Нам обещали, что мир изменится, а оказалось, что он прежний: в нем яркие обложки важнее текста, да и деньги по-прежнему решают все. В итоге уже на второй день публикации панамских документов следить за трансформацией медиапространства стало интереснее, чем считать чужие деньги в офшорах. Тем более что и так весь мир знал: если офшоры существуют, значит, это кому-то нужно — и бизнесменам, и футболисту Лионелю Месси, и актеру Джеки Чану, и шоколадному президенту Порошенко.
Сенсацию анонсировали заранее — в документах упоминаются напрямую 12 действующих и бывших глав государств. И здесь ключевое слово — офшор, призванное априори вызвать сомнения в честности знаменитых фигурантов.
Больше всех не повезло премьеру Исландии — он, придя к власти на волне борьбы с офшорами, не смог укрыть свой и ушел в отставку. Локально ударили разоблачения по британскому премьеру. Его покойный отец держал деньги в офшоре, уклоняясь от налогов, но Джеймс Кэмерон оправдывался сталинским тезисом, что сын за отца не отвечает. Однако не эти истории вышли на первый план.
На сайте Международного консорциума журналистских расследований — четкое разделение. Наверху — группа мировых лидеров, у кого нашли прямую связь с офшорами. Среди них, например, Пётр Порошенко со своими утекающими в офшор конфетами.
Ниже — второй ряд: политики, чья связь с офшорным бизнесом не прослеживается напрямую, но с ним могут быть связаны их родственники или друзья.
Там, во втором ряду в тени якобы друзей — Владимир Путин. Хотя в документах его фамилия вообще не фигурирует.
Офшорные компании регистрируют для упрощенного налогообложения, для анонимности или тихого хранения капиталов. Отмываются через офшоры и криминальные деньги, но в панамских бумагах речь идет о вполне легальных компаниях и сделках. Здесь важна степень участия госчиновников. Вот им в офшоры нельзя.
Впрочем, например, данные по уводу в офшоры валютных средств родственниками членов китайского ЦК или информация о бизнесе семьи азербайджанского президента Алиева куда более пикантна, чем сведения о бизнесе питерского виолончелиста Ролдугина. Он не вице-премьер, не министр, к тому же, как сказал про него Путин, он на вырученную прибыль дорогие инструменты музыкантам покупает.
Владимир Путин попытку связать его имя со скандалом прокомментировал не без иронии — к этому моменту всем было ясно, что у его коллег из других стран куда больше поводов оправдываться.
К концу недели, когда скандал стал выдыхаться, чтобы возродить интерес, в западной прессе появились даже предположения: уж не Россия ли сама устроила такие утечки, чтобы опорочить западных лидеров и выставить в глупом виде западную прессу, поспешившую с заготовленными заголовками. Но то, что консорциум не публикует все документы в открытом доступе, отбирая и дозируя информацию, настораживает даже представителей WikiLeaks.
По странному совпадению, в документах консорциума почти нет информации о США. Не стало секретом благодаря публикации WikiLeaks и финансирование «Панамагейта»: деньги, по данным источника, направляло американское Агентство по международному развитию — организация, существующая на деньги правительства США. Ну а информационная кампания — уже дело техники.
Комментарии
да вы их всех знаете, сколько можно было бы всего построить в стране на их шальные богатства.