Космическое вторжение

На модерации Отложенный

КАК КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЗИЛИСЬ НА РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ МАСС-КУЛЬТУРЕ


Космическое вторжение
 

Покорение космоса стало воплощением Советской утопии и наиболее важным элементом Советского мифа о счастливом будущем и победе коммунизма – не только на Земле, но и по всей галактике.

12 апреля провозглашён ООН Международным днём пилотируемых космических полётов. Эта памятная дата не требует пояснений в России: день, когда легендарный советский космонавт Юрий Гагарин  на борту космического аппарата «Восток-1» совершил первое в истории человечества путешествие в космос. Это стало не только символическим событием в науке и технологиях, это также послужило толчком к революции в мире искусства.

Если ранее советские художники, архитекторы, дизайнеры, писатели, режиссёры и композиторы черпали вдохновение из произведений научной фантастики и футуризма, новый космический век – который Советский Союзу уже открыл с запуском спутника в 1957-м и полётом космических собак Белки и Стрелки в 1960 году – придал новый импульс творческому процессу. Отныне их музами и мотиваторами стали настоящие герои.

 

Пионеры Космоса

Пионеры Космоса

 Tsiolkovsky

Константин Циолковский (1857 – 1935), основоположник теоретической космонавтики.

Человек поистине космических масштабов предвидения и воображения. Рождённый в Рязанской губернии Российской империи самоучка математик и физик, он работал преподавателем и естествоиспытателем.

«В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решился отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат». И он сделал это. Он также пришёл к идее «космического лифта» и предложил использовать ракеты с реактивными двигателями для полётов в космос.

 

      

 Сергей КоролёвСергей Королёв (1906 -1966), основоположник практической космонавтики.

Легендарный русский разработчик и инженер, Королёв спроектировал первый искусственный спутник и космический корабль «Восток-1», на борту которого Юрий Гагарин совершил полёт в космос.

Королёв с детства мечтал о разработке самолётов. В 17 лет он спроектировал собственный планер и без труда поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана. Знание космоса Королёвым происходило из научно-фантастических романов Эдуарда Циолковского и лекций Фридриха Цандера, сконструировавшего прототипы межпланетных кораблей.

 Когда он встретился со своим теоретическим наставником, Королёв сказал Циолковскому что «моя цель состоит в том, чтобы достигнуть звёзд». Циолковский на это заметил, что всего периода существования человечества может быть не достаточно; Королёв ответил, что его жизни должно хватить.

Сергей Королёв спроектировал несколько планеров и баллистических ракет, но главным его достижением стали Спутник и «Восток-1». Спутник был успешно запущен в космос в 1957 и провёл 30 лет на околоземной орбите. В 1961 году к нему присоединился первый космонавт Юрий Гагарин, близкий друг Королёва, на борту космического корабля «Восток-1».

Белка и Стрелка

Белка и Стрелка 1950-е – 1960-е, первые животные в космосе.

Настоящими именами первых в мире собак-космонавтов были Альбина и Маркиза. В августе 1960-го, этим собакам дали новые имена, и они стали первыми живыми существами на земной орбите.

Их космическое путешествие на борту космического корабля «Спутник-5» продлилось немногим менее 24 часов, в течение которых они обогнули землю 15 раз. Этих собак использовали для изучения влияния космического полёта (перегрузки, невесомость и излучение0 на живые организмы.

Не только Белка и Стрелка были первыми животными в космосе, на самом деле они были первыми, кто благополучно вернулся. Они жили до глубокой старости и умерли естественной смертью. Их чучела выставлены на обозрение в Мемориальном музее космонавтики в Москве.

Юрий Гагарин

Юрий Гагарин (1934 – 1967), первый человек в космосе.

Юрий Гагарин родился в деревне Клушино, что недалеко от Смоленска на западе России.  Люди говорят, что его любимым занятием было запускать бумажные самолёты во время уроков в школе.

В 21 год Гагарин совершил свой первый полёт на борту самолёта «Як-18». Четырьмя годами спустя он обратился с заявлением принять его в программу обучения в отряд космонавтов Советского Союза. 12 апреля 1961 года Гагарин стал первым человеком, когда либо летавшим в космос.  Совершив за 108 минут виток вокруг Земли, он благополучно приземлился в Саратовской области.

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её» – написал Гагарин после приземления.

Двумя днями позже на Красной площади в Москве состоялся митинг, и Юрию Гагарину были присвоены звания «Герой Советского Союза» и «Лётчик-космонавт СССР». Почти через месяц после своего полёта Юрия Гагарина отправили в его первую заграничную поездку в так называемую «Миссию мира». Первый человек в космосе посетил  около 30-ти стран.

