Когда же, наконец, наступит духовная смерть Запада?

Франция, 1835 год.

 Гюго и Ламартин, Бальзак и Стендаль, Жорж Занд и Мюссе, Дюма и Мериме... Это не говоря уже о талантах помельче, вроде Эжена Сю. Расцвет!

Но нашелся человек, притом тоже писатель, который не побоялся в этом самом 1835 году заявить, что французская литература переживает «глубокий и жалкий упадок».

Эти чрезмерно строгие оценки принадлежат А. С. Пушкину.

Гоголь предрекал, что в скором будущем «Европа придет к нам не за покупкой пеньки и сала, за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках».

Действительно, когда в России появились Достоевский и Толстой, Европа пришла к ним. Что свидетельствует о ее мудрости.

А вот Николай Васильевич умудрился не заметить, что в его время на европейских рынках продавались книги Теккерея, Диккенса, Гегеля, Фейербаха, Прудона и других, отнюдь не глупых авторов. И с чего, собственно, Гоголь взял, что Европа деградировала? Он что, пристально следил за развитием тамошней мысли? Так, слышал что-то, наверное, от своих друзей-славянофилов… А у тех откуда  нетерпеливое ожидание и радостное предвкушение скорого неминуемого краха Европы? Из того, что она гниет, не вытекает автоматически, что Россия цветет.  

О духовной смерти Запада охотно говорили и до, и после Гоголя. Со смаком цитировали жалобы и трагические крики самих же европейцев – мол, гнием, закатываемся, вот-вот окончательно погибнем! И каждый раз оказывалось, что страхи и слухи несколько преувеличены.

Середина двадцатых годов прошлого века. Томас Манн, Бернард Шоу, Голсуорси, Уэллс, Соммерсет Моэм, Марсель Пруст, Ромэн Роллан, Поль Валери, Андре Жид. «На подходе» Хемингуэй, Брехт, Ремарк, Олдингтон.

«В Европе наблюдается истощение, анемия литературного творчества, здесь - общая и грозная усталость, очень процветает словесное фокусничество»., - пишет небезызвестный Максим Горький..

Осторожнее надо быть, не спешить с обличениями «ужасающего упадка» современного искусства, языка, морали.

Особенно когда речь идет о других странах.

Если уж сам Пушкин ошибся... Если уж сам Горький...

А.С.Запесоцкий, академик Российской Академии образования, доктор культурологических наук: «Где современная великая западная литература? Какие культурные ценности создали сегодня Европа и США? (…) К огромному сожалению, во всем западном мире громадный духовный кризис. Это цивилизация потребления, а не духовности. Кризис западной цивилизации, к которой Россия сегодня относится, - это кризис потребления, когда целью ставится съесть как можно больше».

О кризисе западной цивилизации имело бы смысл говорить, если бы наблюдался бурный культурный рост конкурирующих цивилизаций – исламской, китайской, индийской и др. А так на вопрос «Какие культурные ценности создали сегодня Европа и США?» можно ответить вопросом: «А какие культурные ценности создал сегодня остальной мир? Где современная великая индийская (иранская, арабская, китайская, африканская, японская) литература?»

Получается, не только в западном мире громадный духовный кризис, но и на всей планете?

И еще: одно дело, когда об ужасающем духовном падении Европы говорят Пушкин, Гоголь, Достоевский, Горький. И совсем другое – когда об этом рассуждают личности типа Александра Проханова, ни в чем великом, кроме самомнения и наглости, не замеченные.

Общество потребления, как ни парадоксально, ставит целью потребить как можно больше не только жратвы, но и духовной пищи. Потребительское отношение к культуре в США, Франции, Германии выражается в том, что читальные залы заполнены, на концерты классической музыки народ рвется, в книжных магазинах, наряду с детективами, множество серьезных изданий. Когда человек сыт, он и на концерт может пойти, и на спектакль, и на выставку. Можно подумать, «общество НЕпотребления» автоматически означает высочайшую культуру и уникальную  духовность.

Итак, дожидаясь духовной смерти Запада, нам придется набраться немалого терпенья. А может быть, и не дождемся.