после заключения перемирия, – предлагает бывший дипломат. – Если не удастся вернуться к прежней разграничительной линии между Украиной и Россией путём боёв или переговоров, можно рассмотреть вариант с применением принципа самоопределения.
На территориях, принадлежность которых вызывает наибольшие разногласия и которые на протяжении веков неоднократно переходили из рук в руки, можно провести референдумы о самоопределении под наблюдением международного сообщества».
Киссинджер считает, что «цель процесса мирного урегулирования должна состоять из двух элементов: стороны должны закрепить свободу Украины и разработать новую международную структуру, особенно для Центральной и Восточной Европы».
И Россия, по его словам, «должна обрести своё место в этой структуре».
«Некоторые убеждены, что наилучшим результатом будет Россия, обескровленная в результате конфликта.
Я с этим не согласен, – заявил экс-госсекретарь. – Несмотря на свою склонность к насилию, Россия на протяжении более пяти столетий вносила решающий вклад в сохранение глобального равновесия и баланса сил.
Нельзя преуменьшать её историческую роль. Военные неудачи России никак не сказались на её глобальном ядерном потенциале, что позволяет ей угрожать эскалацией на Украине.
Даже если её военный потенциал существенно уменьшится, распад России или утрата способности реализовывать её стратегические программы превратят её территории, охватывающие 11 часовых поясов, в вакуум, за который развернётся ожесточённая борьба.
Противоборствующие сообщества внутри её территорий могут захотеть решить свои споры насильственным образом.
Другие страны могут попытаться отхватить куски России с помощью силы.
И все эти опасности будут усугубляться наличием тысяч единиц ядерного оружия, которые делают Россию второй крупнейшей ядерной державой в мире».
Киссинджер призвал мировых лидеров задуматься о последствиях украинского конфликта, а кроме того – «о долгосрочной стратегии касательно зарождающихся высоких технологий и искусственного интеллекта».
Он обратил внимание на то, что «уже сейчас существуют автономные системы вооружений, которые могут определять, анализировать и наносить удары по целям "по своему усмотрению", то есть они уже способны начать собственную войну».
При этом пока не ясно, как «лидеры смогут осуществлять контроль, если компьютеры будут самостоятельно прописывать стратегические инструкции в таких масштабах и таким образом, которые, в сущности, ограничивают вклад человека и даже угрожают ему».
«Преодоление разрыва между современными технологиями и стратегиями осуществления контроля над их применением – или даже пониманием того, какими могут быть их последствия, – это такой же важный вопрос сегодня, как и изменением климата, и он требует от лидеров блестящего владения как технологиями, так и историей»,
– указал бывший дипломат.
В конце он написал:
«Стремление к миру и порядку заключает в себе два компонента, которые иногда рассматриваются как противоречащие друг другу: это стремление выстроить структуру безопасности и необходимость актов примирения.
Если мы не можем достичь и того, и другого, мы не сможем добиться ни того, ни другого.
Путь дипломатии может показаться сложным и разочаровывающим.
Но для достижения мира необходимо и видение, и мужество, позволяющие совершить это путешествие».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя статью, отметил:
«Талант, опыт и экспертиза Киссинджера востребованы всегда, особенно они востребованы в таких острых ситуациях.
Мы с большим интересом ознакомимся с этим материалом. Пока, к сожалению, такой возможности не было».
Комментарии
...это ясно даже неврождённому младенцу....