Валентина Терешкова

Валентина Терешкова (1937), первая женщина в космосе.

Во время учёбы в школе Валентина Терешкова увлеклась парашютным спортом. Совершила 163 прыжка в аэроклубе в подмосковном Жуковском. Сергей Королёв выбрал Терешкову из четырёх других женщин, подавших заявления, чтобы войти в отряд космонавтов. Тренировки и космический полёт прошли в строгом секрете, и мать Терешковой узнала, что её дочь побывала в космическом пространстве из газет.

16 июня 1963 года «Восток-6» стартовал с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой на борту (позывной «Чайка») в космос. Она провела над Землей три дня , совершив 48 орбитальных витков вокруг планеты и пролетела около одного миллиона миль.

«Когда я катапультировалась из капсулы, я посмотрела вниз и была потрясена. Внизу, прямо подо мной было озеро. Моя первая мысль была:«Боже мой, женщина в космосе, и так не повезло, что приземляться придётся в воду!» – вспоминает Терешкова.

Как и Юрий Гагарин, она была удостоена звания «Герой Советского Союза» и путешествовала по всему миру для популяризации достижений советской науки и техники. Позже Валентина Терешкова получила степень доктора технических наук. Она – профессор и автор более 50 научных работ.

Отбивка 1

Архитектура

Архитектура

В эпоху космических открытий в СССР (конец 50-х - начале 60-х годов) страна познакомилась с новым архитектурным стилем, советским модернизмом. Стиль сменил сталинский классицизм на волне научно-технологических прорывов, которые произошли во время хрущёвской оттепели.

Что такое советский модернизм? Это функциональность. Это урбанизм и футуризм, применённый для зданий; подчеркнутая массивность форм и конструкций; сложность композиций, которая отражает, по мнению архитекторов, «всю сложность жизни». После того, как Гагарин совершил первый полёт, жизнь стала ещё более многогранной. Завоевание космоса человеком не могло не найти отражения в архитектуре. Многие строения того времени действительно имеют космические формы и размеры.

Центральный зал гостиницы Дружба, Ялта, 1984 г.

Центральный зал гостиницы Дружба, Ялта, 1984 г.

Верхняя станция подвесной дороги в парке Дендрарий, Сочи, 1977 г.

Верхняя станция подвесной дороги в парке Дендрарий, Сочи, 1977 г.

Речной порт, Волгоград, 1980 г.

Речной порт, Волгоград, 1980 г.

Жилой комплекс, Санкт-Петербург.

Жилой комплекс, Санкт-Петербург.

Дом Советов, Россия, Калининград, 1975 г.

Дом Советов, Россия, Калининград, 1975 г.

Дом Советов, Россия, Калининград, 1975 г.

Реабилитационный центр, Домбай, Кабардино-Балкария, Северный Кавказ, 1985 г.

Цирк на проспекте Вернадского, Москва, 1971 г.

Цирк на проспекте Вернадского, Москва, 1971 г.

Московская штаб-квартира Российской Академии наук, 1990 г.

Московская штаб-квартира Российской Академии наук, 1990 г.

Открытый бассейн «Москва» просуществовал с 1960 по 1994 гг, Москва.

Открытый бассейн «Москва» просуществовал с 1960 по 1994 гг, Москва.

Российский государственный центр робототехники и кибернетики, Санкт-Петербург, 1986 г.

Российский государственный центр робототехники и кибернетики, Санкт-Петербург, 1986 г.

Аэропорт Шереметьево, Москва, 1964 г.

Аэропорт Шереметьево, Москва, 1964 г.

Государственный Музей истории космонавтики имени Константина Э. Циолковского, Калуга, 1967 г.

Государственный Музей истории космонавтики имени Константина Э. Циолковского, Калуга, 1967 г.

Любимыми материалами советских архитекторов модернистов были железобетон и стекло. Искусственный мрамор, песчаник и ракушечник, бывшие недорогими и практичными материалами, использовались в качестве облицовки. В то же время строения не страдали от нехватки декоративных элементов, таких, как крупномасштабные мозаичные панно.

Панель 1

Панель 2

mosaic-panels-3

Советский модернизм – наименее изученный архитектурный стиль из существовавших во времена СССР.  С самого начала хрущёвской оттепели к архитекторам модернистам относились как к смелым экспериментаторам, но в 1970-х  критики начали описывать их архитектуру как чуждую.  

