Путин из воска, или Растущее влияние России на периферию ЕС

В крохотном музее восковых фигур, расположенном в конце оживленной улицы, которая находится в часе езды от Белграда среди уличных кафе под открытым небом, дисконтных магазинов одежды и подержанных мобильных телефонов, художники работали день и ночь на протяжении двух месяцев, чтобы отдать дань Владимиру Путину.

Фигура стоит в одном ряду с югославским флагом Коммунистической партии и такими местными светилами, как Слабодан Милошевич и Иосип Броз Тито, а рядом красуется надпись «спасибо Путину за поддержку сербской оппозиции, стремящейся к независимости Косово».

«Около 75 процентов сербских граждан уважают Путина и Россию, поэтому мы решили позволить ему стать первым иностранцем. Россия нам много в чем помогла», — заявил Драган Маркович Пальма, мэр Ягодина, представивший статую в прошлом месяце.

После того, как премьер-министр Вучич объявил о своей предвыборной кампании, направленной на подготовку страны к членству в Европейском Союзе, страна столкнулась с ростом национализма. Население Сербии составляет 7,2 млн человек, которые по-прежнему тепло относятся к России, ставят под сомнение будущее своей страны в ЕС, и до сих пор таят обиду из-за кровавого распада Югославии. Одним из инициаторов стала радикальная партия, которая хочет прекратить все переговоры по присоединению Сербии к торговому блоку.

Европейский союз и Россия

Спустя более двух десятилетий после падения коммунизма, Россия вновь обхаживает страны, над которыми когда-то имела господство. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан заключил «ядерную сделку» в размере $11 млрд с правительством Путина, пытается во всем ему подражать и стремится создать «нелиберальную демократию». Президент Чехии Милош Земан и словацкий премьер Роберт Фицо уже заявили, что отношения с ЕС не должны идти в ущерб России.

Согласно опросу, проведенному 10 апреля телеканалом B92 и Центром за свободные выборы и демократию, только 11 процентов сербских избирателей поддерживают присоединение к ЕС и НАТО, который бомбил сербов дважды в 1990-е годы, в то время как 72 процента выступили против этой идеи. Этот результат более пессимистичен, нежели 48 процентов, выступивших за вступление в ЕС в государственном опросе Сербского отделения Управления европейской интеграции, которое не опрашивало людей о вступлении в НАТО. В то же время, 8 из 18-ти участвующих в парламентских выборах партий, являются пророссийскими.

Общества дружбы

Более того, давление на внешнеполитический курс Сербии по продвижению в восточном направлении идет параллельно с разрушением российско-сербских дружественных общин, таких как «Общество русских и их потомков» и «Фонда стратегической культуры», сообщают сербские интернет-ресурсы, освещающие события Сербии, России, Балкан и стран бывшего Советского Союза.

«Вполне возможно дальнейшее увеличение российского влияния. Я не удивлюсь, если через два-три года Вучич изменит свою риторику и с ЕС переключится на Россию», — сказал Йово Бакич, профессор социологии Белградского университета.



Тем не менее, уже выделенными 3 млрд евро из казны ЕС, Вучич стремится присоединить Сербию к Еврозоюзу к 2020 году. Это является главной целью его внешней политики. Некоторые сербы видят ЕС, а не Россию, как путь к повышению уровня жизни, обращая внимание на Словению и Хорватию, которые присоединились к блоку в 2004 и 2013 годах.

«Мы хотим хороших отношений с Россией, и они у нас есть», — заявил Вучич 21 марта в интервью местной телекомпании Happy TV. «Но также мы хотим, и движемся в сторону Европейского Союза».

Такой подход поддерживают прямые иностранные инвестиции, в основном со стороны ЕС, который пытаются нарастить свое влияние в Сербии в течение последних пяти лет.

«ЕС позволит Сербии не только присоединиться к блоку, но и реально изменить жизнь наших граждан», — говорится в недавнем заявлении Майкла Девенпорта, главы делегации ЕС в Сербии.

Тем не менее, неимоверная культурная близость сербов к Россией еще не угасла. Ведь именно РФ после Второй мировой войны помогла коммунистам завоевать власть при Тито. В отличие от большинства славянских народов в регионе, обе страны населяют православные христиане, которые пишут на кириллице.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что переговоры с ЕС для Сербии являются «абсолютно суверенным выбором», но предостерег от какой-либо «деструктивной логики», которая по его мнению виновата в «глубоком кризисе украинской государственности." Кремль отрицает все обвинения со стороны ЕС и США, которые заявляют, что Россия поддержала повстанцев, чтобы не выпустить Украину из сферы своего влияния.

Вучич по-прежнему уверенно лидирует в опросах. Согласно результатам опроса на начало марта, проведенного в Белграде исследовательским агентством Faktor Plus, его поддерживают 50,9% населения. Тем не менее, в апреле он предупредил, что лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель, ранее обвиняемый в военных преступлениях Гаагским трибуналом Организации Объединенных Наций, может подорвать его попытки по формированию нового правительства.

Согласно опросу, Шешель находится на третьем месте с 7,8 процентами, и после оправдательного приговора может получить до четверти голосов избирателей. Заместитель президента при Милошевиче настаивает на прекращении переговоров с ЕС.

«Нашими друзья могут быть только те, кто нас не бомбил», — сказал он на пресс-конференции после своего оправдания.

Но ему и другим пророссийским деятелям не хватает времени, чтобы извлечь выгоду из славянской дружбы, особенно среди тех, кто пострадал от разрушенной экономики во время войны два десятилетия назад.

«У нас нет ничего общего с Россией», — заявил 38-летний безработный плотник Александар Радокойкович. «Большинство вещей поступают в Сербию с Запада, и если мы когда-нибудь побежим отсюда в поисках работы — это опять же будет Запад, а не Россия».