Новые хакасские пацаны

Не узнали

Лихие 90-е возвращаются в Хакасию на «высоком качественном уровне». Власть срослась с рейдерами и бандитами. А у милиции нет возможности для борьбы с ОПГ. Первой жертвой стал абаканский предприниматель Игорь Христофоров.

Сбываются мрачные прогнозы экспертов в сфере экономической организованной преступности. Бандиты вновь сбиваются в группировки, возрождают не только уголовные понятия, но и криминальные источники существования. Доказательство тому - недавняя перестрелка у одного из городских кафе Минунсинска трех банд. В результате боя был убит криминальный авторитет Цедрик (его характеризуют как «беспредельщика», призывавшего укреплять власть своей банды отстрелами), еще несколько человек ранены.

Рейдерские группировки опаснее бандитов. Они не только юридически подкованы, имеют властных покровителей и деньги, чтобы скупать чиновников. По сути, рейдерские группировки стали срастаться с нечистоплотными сотрудниками милиции, прокуратуры, налоговых служб и других контролирующе-надзирающих структур. А с недавних пор в качестве дополнительной меры отъема предприятий, рейдеры берут на вооружение бандитские методы воздействия на оппонентов. Ни один рейдер не пошел бы на откровенный криминал (заказать нападение на оппонента), если бы не был абсолютно уверен в своей безнаказанности.

Экономическая организованная преступность трансформируется и приспосабливается к веяниям времен. Измученная бесконечными реформами, загнанная в нищету, по сути порабощенная коррупционерами (недавние фигуранты оперативных разработок ныне занимают высокие посты), сама подверженная коррупции и эмоционально подавленная бесконечными потоками «евсюковщины» с экранов телевидения и страниц газет, хакасская милиция не в состоянии вести масштабную борьбу ни с организованной, ни с экономической преступностью. Из собственных источников известно, что месяц-два назад в МВД по Хакасии прошло расширенное совещание с участием руководства министерства, департамента экономической безопасности и следственного управления. На повестке дня стоял один вопрос: почему по результатам оперативных разработок ДЭБ не дают согласие на возбуждение уголовных дел. На совещании высокие начальники «искали выход». Но какой «выход» должен быть у раскрытого преступления? А ответ на вопрос «почему?» - так и витает в воздухе. В итоге экономическая преступность из-за беззубости милиции приобрела оттенок уголовной. У рейдеров высокооплачиваемые юристы, купленные чиновники и «торпеды», готовые разбивать головы оппонентам. Это только начало.

13 июля около 5 вечера абаканский предприниматель Игорь Христофоров подъехал к своему дому у магазина «Пятерочка» по улице Крылова. Христофоров – один из совладельцев строительства небольшого Абаканского крупяного завода, расположенного в районе абаканской ТЭЦ. Инвестировали предприятие кемеровские бизнесмены. Как рассказали друзья Игоря, было закуплено новейшее оборудование и, с тех пор завод оказался лакомым куском для рейдеров. Два последних года идет сражение за владение завода. Группировка, состоящая из жителей Красноярска и возглавляемая местным бывшим прокурорским работником, пытается захватить предприятие. Те же друзья Христофорова (они даже не из числа бизнесменов) говорят, что Игорю периодически простреливали окна квартиры и угрожали расправиться с его 18-летней дочерью, студенткой одного из красноярских ВУЗов. (На фото: Пулевое отверстие в стекле лоджии квартиры Христофорова)

Пуля

Впрочем, нас мало интересует, кто в истории борьбы за контроль завода юридически прав, а кто виноват. Нам интересно то, что произошло почти в центре Абакана, неподалеку от детской городской поликлиники. По словам очевидцев, когда Христофоров подъехал к дому, к нему в автомобиль подсел неизвестный мужчина в белой кепке.

Пару минут мужчины о чем-то беседовали и тут же, в салоне автомобиля между ними завязалась борьба. Христофоров смог вытолкнуть нежеланного гостя из машины и вышел сам. Собеседник выхватил пистолет (как оказалось позже, пневматический) и несколько раз выстрелил в Игоря. Все это происходило на глазах многочисленных свидетелей. Работников и посетителей парикмахерской, покупателей магазина «Пятерочка», ожидающих автобусы на остановке горожан и прохожих. Один шарик из пистолета попал в бровь, второй пробил насквозь щеку. Игорь согнулся от боли и нападавший несколько раз нанес ему удары рукоятью пистолета по голове. После чего скрылся в арке пятиэтажки.

Пуля

Работники парикмахерской вызвали истекающему кровью Христофорову «Скорую помощь» и милицию. Первые прибыли оперативно и госпитализировали раненого в приемный покой Абаканской городской больницы. Милиция пожаловала, по словам очевидцев, только через 40 минут. Посмотрели, поговорили с очевидцами и отбыли восвояси. Охранять место происшествия и девушек из парикмахерской (нападавший мог вернуться, чтобы запугать очевидцев) остался друг Христофорова. На место нападения на абаканского бизнесмена я приехал спустя час. Ни милиции, ни следователей, ни экспертов, пытающихся раскрыть преступление по «горячим следам». Одно возмущение очевидцев. Ликвидируй следы преступления (затирай отпечатки пальцев на машине, например) – не хочу. Ждать появления милиции бесконечно никакого желания не было. Тем более не было понятно, приедут ли они вообще.

Оперативно-следственная группа все-таки прибыла к магазину «Пятерочка». Спустя 3 часа после нападения на Игоря Христофорова следователи начали описывать место преступления, эксперты снимать отпечатки пальцев, а оперативники опрашивать очевидцев, многие из которых, разумеется, не пожелали долго ждать милицию.

За полночь Игорь Христофоров отказался от госпитализации в стационар. С дыркой в щеке, брови и разбитой головой вернулся домой. По странному совпадению, его юрист в этот же день попала в ДТП. Оба не смогли участвовать в важном судебном заседании. Да и не смогут в ближайшее время.

Конечно, эта история - ничто по сравнению с трагедией Сергея Магнитского и теми ворами в погонах, по сути убившего человека в застенках за изобличения хищений милиционерами из бюджета России 230 миллионов долларов. Уже потому, что хакасская милиция осталась больше собой, чем коррумпированным политическим сыском.

Организованная экономическая преступность тем временем стала в десятки раз страшнее и опаснее для государства, чем «пацанские» группировки «проклятых 90-х». Теперь это высококлассные юристы с обширными связями среди алчных чиновников и большими деньгами на захват чужого бизнеса. Они умны и предприимчивы, умеют делать предложения и обеспечить руками властей проблемы в случае отказа. Особо упертым будут разбивать головы (для начала) бандиты. Таким образом, власть сращивается с организованной экономической преступностью (рейдерами) и обыкновенными бандитами-отморозками, способными за деньги покалечить или убить кого угодно.

Это крайне опасное явление и его разрушительную силу на государственную власть в России еще предстоит оценить экспертам и аналитикам. Очевидно одно, «лихие 90-е» возвращаются. На качественно ином уровне. Но со стрельбой, под которую может попасть кто угодно.

И что будет делать власть? Отправит на борьбу с ОЭПГ униженную самой властью, бедную милицию без специализированного подразделения по борьбе с организованной преступностью? Или ДЭБ, который клянчит у руководства возможности выполнять свои прямые обязанности?

… А пока власть предпочитает не замечать проблему, ограничившись громкими заявлениями о борьбе с коррупцией и рейдерством, организованные экономические преступные группировки набирают мощь. Не мудрено. Словами еще ни одну государственную проблему не удавалось решить.