До сих пор не существует точных критериев оценки архитектуры советского модернизма, которую до сих пор можно встретить в большинстве городов советской эры. В 1990-х годах французский архитектор Фредерик Чаубин стал первым, кто попытался составить каталог этой архитектуры. Он опубликовал фотографии около сотни таких сооружений в различных экс-советских республиках, иронически озаглавив книгу «Космические коммунистические сооружения в фотографиях».

Обложка книги «Космические коммунистические сооружения в фотографиях».

Обложка книги «Космические коммунистические сооружения в фотографиях».

Министерство автомобильных дорог Грузии, Тбилиси, Грузия.

Министерство автомобильных дорог Грузии, Тбилиси, Грузия.

Памятник партизанам, Крусева, Македония.

Памятник партизанам, Крусева, Македония.

Сооружения и архитектурные ансамбли советских модернистов теряют свой первоначальный облик, сохранить  их для потомков чрезвычайно трудно.

Отбивка 2

Кинематография

Кинематография

«Планета Бурь», 1961 г.

Один из первых советских фильмов о космосе, «Планета Бурь» режиссёра Павла Клушанцева, был снят по одноимённой повести Павла Казанцева.  Премьера состоялась 14 апреля 1962 года, через два дня после первой годовщины полёта Юрия Гагарина. К этому времени в космосе побывали уже восемь человек.

В «Планете Штормов» советские космонавты приземляются на Венере, вместе с их американским коллегой, профессором Керном, который был хоть и прагматичен, но очень симпатичен. Женщина-космонавт Мария остаётся на орбите, чтобы поддерживать контакт с Землёй. На Венере космонавты теряют друг друга, только для того, чтобы воссоединиться и столкнуться лицом к лицу с обитателями этой планеты – динозаврами.

Советский министр культуры Екатерина Фурцева потребовала, чтобы в итоговой версии сцена, в которой Мария, находясь в одиночестве на орбите, начинает плакать, думая что экспедиция обречена.

«Советская женщина-космонавт не может плакать!»

Екатерина Фурцева, министр культуры СССР 1960 по 1974 год.

Екатерина Фурцева, министр культуры СССР 1960 по 1974 год.

Этот фильм был снят с использованием методов монтажных переходов и подводной съёмки, которые на тот момент превзошли своих иностранных коллег с точки зрения спецэффектов. Фильм пользовался огромным успехом в 28 странах.

В США «Планета Бурь» была использована в качестве «сырья» для новых фильмов. К примеру, студия «Американ Интернешнл», главным образом специализировавшаяся на фильмах ужаса, обрезала «Планету Бурь», удалив все следы, указывающие на советское происхождение. Советским актёрам, оставшимся в кадре, были присвоены вымышленные американские имена (Георгий Жжёнов, например, стал «Куртом Боденом»). В США картина была выпущена как американский фильм под названием «Путешествие на доисторическую планету» (1965 г.) Тем не менее, некоторые элементы всё же выдавали её советское прошлое – например, слово «Сириус» написанное на русском языке на корпусе магнитофона.

Во время одного из своих визитов в Россию, создатель «Звёздных войн» сказал, что мечтает встретиться с маэстро Клушанцевым. Функционеры от киноиндустрии только пожали плечами: «Кто это?» «Клушанцев – это крёстный отец Звёздных войн», – ответил Лукас.

Джордж  Лукас.

Джордж  Лукас.

Когда Стэнли Кубрик увидел фильм Клушанцева «Дорога к Звёздам», он был очень впечатлён и позже признался в одном из интервью, что «без Клушанцева не было бы фильма  «2001: Космическая Одиссея».

Стэнли Кубрик.

Стэнли Кубрик.

Солярис, 1972 г.

Прогулка по Луне Нейла Армстронга в 1969-м дала новый толчок космической гонке. Его современники считали, что вскоре человечество  будет изучать Марс и Венеру. Возможно эта атмосфера (не в смысле каламбура) гарантировала благоприятный приём «Соляриса» режиссёра Андрея Тарковского.

Профинансировав этот фильм, советское руководство имело все права взамен ожидать от него идеологические дивиденды. Однако Тарковский не мог себе изменить даже в тактических целях.  Снятый в 1972 году, «Солярис» основывался на романе польского фантаста Станислава Лема и выиграл Специальный приз жюри на фестивале в Каннах.

