Минобороны не решает, а скрывает проблему

На модерации Отложенный

На Youtube на днях появился ролик, из которого можно было понять, что в одной из воинских частей прямо на плацу произошла массовая драка. Весьма скудная сопроводительная информация к ролику сообщала, что драка произошла на национальной почве в военной части под Наро-Фоминском. Невнятное пояснение гласило, что якобы военнослужащие из Дагестана и солдаты-славяне «качали права». Некий дагестанец отдал неправомерный приказ русскому солдату, тот не подчинился. В результате возникла массовая драка, в которой с каждой стороны приняли участие десятки человек. Из текста сопровождающего ролик относительно внятно можно разобрать лишь финальный комментарий снимающего: «Все!.. Даги победили». «Дагами», как известно, на армейском жаргоне называют выходцев из Дагестана.

Как обычно происходит в таких случаях, военное ведомство постаралось эту скандальную историю утаить. Оно запретило всем командирам и начальникам Министерства обороны, а также Московского военного округа, в состав которого входит бригада, где случилось ЧП, разглашать о нем какую бы то ни было информацию. В случае неповиновения им пригрозили лишением премии по итогам месяца и года.

Тем не менее, «Комсомольской правде» удалось найти «неофициального» информатора, рассказавшего следующее:

«За день до этой драки были мелкие столкновения дагестанцев и русских разведчиков-срочников в местном клубе. Затем те и другие «забили стрелку» на следующий день на плацу, в 8 вечера. Но даги повели себя нечестно: они напали огромной толпой на шестерых разведчиков еще днем. И понеслась. Разведчики заметили, что «наших бьют»,— кто успел, тот выбежал на помощь. Тем не менее, дагов было больше, и они, конечно, замесили наших ребят. Затем на плац выехал командир бригады и пустил очередь из «калаша». На этом все и закончилось. Итог: 10 человек в больничку, нескольких дагестанцев отправили на гауптвахту. Затем в течение недели-двух и русских, и кавказцев гоняли на марш-броски и всячески наказывали. Сейчас в Кантемировской дивизии (это еще старое название соединения под Наро-Фоминском, оно уже преобразовано в две бригады) собираются организовать отдельную роту ребят со спортивными разрядами, которые будут хоть как-то контролировать горячих южан...».

Из рассказа также следовало, что хотя ролик с видеозаписью драки появился в интернете 10 августа, сам инцидент произошел еще несколько недель назад.

Скандалы, в которых в качестве «главных героев» фигурируют военнослужащие-дагестанцы, происходят в наших воинских частях с незавидной регулярностью. Месяц назад были осуждены семь матросов-дагестанцев: Виталий Шах, Гаджибахмуд Курбанов, Араг Эминов, Сиражутдин Чериев, Наиб Тайгибов, Ислам Хамурзов, Джамал Темирбулатов. Они заставили около 15-ти своих сослуживцев лечь на землю так, чтобы из их тел получилось слово KAVKAZ. Перед этим для устрашения один из военнослужащих был жестоко избит. Помимо этого, они неоднократно грабили и избивали срочников, но те решились рассказать о происходящем в их части только после истории с KAVKAZ. Кстати, и тогда воинское начальство попыталось эту историю замять. Но вынужденное провести расследование, оно выявило такие факты, что пришлось отдать дагестанцев под суд.

В частности, выяснилось, что дагестанцы не только грабили и избивали славян-новобранцев, но и отбирали у них еду. В столовой за один стол вместо положенного отделения матросов усаживалось по одному-два дагестанца. Другие срочники оставались голодными и вынуждены были есть яблоки с росших неподалеку деревьев. В общей сложности, от их действий пострадали 38 человек.

