Кулаками или мозгами?

 

Это вопрос о том, как брать власть. Традиционный и как бы очевидный ответ – кулаками. Встать с дивана, на площадь, развернуть "Путин, уходи!!!" (вариант – "уходи, пожалуйста"). И, как только на площади соберется пара миллионов, так немедленно Путин и уйдет. И унесет с собой свою гвардию охранителей, которая так и не сделает ни одного выстрела. Потому что, знаете, стрелять в пару миллионов – это такое дело, себе дороже будет...

Ответ очевидный. Но с изъяном. Как побудить пару (миллионов) одновременно покинуть диваны? Тут ведь не митинг по заказу. Каждому по 500 рублей не раздашь. И госдеповским печеньем не заманишь.

На этот вопрос у революционеров есть ясный ответ: голод выгонит. Вот как нефть станет стоить 20 копеек за барель, так всё и начнется. И опять ошибка. Не выгонит. Посчитайте периодически повторяющиеся голодные годы в процветающей романовской России и голодные годы тяжелого наследия царского режима в СССР. Выходили люди на улицы миллионами? Вот то-то и оно. Революции делаются не голодом.

А чем? Надеждой на лучшую жизнь, и пониманием, что с этими лучше не будет.

Сегодня нет ни того, ни другого. Точнее, даже не совсем так: у одних нет одного, у других – другого.

Наиболее умные, понимающие, что с этими добра не будет, на лучшее особенно не надеются: какое, к лешему, лучшее – вы посмотрите, что делается! Нет, вы только взгляните... И, в самом деле, зрелище безотрадное – пострашней балаганных рож. Хотя и лица – почти как лица. И почти как слова – слова.

Всё так. Не так только одно. Экстраполяция: уверенность, что завтра будет то же, что сегодня. Логически мы понимаем, что это не так: мы же видим, что сегодня не так, как вчера. Но это логика. А эмоционально мы живем сегодняшним днем и завтрашний, а тем более – послезавтрашний, не чувствуем.

Но это о наиболее умных. Наименее умные надежду сохраняют. Иначе бы им просто нечем было бы жить. Но понимания, что с этими лучше не станет, у наименее умных нет и быть не может. Потому что вместе с надеждой они сохраняют и веру. Например – в телевизор. Если телевизор говорит, что живем хорошо, что вожди хорошие и потому завтра жить мы будем еще лучше, то наименее умные всему этому и верят. Включить ум и понять, что всё это не так, они не могут – нечего им включать.  

В такой ситуации, как вы понимаете, никакая пара никаких миллионов ни на какую площадь не выйдет.

И любимый Путин может спать спокойно. Вместе с любимым городом. И видеть сны (это я про город).

Что нужно делать, чтобы это мирное посапывание прервать? Понятно что – вести разъяснительную работу. И естественно – среди тех, кому можно что-то разъяснить. К слову, не надо обольщаться – таких сегодня очень немного. Во всяком случае они не оставляют никаких следов своего присутствия в социальных сетях. Ну, или – практически никаких.

Что нужно разъяснять? Что завтра может быть лучше, чем есть сегодня. Только "может быть" не в смысле "само случится". А в смысле, что завтра МЫ можем сделать лучше, чем МЫ сделали сегодня.

Разъяснить это – работа не из легких. Просто в силу того, что приходится преодолевать множество препятствий: чувство безнадеги, привычные стереотипы, которые по злой иронии называют почему-то "стереотипами мышления", хотя к мышлению они относятся также, как говорение попугая к речи человека, болезненные воспоминания, превратившиеся в психоаналитичекие комплексы, дефицит интеллектуальной инициативы – нежелание думать, и многое другое.   

Чтобы общество зажило по-новому, новую жизнь сначала нужно придумать. Иначе ничего не получится – не то, что зажить новой жизнью, захотеть зажить новой жизнью не получится. Как захотеть, если ты себе ее не представляешь?

Вот здесь-то и оказывается, что не только игры в игрушечные выборы и прочее соучастие в делах власти бессмысленно, но и громкие крики, пикеты и демонстрации осмысленны немногим больше. Мы сегодня еще не дожили до времени разбрасывать камни. Наше время – время их собирать. И прежде всего нам нужно собрать свои мысли.  

Что Путин плохой – это откровение разве что для наименее умных. Для наиболее – это банальность. Не банально другое – на что менять? Не на кого менять Путина – это просто неправильно поставленный вопрос инфантильной веры в хорошего царя. На что менять путинизм? Вот в чем вопрос.

И пока мы на этот вопрос не ответим, мы не победим. Сегодня же мы не только на него не ответили – мы его еще и не поставили. И кулаками мы его поставить не сможем. Это дело делается мозгами.