Тайная миссия пилота Путина

У меня есть три объяснения, почему Путин в этот раз тушил пожары на самолете. Самое интересное, что все они могут оказаться правильными и вполне сочетаться друг с другом. 

Объяснение первое: захотелось. Чисто по-пацански. Он любит такие штучки. Верхом ли, поплавать ли, и в подводной лодке, и на самолете. Есть у человека и адреналин, и тестостерон. В детстве фильмы с Гойко Митичем смотрел. Потом Рэмбо. После этого сесть за штурвал вполне логично – ну, прикалывает его. И это, думаю, так и есть.

Объяснение второе: если не рассматривать его просто как человека мужеского пола, премьер за штурвалом самолета производит общеумиротворяющее впечатление на большинство населения. Как он наверняка считает сам, и причем небезосновательно. Капитан за рулем. Все в порядке, все путем. А стало быть, можно немножко расслабиться. Не нервничать, не паниковать, не истерить – ситуация под контролем, все зашибись. Надо признать, что это действительно способствует стабилизации общей ситуации, во всяком случае, политической ситуации уж несомненно. И потому в плане государственной целесообразности тоже имеет право на существование.

Объяснение третье: чистый пиар. Как Путин небезосновательно считает, то же самое, что успокаивает большую часть населения, одновременно и повышает его личный рейтинг. Те люди, которые могут приложить палец к носу и о чем-то подумать, конечно же, отдают себе отчет, что это не более чем пиар. Что премьер-министр не должен летать на самолетах, сидеть за штурвалом и лично гасить пожары. Это не его работа. Абсолютно демонстративная акция абсолютно предвыборного толка. Но подавляющее большинство людей в нашей стране так не считает. Напротив, им это нравится. И премьер-министр об этом знает. В условиях пусть не падающего, но все-таки понижающегося рейтинга, когда люди видят, что власть беспомощна в борьбе со стихийным явлением, такие полеты способствуют стабилизации, и даже повышению популярности Путина. И несомненно свидетельствуют о наличии у премьера вполне конкретных планов на 2012 год. Что никого не удивляет, а только лишний раз доказывает.

Если бы Путин был просто премьер-министром, даже не техническим, как уважаемый г-н Зубков, а просто премьером, сильным, но без высочайших политических амбиций, он бы за штурвалом не сидел. Вот Виктор Степанович Черномырдин был сильным премьером. Представим себе, чтобы он при живом Борисе Николаевиче Ельцине, самолично садился бы за штурвал и управлял самолетом. Или верхом скакал. Может быть Виктор Степанович и был на это способен физически, я не знаю. По крайней мере, мужчина он крепкий. Но это было невозможно. А для Владимира Владимировича - возможно.

Я уверен, что эти три версии мирно сосуществуют и дополняют друг друга. Думаю, что во-первых Путин обеспокоен тем, что ситуация в стране в связи с пожарами становится все более нервной. Во-вторых, ему приятно, что появляется возможность в очередной раз поиграть мускулами, которые у него имеются, и продемонстрировать их публике. И, в третьих, это способствует повышению рейтинга, что в свою очередь говорит о его намерении идти в президенты в 2012 году.

Это еще не означает, что Медведев не хочет того же самого.

Казалось бы, сейчас у него появляется преимущество над конкурентом. Однако мы видим, что когда Медведев распекает правительство, это никоим образом не затрагивает Путина. В глазах общественного мнения Путин существует совершенно отдельно от своего правительства. Правительство правительством, а Путин - Путиным. Путин – это даже уже и не Путин, а некий отдельный институт власти, совершенно автономный. И рейтинги свидетельствуют, что очень мощный. Конечно же, эти рейтинги всегда подкреплялись в том числе и полетами на самолетах.

Путин все время летает, плавает, скачет. Он воспринимается народом не только как отец нации, но одновременно как и муж-любовник. Такой мужик, все-то у него в порядке, то голый по пояс, то за штурвалом. Все умеет, все может – просто мечта всех русских женщин. Он поступает не как опытный управленец, а как опытный политик. Управленец должен управлять, и мы видим на примере борьбы с пожарами, что это у него получается гораздо хуже. А политик в первую очередь заботится о своем рейтинге, и в этом Путин более успешен. Снижение его рейтинга на несколько пунктов, которое мы сейчас наблюдаем, совершенно не показательно. Даже не в рамках статистической погрешности, а в рамках обыкновенного колебания этих показателей. Сезонного или какого угодно. Вниз-вверх, вниз-вверх – они волнообразны. При этом рейтинг Медведева снизился более существенно.

Конечно, Путин управленец в куда меньшей степени. Нынешний опыт показывает, что страна, фактически поставленная вертикалью власти в режим ручного управления, вручную управляться не может. Только до первой кризисной ситуации. Пока дорога прямая, кучер спит, лошадка едет. Но до первой развилки. Здесь бы и проснуться, но вот никак не получается. Система управления страной не создана. Помимо исполнительной власти, в которой все сконцентрировано, все остальные институты власти – имитационные. Имитационный парламент. Имитационный суд. В значительной степени имитационные средства массовой информации. И в значительной мере, на 90%, имитационное гражданское общество.

Исполнительная власть в отсутствие конкуренции и общественного контроля предельно коррумпируется. Она не в состоянии ничего сделать. Не может. Пока все спокойно, она вроде как функционирует. Но как только от нее требуются какие-то творческие и определенные шаги, она не в состоянии их продемонстрировать. И когда она не может продемонстрировать шаги, связанные с управлением ситуацией, она вынуждена демонстрировать себя лично. Власть персонифицируется. Власть – это Я. А Я вот такой. Нравлюсь? Произвожу впечатление решительного человека? Физически крепкого? Уверенного? Плоть от плоти народной? За словом в карман не полезу? Нравлюсь вам? Ну и чего тогда еще хотите? Ваше государство – это Я. Живите спокойно, все будет у вас хорошо.

В нашей стране это единственный и похоже достаточно эффективный способ решения проблем. Самолет, управляемый премьером – символическая вершина властной вертикали. Он вездесущ. На земле, в воздухе и под водой. Царь не спит, и все спокойно.