Кризис может похоронить Евросоюз
Рассматривая выводы из общей теории кризиса, я неоднократно говорил о том, что достаточно велики шансы на то, что Евросоюз в своем нынешнем состоянии перестанет существовать.
Мне активно возражали: и несогласные с теорией кризиса вообще, и те, для кого такие выводы не являются приемлемыми с идеологической точки зрения. По этой причине мне хотелось бы повторить свои аргументы более подробно, тем более что, как будет показано чуть далее, для них появились дополнительные основания.
Итак, самым главным аргументом в пользу распада (точнее, серьезной трансформации) Евросоюза является то обстоятельство, что это объединение нескольких принципиально различающихся по типу экономики государств. Первый тип – это индустриальные государства севера Европы, значительная доля доходов которых формируется за счет экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости (высокотехнологической). Это – в первую очередь, Германия, но еще и Швеция, Швейцария, Франция и северная Италия.
Второй тип – преимущественно южные страны, которые экспортируют, в основном, сельхозпродукцию, стоимость рабочей силы в которых существенно ниже, и, наконец, в которых важную роль в обеспечении доходами значительной части населения играет иностранный туризм. Страны второго типа более бедные, чем первого, и в рамках ЕС важную роль играют программы выравнивания доходов между ними. Беда только в том, что по мере развития кризиса находить для них источники становится все сложнее.
Дело в том, что в периоды экономических кризисов страны второго типа всегда компенсировали падение туристических потоков увеличением социальных расходов бюджета. А сопутствующее снижение национальной валюты к тому же позволяло увеличивать привлекательность соответствующих стран среди туристов. Сегодня, в условиях введения евро, это стало невозможно, и Греция, Испания, Италия, Португалия стали серьезной угрозой стабильности зоны евро.
Более того, страны с первой моделью уже не могут себе позволить существенно увеличивать выплаты на поддержание стабильности ЕС. Евросоюз – это не одно государство, а совокупность суверенных государства, в каждом из которых свои выборы, и граждане в условиях падения жизненного уровня совершенно не склонны голосовать за политиков, которые будут предлагать еще более сократить их доходы, поддерживая кого-то другого. Если бы речь шла о падении уровня жизни на 2-3%, то еще можно было бы что-то обсуждать, но сегодняшний кризис приведет к падению доходов как минимум на 50% — а это значит, что сохранить прежние механизмы перераспределения денег внутри ЕС станет практически невозможно.
Нужно еще учесть, что в ЕС есть и страны третьего типа, в основном, это страны, входивие в бывшие мировую систему социализма (а то и бывшие республики СССР). Все реальное производство в этих странах уничтожено (поскольку оно входило в советскую систему разделения труда), а доходы граждан поддерживались за счет роста цен на недвижимость и дотаций ЕС. Зачем все эти страны донорам Евросоюза, рационально объяснить гражданам (и избирателям) этих стран-доноров невозможно. В реальности эти государства присоединялись к ЕС для окончательного оформления и легитимации разрушения советского блока, однако это — аргументация для Атлантических элит, но не для рядового европейского обывателя в условиях кризиса.
Но тогда возникает вопрос: а кто и как начнет это разделение, ведь это, в некотором смысле, покушение на основы. И вот один из вариантов ответа, который пришел в информационном сообщении (источник – rbc.ru):
«Партия президента Франции Николя Саркози предлагает вернуться к пограничной системе в Евросоюзе. По мнению главы партии Хавьера Бертрана, это необходимо, чтобы бороться с нелегальной миграцией. По его словам, «на общеевропейском уровне необходимо более жесткое регулирование, чтобы пограничные службы могли работать как на воде, так и на суше», передает Associated Press со ссылкой на французские СМИ».
Вот оно оказывается как! Дело просто-напросто в терроризме, это он требует восстановления границ. Ну, а дальше дело пойдет — и, в конце концов, когда заграница снова будет заграницей, перечислять туда деньги станет вовсе неправильно. Роль чисто националистических партий и движений в главных европейских странах сильно вырастет, механизмы защиты внутренних рынков и поддержки доходов своего населения существенно усилятся, и как в этой ситуации будет выживать Евросоюз, я не очень себе представляю.
Разумеется, я не настаиваю, что все будет именно так. Но первые шаги уже сделаны: лидер страны, видного члена ЕС, открыто и публично высказывается о целесообразности принятия мер, которые могут стать началом распада ЕС. Сегодня он, конечно, скажет, что такого быть не может, однако с учетом продолжающегося кризиса все эти предложения выглядят совсем иначе, чем они могли бы выглядеть еще года три назад… События развиваются, и идут они, судя по всему, совсем не так, как предполагают нынешние политические лидеры.
Комментарии
а тем более брать под это дело кредит.