Здоровье нации – не рыночная категория

На модерации Отложенный

Партия "Справедливая Россия" выступает за принятие Национальной стратегии охраны общественного здоровья и медицинской помощи.

Об авторе: Сергей Михайлович Миронов – председатель партии «Справедливая Россия», руководитель фракции СР в Государственной думе.

сергей миронов, справедливая россия, здравоохранение, медицина, врачи, наталья нетесова, столыпин, вероника скворцова, минздрав

Экспериментами в здравоохранении недовольны и врачи, и пациенты. 

В 2015 году прозвучал тревожный звонок – впервые за последние 10 лет мы в России вновь получили увеличение показателей смертности населения, хотя до этого они постоянно снижались. Это нельзя списать на кризисные трудности или «случайный сбой». Нет, это серьезный повод для того, чтобы прекратить предаваться иллюзиям и признать, что за годы рыночных реформ и в системе здравоохранения, и во всей работе, связанной с народосбережением, допущено множество системных ошибок. И самая большая из них в том, что мы до сих пор не имеем научно проработанной, целостной стратегии обеспечения здоровья нации. А раз нет стратегии, то нет и уверенности, что мы движемся туда, куда следует. Как говорил один философ, тому, кто не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Парадоксы отечественной медицины

Я лично убежден, что если взять в целом профессиональный и человеческий потенциал нашей системы здравоохранения, он колоссален. Не спорю: хватает и нерадивых медиков, равнодушных к пациентам. Но все же большинство людей в белых халатах – это люди, заслуживающие великого уважения за верность призванию. Взять недавнюю историю на трассе Оренбург–Орск, где из-за сильного снегопада множество машин попало в снежный плен. В одной из них была роженица, которую не успели довезти до роддома. Не пробился сквозь буран и высланный навстречу реанимобиль с бригадой медиков. Вся ответственность за здоровье и матери, и будущего ребенка легла на плечи простого сельского фельдшера Натальи Нетесовой. И она смогла принять сложные роды прямо в старенькой «Ниве», а затем много часов согревала своим телом младенца, пока не подоспела помощь.

И ведь такие, как Нетесова, есть буквально во всех уголках России! Если, скажем, взять тех, кого в 2015 году Минздрав по итогам своего ежегодного конкурса признал лучшим по профессии, мы увидим медиков не только из столичных городов, но и из Новосибирска, Екатеринбурга, Чебоксар, Перми, Воронежа. Или, к примеру, из татарского села Нурлаты, красноярского села Сухообузимское и т.д. Да что там говорить! Уверен: миллионы людей хранят в душе благодарность многим своим врачевателям (а то и спасителям!), которые когда-то помогли (или помогают ныне) излечиться от недугов. Но – вот парадокс! Никуда не деться и от того печального факта, что, по данным различных соцопросов, не менее 70% россиян регулярно высказывают серьезное недовольство доступностью и качеством медицинской помощи.

Бесконечные очереди в медучреждениях, нарастающая формализация отношений в звене врач–пациент из-за сокращения времени, отводимого на прием пациента, усугубляющийся дефицит кадров (15 тыс. врачей ежегодно уходят из профессии) и самое коварное – внедрение платности в медицинскую сферу – все это роняет престиж нашего здравоохранения, вызывая в людях недоверие к его возможностям и перспективам. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), российское население несет уже 50% всех расходов на лечение. Что это, как не тотальное нарушение конституционного права граждан на бесплатность медицинской помощи?

Лечить – выгодно, вылечивать – нет

Сразу оговорюсь: я не сторонник того, чтобы метать все критические стрелы в адрес Минздрава РФ, хотя бы потому, что это одна из немногих структур нынешнего правительства РФ, во главе которой – настоящий профессионал. Вероника Игоревна Скворцова – потомственный медик в пятом поколении, прекрасно знающая всю систему изнутри. Кстати, немалую часть ее богатого опыта составляют годы работы в реанимации и в том числе использование эффективных методов выведения тяжелобольных из комы. Но можно понять, как же тяжело женщине-министру иметь дело с коматозным состоянием не конкретного больного, а целой отрасли! Без малого четверть века в нашем здравоохранении бал правили не профессионалы-медики, а разного рода рыночные либерал-реформаторы, которые наворотили столько всего, что теперь в короткие сроки это вряд ли возможно разгрести.

