Почему Обама должен посетить Хиросиму, или Снова о ядерном оружии

В первые годы после Второй мировой войны, только истинный оптимист мог бы заявить, что в последующие семь десятилетий никто не станет применять ядерное оружие на своих врагах. Несмотря на опасные ситуации и не менее опасное оружие, мир совершил этот подвиг. Если Обама решил стать первым американским президентом, который посетит Хиросиму, его цель должна состоять в том, чтобы обеспечить еще как минимум семь десятилетий неядерного мира.

Ядерные бомбардировки Хиросимы 6 августа 1945 года и Нагасаки спустя три дня, остаются одними из самых страшных глав в истории войн. Атомные бомбы положили конец войне с Японией, но также ввели мир в ядерный век, грибное облако которого наводит страх на любого человека.

Оставшиеся в живых после нападения японцы на своей шкуре прочувствовали варварский характер ядерного оружия. Обама должен воздать должное их самоотверженности. В ходе своего визита он не обязан давать оценку действиям бывшего президента Трумэна, который принял решение применить ядерное оружие, и не должен вмешиваться во внутренние дебаты Японии о ее роли в безъядерным военном ведомстве во все более опасном регионе.

После того, как Советский Союз обзавелся ядерным оружием — началась эпоха взаимного безумного уничтожения. Сдерживание работало в течение долгого времени напряженной холодной войны, но опять же не без ошибок и ложных тревог, пугающего перенасыщения арсенала и угрозы попадающих в руки террористов ядерных материалов.

Сейчас самое время прекратить практику холодной войны, поэтому США и России нужно перестать держать находящихся на боевом дежурстве межконтинентальные баллистические ракеты, готовые к запуску в течение нескольких минут. Соединенные Штаты не проводят ядерные испытания, но ратификация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, отвергнутая Сенатом в 1999 году, заслуживает еще один шанс на пересмотр в свете достижений в области компьютерного моделирования.

Реальность такова, что в ближайшее время от ядерного оружия никто не собирается избавляться. Оно впилось в ткань Атлантического альянса, а также является своего рода щитом безопасности для США и их союзников — Японии и Южной Кореи.

В Хиросиме Обама мог бы вспомнить и проанализировать невыполненные обещания своей пражской речи в 2009 году относительно ядерной программы, которая принесла ему Нобелевскую премию мира, и предоставить планы по сокращению ядерных арсеналов. Соглашение о прекращении ядерной программы Ирана должно строго соблюдаться и соответствовать программе Северной Кореи.

Обладателями крупнейших ядерных арсеналов на планете являются Россия и США. Между странами существует соглашение, целью которого являются постоянный мониторинг и сокращение ядерного вооружения. Программа Нанна — Лугара показала возможность совместного сотрудничества в области уничтожения ядерных материалов и других видов оружия массового поражения. Даже Китай, долгое время скрывавший свои ядерные программы, проявил интерес к сотрудничеству в области ядерной безопасности.

Обама может опасаться, что критики исказят смысл его поездки в Хиросиму. Но его присутствие и слова могут обратить внимание на очень сложные задачи. Кроме того, он может опровергнуть опрометчивые замечания республиканского кандидата в президенты Дональда Трампа, который предположил, что Япония и Южная Корея могут запустить собственные программы по созданию ядерного оружия.

Семь десятилетий без ядерного оружия — это конечно замечательно, но нужно приложить все усилия, чтобы продолжить эту тенденцию.