Хотя действие происходит в космосе, зритель почти не видит ничего относящегося к космосу или саму планету Солярис. В руках Тарковского «Солярис» превращается в философскую и религиозную притчу о виновности, прощении и памяти. Через призму контакта с внеземной цивилизацией фильм исследует этические проблемы, с которыми сталкивается человечество. 

Автор литературного «Соляриса», Станислав Лем, убеждённый материалист и атеист, не смог принять религиозных аллюзий Тарковского.

Советские кинокритики также были в замешательстве от чрезмерного мистицизма – воскрешение героини фильма Хари, было истолковано, как «мистическое событие, не принадлежащее жанру научной фантастики».

«Проникая в сокровенные тайны природы, должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень».

Андрей Тарковский.

Андрей Тарковский.

«Тарковский снял не «Солярис», а «Преступление и Наказание».

Станислав Лем.

Станислав Лем.

Тайна Третьей Планеты, 1981 г.

Тема космоса наиболее ярко проиллюстрирована в фильмах для детей и юношества.  Советский Союз должен был воспитывать новое поколение «сыновей и дочерей земли» и «пионеров космоса». Поколение 1970-80 годов выросло на таких советских научно-фантастических хитах как, «Гостья из будущего», «Москва-Кассиопея», «Через тернии к звёздам» и «Большое космическое путешествие». Мультфильмы о космосе заслуживают отдельного внимания, в особенности «Тайна третьей планеты».  

Снятый на основе повести писателя-фантаста Кира Булычёва, мультфильм был создан в 1981 году Романом Качановым, одним из самых знаменитых мультипликаторов эпохи, создателем знакового анимационного фильма «Чебурашка».  В этой истории экспедиция, состоящая из Капитана Зелёного, Профессора Селезнёва и его дочери Алисы, отправляется с Земли для изучения других миров в поисках новых животных для Московского зоопарка..

Этот мультфильм был дважды дублирован и выпущен в прокат в США под названием «Алиса и тайна третьей планеты». Во второй версии, вышедшей в свет в 1998 г. (как часть сериала «Сказки Моего Детства» Михаила Барышникова), Алису озвучивала молодая Кирстен Данст, а птицу Говоруна – Джеймс Белуши.

«Тем летом я доказала, что я больше не ребёнок: Я помогла схватить Глота, знаменитого космического пирата!»

Алиса говорила голосом Кирстен Данст.

Алиса говорила голосом Кирстен Данст.

«Птица Говорун – умна, храбра, мужественна, правдива и очень скромна!»

Птицу Говоруна озвучивал Джеймс Белуши.

Птицу Говоруна озвучивал Джеймс Белуши.

Современный кинематограф

В 90-х российский кинематограф испытывал нехватку средств для производства фильмов о космосе. Лишь в начале 2000-х космические фильмы проложили свой путь обратно в российские кинотеатры. Эти новые фильмы не были о межгалактических путешествиях, столкновениях с инопланетянами или романтике открытия новых планет. В них космос и космический век были историческим фактами, служившими фоном для жизни простых советских людей. 

Они превратили утопию в антиутопию: хрущёвская оттепель и эра космического триумфа были постепенно вытеснены застоем. Герои Космоса как «Предчувствие» Алексея Учителя и «Бумажного солдата» Алексея Германа предвидят пост-космический век.

«Космос как предчувствие», 2005.
Космос как предчувствие

Это история о наивном юноше по имени Конёк, который мечтает о космосе и хочет принести человечеству пользу. Таинственный незнакомец, по имени Герман, якобы кандидат в первую программу подготовки космонавтов,  входит в его жизнь. На самом деле Герман готовится бежать из Советского Союза – либо в космос, либо вплавь через границу с Норвегией.

В поезде, идущем в Москву, Конёк встречает улыбчивого, застенчивого молодого офицера по имени Юрий. В финале оказывается, что это был первый космонавт Юрий Гагарин. Позже, когда Гагарина приветствуют в Москве, неуклюжий Конёк подбегает к автомобилю с Гагариным и протягивает ему букет. Это последний кадр фильма.

«Бумажный Солдат», 2008 г.

Бумажный солдат

Действие фильма разворачивается на фоне исторических событий: ведётся подготовка к первому полёту человека в космос. В резком контрасте трагедия главного героя, врача Даниила Покровского, работающего с советским космонавтами, является очень личной и не героичной. Сломленный сомнениями и разрывающийся между двумя женщинами, которые любят его, Даниил умирает в тот момент, когда стартует «Восток-1» с Гагариным на борту.  

«Первые на Луне», 2005 г.

