Откуда берется критика православия?
Ответ на вопрос "почему православие начинает подвергаться всё более сильной критике" (и вовсе не только от убеждённых атеистов) можно сформулировать кратко:
потому что православие перестало быть только индивидуальной верой граждан, а стало де-факто государственной идеологией.
Можно по-человечески пожалеть тех, для кого православие имеет личный, духовный смысл и которые не желают, чтобы их веру отождествляли с продукцией идеологических работников, но тут уж ничего не поделаешь: православный дискурс стал дискурсом власти. Превратился в дискурс, навязывающий себя с помощью институтов госвласти, дискурс, действующий с позиции силы.
Со всеми вытекающими, в том числе и с, мягко говоря, не самым благожелательным отношением населения к рядовым носителям идеологии, кем бы они ни были, какими бы прекрасными качествами лично не обладали.
Само православие тут в общем-то не причём. Любая идеология, вставшая на его место, повторит ту же судьбу. В своё время аналогичная участь ждала и госатеизм, и коммунистическую идеологию.
Но если в Союзе (особенно в 1-й половине 20 века) ещё сохранялись пережитки традиционного общества, для которого идеологический диктат естествен, то в 21 веке он выглядит однозначным атавизмом. По крайней мере, в России. Она к счастью (а для кого-то - к сожалению) уже прошла этот период, представляет собой общество современное, со всеми его достоинствами и недостатками (скажем, культом потребления).
В отличие от некоторых мусульманских стран, по порядкам в которых так ностальгируют православные активисты, мечтая их завести и у нас. Но традиционное общество нельзя создать искусственно. И реставрации оно не поддаётся.
Искусственно созидаются лишь диктатуры, пытающиеся сколотить некую видимость идеологического единства.
В некотором смысле, ситуация с православием в постсоветской России забавна: оно ещё в конце 80-х попыталось заполнить собой ценностную нишу после обрушения сов. марксизма, активно участвовало в дискредитации марксизма и советской системы. Но теперь и с ним происходит нечто подобное разложению марксизма: мы видим переход от фазы "люби меня" к фазе "не пойдёшь добром - силой заставлю". Стало быть, недалёк и тот день, когда хорошим тоном станет говорить о себе как о религиозном диссиденте, когда неверие, во всяком случае, не-православие станет неким знаком качества.
Впрочем, как это случилось и с социалистической идеей, отход государства от православия поможет последнему вновь обрести некоторый авторитет, пусть не в гигантских пропагандистских масштабах, определяемых властными инструментами, но зато уж тесно связанный с конкретными личностями, скорее всего, теми, чьи голоса сегодня с трудом слышны сквозь трубный победоносный глас госидеологии.
Комментарии
Комментарий удален модератором
А Христос вообще не был христианином. Тем более - православным.
Комментарий удален модератором
Я родился не свыше, чтобы говорить об оригинальности православия. Зато могу говорить о его неоригинальности. Мне можно, я - атеист.
К примеру. В самом названии "православие" содержится гордыня. Причем никакой оригинальности в этом нет. Проповедь любой религии начинается с проповеди ее исключительности.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Насильственное "принятие" христинство восточной церкви объясняется тем, что восточные патриархи были под опекой императора, они не были самостоятельны как римский епископ-папа.
Применять термин "православие" к насильственному обращению жителей Киева в христианство неправомерно. Термин был заимствован позднее от называвшегося так культа славян.
В Евангелиях относимых к боговдохновенным изложены случаи чудес, правила поведения, написанные еще шумерами на глиняных таблицах, но учения о постижении Истины нет. Не раскрывается в них каким путем, что нужно свершить чтобы познать сей мир, как исправить несправедливость присущую ему. Все сведено к тому, что грядет второе пришествие и будет воздано по заслугам. На себя не надейтесь.
К сожалению, последователи его, в частности, и те, кто упоминается в Евангелиях не поняли его изречений. А после взятие его под стражу и вера их в него подверглась сомнению.
Учение, именно учение, о путях постижения мира излагалось в других Евангелиях не вошедших в библию. Возможно, что многие из них погибли в огне Александрийской библиотеке. Вполне вероятно, что Ватикан располагает некоторыми списками из них. По крайне мере, епископ Лугудуна(совр.Лион) Ириней(2-3 вв.)имел какие-то из них
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Не соглашусь лишь с тем, что в СССР была только "видимость единства" (если Вы именно это имели в виду). Это было действительно ЕДИНСТВО, сплочённое ещё во времена энтузиазма и эйфории от предвкушения процесса строительства своими руками идеального справедливого общества.
Как же всё-таки коротка у народа память на светлое и длинна - на тёмное. Особенно во времена поголовного эгоизма ("рассыпания" на отдельные "клеточки" - т.н. атомизации общества).
Обнадёживает лишь то, что разрушение (эгоизмом) - это временное явление, необходимое для строительства нового общества - более совершенного.
И Вы правильно заметили, что Православие само оказалось в положении недальновидного и озлобленного человека, "подрубившего сук, на котором сидело", увлёкшись очернением светлого прошлого, гораздо более духовного нежели до революции. Ведь не вера в Бога (или Аллаха с Буддой) определяет духовность, а именно АЛЬТРУИЗМ (любовь к миру и к людям).
Либерализм (поощрение эгоизма), который сменил т.н. "диктатуру ума, чести и совести нашей эпохи", не позволяет теперь Православию докричаться до людских душ, оглашённых свободой.
За точность цитаты не ручаюсь.
Спасибо!
еврейская вера в сына проститутки
совсем вовремя
впору штыки примкнуть
честь имею
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
побороться для укрепления своих позиций.Но поскольку честно и открыто они не привыкли,а в подковёрные
игры с ними тягаться никто не хочет. Поэтому они в полной изоляции. Так получилось.
2. надеюсь, что до религиозного диссиденства дело не дойдет. Нет у цековников Истины, нет и истинной власти, и они это знают. Поэтому и рядятся в сутаны.
Почему у нас так спокойно относятся к рассуждениям о пуританской Америке, о протестантской Швеции, но с такой нескрываемой злобой о православной России?
Пасха, главный праздник православия, государством официально не отмечается, уж не говоря о других 11 двунадесятых праздниках. О какой политике государства в православном ключе идёт речь? Если даже ввести урок православной культуры в школе затруднительно...
Всё единство власти и церкви в пиаре на фоне друг друга...
Всякий народ от рождения имеет высшую стратегическую идею, религиозную по своей сути. Отказавшись от неё, народ исчезает из истории. Становится антисистемой. Потому как высшая идея двигатель развития этногенеза и истории. Останавливается двигатель - прекращается движение.
Проблема Веры каждого известна, но вправе ли мы судить? Кто-то только вступил на этот путь, другой уже делает уверенные шаги. Тем более это трудно после десятилетий воинствующего атеизма. Ведь всё зависит от воли человека, от его усилий продолжить путь.
Ну попинали Вы Христа. Не очень ловко, но попинали...или ладно - христианство попинали. Или еще точнее - православие попинали.
И что... легче стало? В душе - гармония, в разуме - просветление?
Комментарий удален модератором
Странные размышления.
В Израиле иудаизм ЕДИНСТВЕННО-ПРИЗНАННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ и этот факт никого не смущает.
Вы что, боитесь что Россия станет православной страной?
Израиль не боится быть иудейской страной, за что им честь и хвала.
Россия уже 1000 лет как православная. Думаю бояться этого не стоит. А придурков везде хватает.