Почему чужое горе для нас чужое

На модерации Отложенный

Вчера видела по телеку, как собирают вещи для помощи пострадавшим в пожаре. Насколько я поняла, этим занимаются добровольцы. В репортаже показывали работу одного конкретного пункта. Гуманитарную помощь собрали и отвезли, если не ошибаюсь, в Воронежскую область, жителям сгоревшего поселка. Люди живут теперь в школе. У них ничего не осталось. И вот им привезли кое-какие вещи. Пожилая женщина благодарит волонтеров: «Спасибо за вещи, вот мне даже одеяло досталось. Но только это капля в море – скоро осень и зима, а нам нечего надеть. Мы как убежали в своих домашних халатах, так в них и остались». Роздали все, что привезли, но в итоге каждому все равно досталось по крохе.

Я вспомнила, что у меня есть какая-то курточка, может на какого-нибудь ребенка и подойдет, пусть даже ношенная, но не помешает. Посмотрела и обнаружила еще кое-какие зимние вещи. Подумала, что можно даже какое-нибудь мыло передать. Ведь у них нет стиральных машинок, все будет стираться вручную, да и самим мыться – мыло будет расходиться только так. Продукты просят особо не передавать, но мне кажется, крупы не помешают, они не портятся.

Вопрос даже не в том, что я это хочу сделать - пиар на этом мне не нужен. Просто сгоревших населенных пунктов и домов не настолько много. Это не Москва. И если каждая московская семья выдаст по какой-то вещице, по какой-то мелочи, вилки передаст, кто-нибудь подушку принесет или десять тетрадок, то мы могли бы легко помочь всем этим людям. Ведь мы живем в таком огромном городе.

В Москве не более двух десятков таких пунктов. Но почему в каждый из этих пунктов пришло максимум человек по пятьдесят? Это даже не 1% Москвы. Очень низкие показатели для такого огромного города.

Может быть, все мы очерствели – я не могу понять, откуда это взялось? Может это телевидение со своими боевиками, со своими желчными передачами, где все грызутся, высуживают и рассказывают о своей личной жизни со всеми потрохами? Столько боли, ненависти и грязи, а сколько мы еще встречаем этого не только в телевизоре, но и в повседневной жизни.

Почему мы так безучастны к боли других людей? Задумываются ли люди, почему они проходят мимо, что они хотят этим сказать сами себе? Что они показывают таким образом своим детям? И если когда-нибудь с ними вдруг произойдет что-то подобное в жизни, что они делают сейчас для того, чтобы потом кто-нибудь повернулся к ним и помог? Почему они думают, что чужое горе – это всего лишь ЧУЖОЕ горе?

Почему в ответ на эти вопросы взрослые люди, даже достигшие определенного уровня, деловые, посетители всевозможных тренингов, где учат отсекать зерно от плевел, почему они сразу отвечают: «Так! Не парь меня. Не грузи». Я все пытаюсь понять, чем же это мы все так загружены. И насколько это реальный груз?

У моей подруги и соседки два месяца назад тоже сгорела квартира – просто залетела сигарета на балкон. Мы живем через стенку друг от друга. Я вернулась домой, поднялась к себе на этаж, а там все затянуто дымной сизостью. Я сразу же вызвала пожарников, но пожар уже вовсю бушевал. Оставалось только наблюдать, понимая, что уже ничего невозможно оттуда вынести. А хозяйка квартиры вышла на улицу в одних брюках и майке. Когда она пришла с работы, пожар уже закончился. Я видела, как человек в одну секунду остается без ничего.

Если бы этого не случилось с моей подругой, я может бы и до сих пор не понимала, как это стремно. Когда видишь по телеку, как плачут не только женщины, но даже и мужики. Потому что впахивали всю свою жизнь, и при этом все равно жили небогато в своих деревянных домиках. Пытались максимально обеспечить свою семью, но даже и эти крохи сгорели. Вообще ничего не осталось. Если плачут мужики, то что тогда взять со старух? Я представляю, что для них это такое, если они убиваются иногда даже над разбившимся стаканом, переживая, что их уже по миру пустили. Например, моя бабушка все время сервизы пересчитывала, сколько там осталось тарелок, а сколько мы разбили. И вот когда у такой бабушки сгорает вообще все, я даже не представляю, какое это состояние. Может быть, им когда-нибудь и выдадут дома, но пока выдадут, мне кажется, мы могли бы помочь им это все пережить. Поэтому странно было наблюдать, что эти пункты не завалены провизией под самую завязку.

Мало того – я зашла на сайт того пункта, про который смотрела по телеку. Они указали два адреса – где сейчас собирают, и где они будут собирать с четверга. Говорят, что пока собирают по этому адресу в надежде, что еще не надоели соседям. Это меня вообще убило! Мало того, что не все люди хотят помогать - некоторым по фиг, а кто-то вообще не в курсе. Так, оказывается, могут найтись люди, которые скажут: «Эй, вы тут мешаете мне со своими шмотками для каких-то погорельцев!».

Так что же с нами происходит?