Первые на Луне

Псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко – о неудачных попытках отправить человека в космос и советских проектах,  которые в буквальном смысле слова не оторвались от земли. Это ироничная псевдодукументалистика, снятая в стиле раннего кино, представляет собой непредвзятый анализ значения космической эры для советского и российского искусства.

Отбивка 3

Изобразительное Искусство

Изобразительное Искусство

Космонавт Алексей Леонов родился в Сибири в 1934 г. Точно так же, как Юрий Гагарин, он был отобран для перовой программы подготовки советских космонавтов в 1960 г. Первый полёт он совершил в 1965 г.

Серия марок 15 лет космической эры

Леонов, вместе со своим товарищем, художником-фантастом Андреем Соколовым, создал первые посвящённые космосу марки в Советском Союзе. Дебют их коллекции состоялся в марте 1967-го, когда художники сделали первую серию марок, посвящённых Дню космонавтики. 

Журнал "Техника-Молодёжи"-1

Одним из источников вдохновения для советской общественности был научно-популярный журнал «Техника Молодёжи». Журнал вышел в свет в 1933 г.  в целях воспитания грамотных инженеров с раннего возраста. Начнём с того, что журнал было посвящён исключительно технологиям, с большим количеством идеологического содержания. Однако в 1935 г. он опубликовал свой первый рассказ о космосе – «Космическое путешествие». Среди авторов были такие знаменитые русские фантасты как Иван Ефремов и братья Стругацкие, за которыми последовали Айзек Азимов, Станислав Лем и Артур Кларк. Журнал выпускается до сих пор. Его материалы отражают футуристическое видение космического века советского народа.

Журнал "Техника-Молодёжи"-2

Журнал "Техника-Молодёжи"-3

Журнал "Техника-Молодёжи"-4

Журнал "Техника-Молодёжи"-5

Журнал "Техника-Молодёжи"-6

Начиная с ранней перестройки, изображение космоса в современном искусстве было пронизано иронией.

Елена Чурикова. «Подносы и Туманности».

Елена Чурикова. «Подносы и Туманности». Фотопроект, групповая выставка «Не (свое) временное», IX Московский Международный Фотофестиваль,  Мода и Стиль в Фотографии, ММСИ, Москва, 2015 г.

Илья Кабаков. «Человек, улетевший в космос из своей комнаты».

Илья Кабаков. «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». Инсталляция. Москва, 1984. Сейчас выставлена в Центре Помпиду, Париж.

По сюжету картины, человек запускает себя в космос через потолок своей коммунальной квартиры. Зритель размещается в коридоре, где он видит текст доноса, написанного соседом. В нём говорится, что этот человек виновен в том, что производил странные математические расчёты, связанные потоками космической энергии и неизвестной конструкции для запуска на орбиту физических тел.

Зоя Сокол

Зоя Сокол. Выпускники 1-го военно-авиационного училища летчиков им. К.Е. Ворошилова.1959 год. Фотоколлаж. ММСИ. Москва, 2012 г.

Отбивка 4

Музыка

Музыка

 

Если советская рок-музыка и советский джаз содержал протестное смысловое значение и так или иначе противостоял существующему режиму, электронная музыка Советского Союза оторвалась от реальности и устремилась в будущее – в светлый футуристический мир космических кораблей, роботов и переселенцев на другие планеты. Именно электронная музыка помогла представить наиболее ярко этот удивительный мир научно-фантастических фильмов того времени, таких как «Солярис» и «Тайна третьей планеты».

Theremin

Эта первая электронная музыка возникла в Советском Союзе после революции, в 1920-х гг. Тогда её сочиняли не музыканты, а учёные . Одним из них был Леон Теремин, изобретший терменвокс. Из этого инструмента можно, перемещая руки в воздухе, извлекать неземные звуки.

Композитор-авангардист Арсений Авраамов (Реварсавр) уже работал в жанре, который только под конец 20 века получил название «Нойз энд Мьюзик», и посвящал много времени синтезированию звука.

Он даже предложил Иосифу Сталину записать гимн Советского Союза на не существовавших тогда ещё синтезаторах. Но правительство Сталина не поддержало его эксперименты.

С приходом в 1950 года Никиты Хрущёва, наступила «оттепель», первый полёт Юрия Гагарина в космос открыл новые горизонты развития. Включая музыкальные. Первые советские синтезаторы, разработанные ещё в 1936 году, стали широко доступны. Музыкант Вячеслав Мещерин – основавший первый в Советском Союзе Ансамбль электромузыкальных инструментов (АЭМИ) в 1956-м – подхватил эту новую свободную тональность в своей светлой невесомой музыке.  Оркестр имел огромный успех. Даже Гагарин признал, что музыка АЭМИ звучала у него в ушах во время полёта в космос. Позже этот музыкальный жанр было назван «спейс-эйдж-поп».