Не менее дикая история случилась пару лет назад и под Самарой, в военном городке поселка Кряж, где дагестанский дембель с земляками устроил налет на казармы разведроты. Два десятка кавказцев избили и ограбили 18 срочников, не сумевших оказать сопротивления. В итоге на скамью подсудимых попали лишь трое хулиганов: один получил три года колонии, другой — два года и три месяца, третий — одиннадцать месяцев. Самому младшему из нападавших, 23-летнему Джанбулату Садуллаеву, дали 3 года колонии общего режима за побои, грабеж и хулиганство.

25-летнего Марата Шогенова приговорили к двум годам и трем месяцам заключения. А Таймурад Абдурахманов получил и вовсе 11 месяцев. При этом 10 из них он уже отсидел в камере предварительного заключения, пока шло следствие.

Прокурор на процессе был удивлен тем, что подсудимых оказалось лишь три человека из большой ватаги хулиганов. «Это же надо, в деле 7 томов, и никто никого не нашел!» – сказал он. Такой безнаказанный хулиганский налет, да еще на подразделение с гордым названием «разведрота», военные неофициально объясняли тем, что солдаты просто боялись применять насилие, и тем более оружие, чтобы самим не попасть на скамью подсудимых.

Один из военных добавил, что в тот день старослужащие были в увольнении, а в гарнизоне остались только 19-летние мальчишки. Они отслужили в армии полгода, а затем подписали контракт. Командование части тоже признало, что пострадавшим «разведчикам» до спецназа было еще далеко. Их только учили ориентироваться на местности и собирать информацию. В зале суда контрактники смотрелись, как побитые дети. Сидели, опустив головы, шмыгали носами и мямлили, писала «КНа». Даже судья высказала недоумение по поводу состояния вооруженных сил на примере случившегося в разведроте. «И эта армия будет нас защищать?!» — воскликнула она после очередного слушания дела.

Впрочем, когда «даги» вдруг получают отпор, начинают вовсю глотку вопить различные «солдатские матери» и прочие «правозащитники». Год назад в мотострелковой части в алтайском Алейске также произошла массовая драка среди солдат, призванных весной-летом того же года. Более четырех десятков дагестанцев попытались «подмять под себя» русских сопризывников. Но, как это нечасто бывает, те проявили солидарность, и толпой около 200 человек прямо на плацу избили 44 дагестанских сослуживцев. По этому поводу комитет солдатских матерей жаловался президенту РФ, военная прокуратура заводила уголовное дело, но, по словам помощника военного прокурора СибВО по связям с общественностью Владимира Макарова, «серьезно никто не пострадал», и дело, похоже, все же замяли.

Тем не менее, сама проблема никуда не делась. Хотя, строго говоря, существовала она и в советские времена. Просто тогда, на фоне многочисленных призывников из республик Средней Азии и Закавказья, создававших еще большие проблемы, дагестанцев было сравнительно немного. А когда они представлены в небольших количествах, они, в общем-то, чаще всего нормальные и вменяемые люди. Да и вообще, среди дагестанцев, как говорится, «по жизни», нормальных-то людей большинство.

Возможно, для того, чтобы решить эту проблему, военному руководству необходимо будет отслеживать национальный состав призывного контингента, и не допускать крупной концентрации призывников из северокавказских республик. Возможно, пора часть из них направлять в отдельные формирования, «горские» или «кавказские» полки или бригады. Особое внимание необходимо уделить при создании профессионального корпуса сержантов, подготовке сержантов именно из числа кавказцев, которых впоследствии направлять на постоянную службу именно в «горские» части. Как показывает опыт, сержанты (и офицеры) дагестанского происхождения могут приучить своих земляков к воинской дисциплине несравненно более эффективно других.

Возможно, положительную роль, как надеется часто привлекаемый КМ.RU в качестве эксперта главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, должна сыграть военная полиция, решение о создании которой вот-вот должны принять.

В любом случае, надо признать существование этой проблемы. И принимать меры к ее урегулированию. Самое же неудачное, что можно сделать, и чем сегодня занимается наше военное ведомство – это попытаться, заняв позу страуса, притвориться, что этой проблемы не существует вовсе.