О проекте "Закона о полиции"

На модерации Отложенный

На правительственном сайте теоретически появилась возможность обсудить этот законопроект. Но Правила обсуждения сформулированы таким образом, что там можно обсуждать только формулировки законопроекта, не затрагивая самой сути законопроекта, не критикуя его ошибочность как такового и т.п. После нескольких неудачных попыток загрузить свой комментарий на этот правительственный сайт, я понял, что они бесплодны, чему совсем не удивился и размещаю мой комментарий в 4000 знаков на этом сайте.

Сам законопроект на правительственном  сайт можно найти по адресу http://zakonoproekt2010.ru/section-1/clause-1?page=18

Ниже - текст моего комментария, написанного для официального сайта.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Полагаю, что замена названия органа внутренних дел "милиция" на слово "полиция", как минимум, не полезна в настоящий момент, а как максимум - политически вредна.

2. Активная часть общества (пусть она и не столь велика) испытывает возрастающее раздражение от негативных процессов в различных органах власти на всех уровнях. От районных отделов милиции, до судов ( принимающих знаковые решения не по закону, а по указанию свыше),  до законоутверждающих органов самого разного уровня.  Активной части общества понятно, что проекты законов и подзаконных актов разрабатываются на самых разных уровнях не законодательной, а исполнительной власти, а так называемые "Думы" разных уровней  эти законопроекты (федеральные или региональные)  лишь немного "подчищают" в смысле явных нормотворческих (юридических) огрехов и потом эти "Думы" лишь утверждают эти правовые акты, фактически не вникая в суть и последствия формально принимаемых ими законов.

Самый свежий пример - массовые пожары и удушающий смог, как результат отмены законодателями прежнего Лесного кодекса и принятия нового Лесного кодекса, который возложил большую часть функций контроля за пожаробезопасностью лесов на частных арендаторов, которые, как и свойственно любому частному предпринимателю, не склонны тратить значительные финансовые средства на предупреждение лесных пожаров и на борьбу с уже возникшими пожарами. Формальный законодатель не мог ( или не хотел) предвидеть такие последствия изменений в Лесном Кодексе. В результате российское общество осталось без прежде существовавшей государственной системы охраны лесов, получив взамен массовые лесные пожары и беспрецедентный смог в крупных городах и иных населенных пунктах, что явно не прибавляет авторитета действующим органам власти.

Примеров подобного рода законодательных реформ можно привести множество. И активная часть общества их пока только активно критикует. Но по мере усиления протестных настроений, формы критики или неприятия существующих новых законов и самой системы власти могут измениться. При этом к активной части населения может массово присоединиться и ныне пассивная часть общества. История Россия неоднократно доказывала возможность такого развития событий. А это уже не несколько десятков "несогласных" на московской площади, а миллионы граждан по всей России.Это опасный сценарий и его должно избегать. Ибо он опасен для всех граждан.

3. Ввиду того, что нарастание протестных настроений нам представляется неизбежным (речь может идти лишь о "степени накала" и масштабах этой протестности), действующая власть будет действовать по уже отработанному сценарию - противопоставляя протестующим правоохранительные органы. Сегодня это делают ОМОН и, отчасти, войска МВД,  вкупе с милицией. При этом, со временем, ОМОН всё больше приобретает репутацию карательного органа, а не "отрядов милиции особого назначения" (например, для борьбы с терроризмом). Улучшится ли чисто психологически отношение населения к ОМОНу, если его бойцов и командиров станут называть "полицаями"? А заодно и всю нынешнюю милицию станут называть "полицаями"? Кто нибудь от этого выиграет ? "Обновит имидж"?

Казалось бы, что особенного в переходе на международное название правоохранителей?

Но мы живем в России, пережившей жестокую немецкую оккупацию, на службе которой были местные полицаи. Сегодня в России к власти приходит более молодое поколение, для которого Великая Отечественная война, оккупация, полицаи - всё это звучит почти как ордынское иго. Как не имеющее особого  значения "за давностью лет". Но в толще подсознания народных масс до сих пор существует глубоко отрицательная генетическая память о "полицаях". В условиях, когда даже простой народ изрядно раздражен, нужно ли добавлять еще один раздражитель - вводить институт полицаев?

4. Всё это не отменяет возможность частичного введения в оборот самого слова "полиция". Но применительно к отдельным, специализированным правоохранительным службам. Создали ведь "налоговую полицию" и народ этого почти не заметил. Кроме предпринимателей. В нашей милиции есть фактически целые направления, которые занимаются только им присущим профессиональным трудом. Например, есть уголовный розыск.  Даже обыватель понимает, что "уголовный розыск" - это далеко не "его" участковый и не милиционер в машине ППС. Для криминалитета Москвы в СССР слово МУР звучало страшнее, чем МВД или КГБ. Потому, что это был профессиональный Московский уголовный розыск. ( Это был своего рода "брэнд". Причем, уважаемый населением). Почему бы сейчас не ввести институт "Криминальной полиции",  как во Франции?  Если уж так хочется побыстрее "приблизиться" к Западной Европе. Такая "криминальная полиция", задача которой - борьба с криминалитетом, не вызовет внутреннего протеста у населения. Возможно, население даже одобрит переименование нынешних "следаков" уголовного розыска в "криминальную полицию". Потому что такая мера будет понятна всем.

5.Нынешняя милиция нуждается в реформе и в серьезной чистке её рядов. Но не в замене её нынешнего имени, в котором, пусть сегодня и формально , но звучит былая "народность" российской милиции на позорное для русского уха и для русского менталитета  слова "полиция", которая тут же будет неформально переименована в "полицаев".

 
"Кому это нужно?" ( В.В.Путин. Но совсем по другому поводу) .
 
P.S.
Тема моей первой короткой статьи  на проекте Гайдпарк посвящена законопроекту о полиции. Однако, в статье немало говорится и о Лесном кодексе, принятом четыре года назад. Конечно, тема лесных пожаров сегодня очень злободневная. Но, полагаю, что у автора сработала и его генетическая память )))) Поэтому автор где-то здесь на "стене" вывесил две фотографиии своих предков. Прадеда по прямой мужской линии -Николая Васильевича, который был Управляющим лесами Государя Императора в Вятской губернии. И его старшего сына Владимира Николаевича, моего внучатого дяди, который изображен в лесной форменной одежде, с ружьем и охотничьими собаками, ибо всю свою жизнь, как и его отец, он посвятил Русскому лесу. От царских времен до сталинских, когда он был репрессирован по мотивам социального происхождения и погиб в Иркутской тюрьме в 1938 году, несмотря на то, что был на советской государственной лесной службе и жил фактически в лесном поселке. Эти мои предки были на государевой службе и при Царе, и при Сталине и эту службу Сталин фактически не отменял. Её во многом отменил новый Лесной кодекс, что и послужило одной из главных причин того, что сегодня пол России в огне лесных пожаров, а население задыхается в смоге пожаров, особенно в крупных городах. Ни при Царе, ни при Сталине таких пожаров бы не допустили. Потому что лес был под постоянным надзором государевой службы и люди служили там честно и добросовестно. Такова была специфика лесной службы, что "коммерсантам" там невозможно было прижиться.
 
Их фотографии есть в фотоальбоме моей страницы на этом проекте по ссылке

http://www.gidepark.ru/user/photos/album/album-id/3914/user-id/1409360228