И так случилось, что многие советские музыканты приступили к созданию футуристических электронных звуков, вдохновлённых размыванием границ между Землёй и открытым космосом. Десятилетием позже, в 1960х гг., студия электронной музыки открыла в Москве мастерскую. Она выпустила многих видных советских композиторов электронной музыки, включая Эдуарда Артемьева, чьё имя ассоциируется с советской электронной музыки. Музыкант записал саундтреки для десятков фильмов, в том числе к фильмам о космосе – таким как Солярис. За пределами советской столицы жанр электронной музыки был наиболее активен в прибалтийских республиках, где западные записи и инструменты были более доступны. Одна из самых ярких звёзд электронной музыки – группа под названием «Зодиак» – родилась на латвийской земле. Невозможно представить себе космический век без их песни «Космическая Музыка». В 80-х электронная музыка распространилась по всему СССР. Она стала даже более доступной, когда группы начали использовать вокал. Однако космическая тема растворилась и стала фоном; вместо далёких звёзд и планет музыканты черпали вдохновение в новом информационном веке, компьютерах и виртуальном пространстве. Такие группы, как «Технология» и «Биоконструктор» были наиболее популярны. Поп-музыканты также писали песни о неизведанном космосе. Многие традиционные поп-песни посвящены космосу. Самой популярной советской песней о космосе стала «Земля в иллюминаторе», в исполнении группы «Земляне», которые пели о том, что чувствует космонавт, находящийся вдали от своей родной планеты. Советский певец Владимир Трошин написал множество песен о жизни на других планетах. Хороший пример – «И на Марсе будут яблони цвести».И конечно же были и песни о первом человеке в космосе, Юрии Гагарине. Самая известная из них – «Знаете, каким он парнем был?» в исполнении Юрия Гуляева.Современные музыканты продолжают сочинять песни о Гагарине – прослушайте «Гагарин, я вас любила»  в исполнении группы «Ундервуд».

Отбивка 5

Дизайн

Дизайн

В советские времена дизайн назывался «технической эстетикой», а художники дизайнеры – конструкторами и художниками декораторами. Слово «дизайн» вошло в русский лексикон в 70-е годы благодаря Юрию Соловьёву, директору Всесоюзного института технической эстетики.  

«Дизайнер – это широко эрудированный дилетант. Он должен знать все самые главные новинки в области инженерии, в области эргономики».

Юрий Соловьёв, директор Всесоюзного Института художественной эстетики.

Юрий Соловьёв, директор Всесоюзного Института художественной эстетики.

Во времена хрущёвской «оттепели» советские дизайнеры начали демонстрировать признаки модернизма: минимализм форм, упорядочение силуэтов, сверкающие поверхности, сдержанный  дизайн шрифтов. Идеи конструктивизма и авангарда 20-х и 30-х гг. были пересмотрены.

Эра прорывов в исследовании космоса так же стала свидетелем прорыва в дизайне предметов домашнего обихода. В конце 1950-х завоевание космического пространства стало темой номер один в упаковке конфет, сигарет и духов. Фабрики, действовавшие в военной и космической промышленностях начали производство товаров народного потребления на основе разработанных технологий.

Космическая пища

Когда было необходимо упаковывать пищу для космонавтов, заводы начали использовать всевозможные тюбики. Тюбики содержали различные блюда (даже борщ) в виде пасты и могли быть спокойно использованы в невесомости. Некоторые упаковки использовались в обычной жизни (например, блистерные упаковки для пилюль и йода в ручках-маркерах). 

Пылесос "Сатурн"

Примером такой тенденции стал «космический» дизайн вакуумных пылесосов «Ракета», «Сатурн» и «Чайка». «Сатурн» отличался идеально круглой формой с ободом в стиле космического века. Он основывался на базе американского пылесоса «Гувер Констэлэйшн» (1955 г.)  но вместо амортизирующей воздушной камеры у Сатурна были колёса.

Часы "Ракета"

Петродворцовый часовой завод в Ленинграде производил часы «Ракета» с уникальным механизмом. Стандартные модели создавались для массового потребления, в то время как специализированные модели изготавливались для пилотов, водолазов, полярных исследователей и космонавтов.

Космический дизайн