Возможна ли межрелигиозная этика?
На модерации
Отложенный
Навела на тему статья:
24 сентября, 2004
Юлия Таратута, Олег Кашин, "Коммерсантъ"
"Священнослужители просят отменить 7 ноября"
http://www.religare.ru/print10447.htm
(А также воспоминание о моём собственном опросе "Если при мне оскорбляют святыни чужой религии, то я ..." http://www.podrobnosti.ua/perl/votin...?q=3605&p=main на Подробностях-Уа.)
Первое впечатление: иерархи разных конфессий беседуют и приходят к общему знаменателю, хотя строки "Нет Бога кроме ..." можно найти в каждой Священной Книге.
И это (договоропригодность церковных иерархов) радует. Особенно на фоне скандала с публикацией карикатур на пророка Мохаммеда в датской газете.
Второе впечатление: "против кого дружите?" Ответ прозрачен: борьба за "коммунистическое наследство" на территории России: православные борются за представителей народов "с православной традицией", мусульманские, иудаистские, буддистские - соответственно.
Третье впечатление: кого-то не хватает в списке членов межрелигиозного совета: христиан, которые католики и которые протестанты. Хотя от мусульман и иудаистов присутствуют БОЛЕЕ ОДНОГО представителя в списке Межрелигиозного совета, у мусульман и иудаистов - плюрализм - что радует.
Более того "против кого дружите" - получается, что против тех, с кем воевали и кого победили 4 ноября 1612 года: против поляков, читай католиков. Это старший из братьев в Межрелигиозном совете - Русская Православная Церковь - получает свой персональный бонус в борьбе с прозелитизмом католиков.
И это - огорчает: французы на стезе евроинтеграции (о которой нам в бывшем СССР можно только мечтать) с немцами от разу до разу стушёвывают праздник победы над Германией 1945 года, а нам (России, всем гражданам, а не только православным) реанимируют давно забытый конфликт 1612 года.
Рискну сказать, что и среди бизнесменов найдутся нелюбители Польши (которые материально поддержат духовное недовольство Русской православной Церкви) по простой причине: мы стартовали в экономических реформах (как бы к ним не относиться) на 2,5 года позже Польши (январь 1992 и июль 1989 года) и местами проигрываем в экономике "как пятиклассник восьмикласснику", "младше, хотя больше".
Спрашивается: на что это похоже, Межрелигиозный совет?
Поразмыслив: более всего на политическую коалицию, политическую борьбу. Межрелигиозная этика оказалась этикой политиков. "Языком межнационального общения галльских племён оказалось не какое-нибудь галльское наречие, а латынь, со временем превратившаяся во французский язык".
Поразмыслив и без ёрничества: и это радует. В отличие от слов бывшего госсекретаря США Колина Пауэлла, который 11 сентября 2001 года (от большого ума?) назвал ислам агрессивной религией.
Куда межрелигиозная этика эволюционирует - в России в частности? Могу предположить, что к появлению (как в Италии, Германии...) партий с честно конфессионными названиями. И к беседам в рамках совета ещё и католиков, и протестантов разных, и квазирелигии коммунистов ...
Возвращаясь к вопросу в заголовке: возможна ли межрелигиозная этика?
Возможна. Даже просто необходима.
Чтоб по ночам нам всем спалось спокойней.
Комментарии
Какому Богу молишься, у того и проси кусок хлеба.
((Коммент: Те боги, которые посылают за куском хлеба к другому богу - неспособны быть богами.))