И снова Любовь... Любовь...
ЛЮБОВЬ и ЛЮБОВЬ...
Женщины будущему поэту представлялись божественными существами, а отношения между полами – как нечто возвышенное и исключительно духовное. В грезах ему являлась прекрасная Незнакомка
16-летний Блок отдыхал вместе с мамой и тетушкой на германском курорте Бад-Наугейм. Скромный юноша в гимназической форме всюду следовал за родственницами.
Чем Люба Менделеева пленила Блока – для многих было загадкой: простое, грубоватое лицо, приземистая фигура. «В ней обаяние скатывающейся звезды, цветка, сбежавшего с ограды, которую он перерос», – писал романтически настроенный юноша.
Она не разделяла мистические фантазии Саши, называла его фатом и хотела с ним порвать.
Пребывая в поэтическом трансе, Александр как-то бродил по улицам Петербурга в поисках своей Таинственной Девы, Вечной Жены. И в тот самый момент, когда он грезил, перед ним, словно видение, явилась Любочка. Блок счел ее внезапное появление мистическим совпадением. Александр предложил ей руку и сердце. Девушка колебалась. Он обещал покончить с собой.
В мае 1903 года молодые венчались. Но их отношения даже через полгода после свадьбы оставались платоническими. 23-летняя Люба недоумевала, почему молодой супруг даже не пытается ею овладеть. Физическая любовь не для них, объяснил ей Блок. Секс – грязь и разврат. Она должна оставаться его мистической Вечной Женой, и он не смеет унижать ее плотской низменной страстью.
Целый день передо мною,
Молодая, золотая,
Ярким солнцем залитая,
Шла Ты яркою стезёю.
Так, сливаясь с милой, дальней,
Проводил я день весенний
И вечерней светлой тени
Шёл навстречу, беспечальный.
Дней блаженных сновиденье -
Шла Ты чистою стезёю.
О, взойди же предо мною
Не в одном воображеньи!
К тому же интимные отношения способны лишь убить их возвышенную любовь, ведь рано или поздно они пресытятся друг другом. Как призналась жена поэта, с трудом, но все же ей удалось соблазнить Сашу. – Установились редкие, краткие, по-мужски эгоистические встречи. К весне 1906 года и это немногое прекратилось, – вспоминала она.
Блок между тем ходил к проституткам. О своих опытах он писал в дневнике: «…У нее каштановые косы, зелено-черные глаза, лицо в оспе, остальное уродливо, кроме страстного тела. Кто я, она не знает. Когда я ей говорил о страсти, она сначала громко хохотала, а потом задумалась. Моя система превращения плоских профессионалок на три часа в женщин страстных и нежных опять торжествует…»
Люба не осталась в долгу. В нее влюбился Андрей Белый, друг Блока. Впрочем, физической измены с ним и не было – лишь страстные поцелуи. Но случилось главное: она поняла, что эта «отрава сладкая» возможна не только с Сашей. Белый решил объясниться с Блоком.
Дело едва не кончилось дуэлью.
Она поступила в театральную труппу Мейерхольда и, гастролируя, заводила романы. О каждом новом любовнике честно сообщала супругу. В конце каждого послания неизменно писала: «Люблю одного тебя». А сойдясь с актером Лавидовским, еще и забеременела. Блок, узнав о ребенке, уговорил жену не делать аборт. Но мальчик, едва родившись, умер.
«Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь… Люба на земле – страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но я не могу расстаться с ней и люблю ее… У меня женщин не 100–200–300 (или больше?), а всего две: одна – Люба, другая – все остальные», – писал он в дневнике.
У Блока уже очередной роман – с Андреевой-Дельмас, исполнительницей партии Кармен. Безумие длилось почти год. Менделеева устранилась – ушла санитаркой на фронт.
Страсть поэта к певице тут же будто испарилась.
Он затосковал по жене. И все, как обычно: он обучает любви распутных девок, а она опять на гастролях и опять влюблена – в актера Жоржа Лельвари.
И снова пишет Блоку: «Мне тут хорошо, но только хочется, чтобы ты был тут». Но он приехать не может, его приковала к постели тяжелая болезнь. Люба продает все свои драгоценности – на лекарства для любимого.
Он умер, держа ее руку в своей руке. Она пережила его на 18 лет. Замуж больше не выходила. Ее последним словом было «Саша».
Более странную любовь придумать трудно. 23 года страсти и при этом интимная близость – чуть больше десятка раз. У обоих романы на стороне, внебрачные дети. Но о расставании речи даже не шло. Любовь Менделеева для Александра Блока была Прекрасной Дамой.
Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.
Всё бытиё и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно, -
Мне всё равно - вселенная во мне.
Я чувствую, и верую, и знаю,
Сочувствием провидца не прельстишь.
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее - во мне.
Всё бытиё и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья,
Я перешёл граничную черту.
Я только жду условного виденья,
Чтоб отлететь в иную пустоту.
17 мая 1901- Блок А.
Комментарии
Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.
Во мгле, что со мною всегда на земле.
За то, что связала нас тайна и ночь,
Что ты мне сестра, и невеста, и дочь.
За то, что нам долгая жизнь суждена,
О, даже за то, что мы - муж и жена!
Но так странно закончилось.
Блок, конечно, гениальный поэт, но...
Спасибо, Ирина!
Ей посвящено 687 стихотворений
Так противоречив человек!
"Что же делать,если обманула
Та мечта,как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно хлестнула
Грубою веревкою кнута?!"
А.Блок