Когда-то Петр Аркадьевич Столыпин сказал меткую фразу: «В России часто затевают реформы, чтобы прикрыть свое неумение управлять». Так и в данном случае. Система здравоохранения просто издергана бессистемными, научно не выверенными и весьма затратными «экспериментами» и псевдоновациями. При этом отрасль годами хронически недофинансировалась. Взамен полноценного финансирования изобрели схемы, при которых все участники системы вдруг оказались заинтересованы в росте числа медуслуг, но не в конечном результате. Иными словами – заинтересованы лечить, но не вылечивать! Отсюда – массовые приписки, отсюда – невыгодность проведения реабилитации, профилактики, раннего выявления заболеваний, борьбы с социальными болезнями и т.д. Отсюда – вал избыточной, но формальной отчетности. Иной главврач ныне учит молодого подчиненного: «Ты зачем простой аппендицит пишешь? Пиши – перитонит разлитой: клиническо-статистическая группа подороже будет, а это и на нашем финансировании отразится». Ну надо ли говорить, чем в итоге аукается вся эта фальшивая «бухгалтерия»!

Рынок должен знать свое место

Разного рода оптимизации, сокращение коечного фонда и числа врачей, усложнение самой схемы получения бесплатной медпомощи, из-за которой к нужному специалисту в нужные сроки теперь пациенту попасть ой как не просто, – все это словно специально задумано, чтобы выдавливать граждан из бесплатной системы в платную. При этом основными проводниками рыночных начал в здравоохранении стали так называемые частные страховые компании. Я назвал их «так называемые» потому, что на самом деле они никакие не страховщики. Страховая компания в любой сфере призвана защищать интересы застрахованных клиентов. А эти, думая только о прибыли, способны оштрафовать врачей за то, что они пациенту, поступившему, допустим, с травмой ноги, полечили еще повышенное давление или сердечную боль. Возникла куча посредников, паразитирующих на средствах Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и отсасывающих огромную маржу. Даже печатание полисов ОМС ныне превратилось в чей-то прибыльный бизнес. Только в 2014 году ФФОМС потратил на это 2,7 млрд руб. А ведь если разобраться, нынешняя практика применения этих медполисов антиконституционна по самой сути.

Весь вопрос в том, как мы смотрим на понятие «охрана здоровья». Если это рыночная категория, а здоровье пациента – товар, это один подход. Если же это государственная забота и ответственность – совсем другой. Вдумаемся: может ли победить кого-то армия, командующий которой управляет ею через кучу ищущих своей коммерческой выгоды посредников и руководствующихся принципом «купи-продай»? Смешно, не так ли? А ведь система здравоохранения тоже в чем-то подобна армии, стоящей на страже народного здоровья и каждодневно сражающейся с болезнями.

Так почему же ее с такой бездумной легкостью выталкивают на волю рыночной стихии?

В принципиальном плане мы в «Справедливой России» (СР) признаем рынок и приветствуем развитие частной инициативы и конкуренции в тех сферах, где это полезно и эффективно. Но мы убеждены: рынок должен знать свое место! Должны быть зоны, куда вход ему строго воспрещен. Никто не возражает, скажем, против некоторого количества платных клиник, обслуживающих тех, кто хочет и может в них лечиться. Никто не был бы против и частных страховщиков, если б те занимались добровольным медицинским страхованием. Но все это приемлемо лишь как дополнение к главному – к такой национальной модели здравоохранения, где нет даже тени коммерции! К такой модели, где государство является и единственным страховщиком, и гарантом качественного оказания бесплатной медицинской помощи.

Сделать исключен ия правилом

Каких-то чудесных панацей, которые вдруг преобразили бы нашу систему здравоохранения, конечно, нет. Можно принимать те или иные частичные решения и даже разрабатывать целые программы по отдельным направлениям: это где-то что-то улучшит, но не решит проблемы в целом. Вот был у нас нацпроект «Здоровье». Что-то за время его реализации, конечно, сделали, что-то построили, что-то закупили. Но ведь, скажем по совести, многие ожидания не оправдались!

Вот почему пора бы уже отбросить всяческое лукавство и вспомнить старую мудрость о том, что «когда нищают больницы, богатеют кладбища». Пора прийти к простому, но честному выводу: если мы хотим иметь достойную медицину, ее прежде всего надо достойно финансировать! По рекомендациям той же ВОЗ объемы госрасходов на охрану здоровья должны быть не менее 6% от ВВП. Именно такую цифру справороссы намерены записать в новую редакцию своей партийной программы. Заранее предвижу возбужденные крики оппонентов о том, что это, мол, «популизм», что у государства денег не хватает, что во всем надо экономить и ужиматься. Что на это скажешь? Весь вопрос в политике. При той либерально-монетаристской политике, которую проводит нынешнее правительство, денег действительно нет и не будет. А вот та социально ориентированная экономическая политика, которую предлагает проводить СР, позволила бы мобилизовать множество дополнительных источников пополнения бюджета, которых с лихвой хватило бы в том числе и на охрану здоровья россиян.

Когда мы решим ключевую проблему с финансированием, то и вопросы с повышением престижа профессии медработника (да и всей системы здравоохранения) стало бы решать куда легче. Достойная оплата труда, достойные условия работы и жизни – все это помогло бы остановить нарастание дефицита медперсонала, который во многих местах становится уже катастрофическим. В городах Опочка и Невель, что на Псковщине, даже деятельность роддомов пришлось приостановить, потому что там некому работать! Есть, правда, и позитивные примеры. Власти Московской области, скажем, нашли возможность предоставлять молодым врачам служебное жилье с перспективой через 10 лет работы получить его в собственность. Эта мера сразу дала хороший эффект по закреплению в нужных местах остро необходимых профессионалов. Можем ведь, когда захотим! Жаль только, что пока это скорее исключение. Но что мешает сделать его всеобщим правилом?

В идеале статус работника государственного медучреждения должен быть приравнен к статусу госслужащего со всеми вытекающими последствиями и для оплаты труда, и для социальных гарантий. Но самое главное опять же заключается в том, чтобы перестать разрушать систему ценностей, на которых зиждется врачебная профессия. Пора осознать, что, вынуждая врача на вопрос тяжелобольного: «Сколько мне осталось?» – отвечать: «А сколько у вас осталось?», мы убиваем и профессиональную честь, и самоуважение. А без самоуважения можно получить только цинизм и рвачество, но отнюдь не самоотверженность и верность врачебному долгу!

Время масштабных решений

Хотел бы особо отметить, что, говоря о здоровье нации, мы видим два уровня данной проблемы. Первый – ведомственно-отраслевой, связанный, собственно, с организацией различных видов медпомощи – диагностической, скорой, неотложной, специализированной, реабилитационной и т.д. Это зона ответственности Минздрава и всей той медицинской вертикали, которую сегодня надо, по сути, возрождать заново. В то же время нам не обойтись без второго уровня, предусматривающего уже общегосударственную систему, отвечающую за решение многообразных вопросов, которые, по данным ВОЗ, на 80% определяют здоровье населения (то есть создание условий для здорового образа жизни, качество окружающей среды, качество условий труда, борьба с алкоголизмом и табакокурением, развитие физкультуры и спорта и т.д.).

Самая распрекрасная медицина будет бессильна, если у нас люди продолжат массово травиться контрафактным алкоголем, как это произошло, скажем, в Красноярском крае, где сразу 11 человек умерло от поддельного виски. А что могут врачи при безобразной ситуации с питьевым водоснабжением, когда во многих местах из водопроводных кранов вместо воды льются грязь и ржавчина или вообще лезут черви (!), как случилось недавно в одном из жилых домов в Орске?

Нас очень тревожит, что в связи с кризисом и падением доходов населения резко обостряется проблема качества питания миллионов граждан. Бизнес по производству и продаже небезопасных продуктовых суррогатов (а то и торговля просроченной тухлятиной) ныне расцвел буйным цветом. При этом имеется немало надзорных ведомств – Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор и т.д. Что-то там они выявляют, что-то пресекают. Но все делается, словно растопыренными пальцами. Так, может, есть резон подумать о том, чтобы объединить всех этих многочисленных контролеров в единый кулак, мощную структуру, непосредственно подотчетную правительству РФ? Да плюс к этому ввести бы не просто крупные, а разорительные штрафы для лиц, готовых наживаться на здоровье людей! «Хватит кошмарить бизнес!» – сказал в свое время нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев. Мы же сегодня вправе сказать в ответ: «Хватит кошмарить потребителей!»

С учетом всех особенностей текущего момента СР выдвигает сегодня требование к правительству РФ: разработать наконец Национальную стратегию охраны общественного здоровья и медицинской помощи. Мы также полагали бы целесообразным создание при президенте России Национального совета по охране здоровья для координации всего спектра вопросов по данной проблеме. Эффективным инструментом политики народосбережения, на наш взгляд, могло бы стать и введение в практику ежегодных докладов главы государства «О состоянии здоровья населения».

Чем более сложные вызовы встают перед Россией, как во внешней, так и во внутренней политике, тем очевиднее то, как возрастает значимость заботы о здоровье народа! Страна выдержит все испытания, будет мощной и конкурентоспособной, но только при одном условии: нация не должна вымирать и ее здоровье ни в коем мере не должно ухудшаться, а только крепнуть! Нас, россиян, не должно становиться меньше. Нас должно становиться больше и больше! Вот почему мы убеждены: охрана здоровья сегодня должна рассматриваться в одном ряду с такими приоритетами, как обеспечение обороноспособности государства или охрана правопорядка. Это такое же важнейшее слагаемое национальной безопасности. Во всяком случае, «Справедливая Россия» во всей своей деятельности будет исходить именно из такого понимания данного вопроса.