Израильский парламент. Во всей красе...
24/07/2010
КОГДА меня впервые избрали в парламент, я ужаснулся, обнаружив, сколь низок, за редкими исключениями, интеллектуальный уровень дебатов. Он был практически равен нулю: потоки стандартных банальных фраз. При большинстве обсуждений зал был почти пуст, и едва ли не все говорили на вульгарном уличном иврите. При голосовании многие понятия не имели, за что или против чего они голосуют, и лишь выполняли команды своего партийного лидера.
Но это был 1967 г., когда среди членов парламента были такие лица как Эшкол и Сапир, Бен-Гурион и Даян, Бегин и Бадер, Яари и Хазан, именами которых сейчас названы улицы, дороги и городские районы.
Тот парламент на фоне теперешнего выглядит академией Платона.
БОЛЬШЕ ВСЕГО меня пугает готовность его членов принимать безответственные законы ради мимолетной популярности, особенно в периоды массовой истерии. Одной из моих первых инициатив в парламенте был законопроект об образовании в нем второй палаты, наподобие сената, в которую входили бы выдающиеся личности, с правом задерживать принятие новых законов и через некоторое время передавать их законодательному собранию на повторное рассмотрение. Это, как я надеялся, предотвратило бы поспешное принятие законопроектов в атмосфере всеобщего возбуждения.
Мое предложение всерьез не рассматривалось ни самим парламентом, ни общественностью, но почти все депутаты проголосовали против. (Через несколько лет некоторые из них говорили мне, что сожалеют об этом). Газеты прозвали моё предложение «Палатой лордов» и высмеяли ее, а «Гаарец» выдал целую страницу карикатур, где я представал в одеянии английского пэра.
Короче говоря, тормозов сейчас нет. Один за другим штампуются безответственные законы большей частью расистского или антидемократического характера. И чем больше в правительстве продажных политиканов, тем меньше вероятность того, что этим законам не дадут хода. Теперешнее правительство – самое многочисленное, самое низкопробное и презренное в истории «Израиля» – идет навстречу депутатам, предлагающим такие законопроекты, и даже само их инициирует.
Единственным препятствием на пути этого безрассудства остается верховный «суд». В отсутствие конституции он принял на себя полномочие отменять скандальные законы, нарушающие демократические нормы и права человека. Но и верховный «суд», осажденный реакционерами, стремящимися его уничтожить, действует с большой осторожностью и вмешивается лишь в самых крайних случаях.
Возникла парадоксальная ситуация: парламент, который должен являть торжество демократии, сам стал зловещей угрозой демократии.
Живым символом этого феномена стал некто Бен Ари из фракции «Еврейское единство», наследницы Кахане, чью организацию «Ках» запретили много лет назад из-за ее откровенно фашистского характера.
Самого Кахане избрали в парламент только один раз. Реакция на это других депутатов была недвусмысленной: как только он поднимался, чтобы выступить, почти все присутствовавшие покидали зал, и ему приходилось произносить свои речи перед горсткой своих ультраправых коллег.
Несколько недель назад я побывал в парламенте впервые после избрания его теперешнего состава. Я пришел туда, чтобы прослушать обсуждение интересовавшего меня вопроса о решении палестинской администрации бойкотировать продукты, произведенные в незаконных еврейских поселениях – через десять с лишним лет после того, как «Гуш Шалом» объявил этот бойкот. Я пробыл в здании парламента несколько часов, и с каждым часом чувство отвращения во мне росло.
Главное: я не знал, что депутат Бен Ари, ученик и обожатель Кахане, заказывает здесь музыку. Он не одинокий аутсайдер на обочине парламентской жизни, каковым был его наставник, а расположился в самом центре. Я видел, как роятся вокруг него в кафетерии члены почти всех фракций и с жадным вниманием выслушивают его тирады на пленарном заседании. Не остается никаких сомнений, что «каханизм» – "израильский" вариант фашизма – переместился с края сцены к ее центру.
Недавно "страна" стала свидетелем сцены, напоминавшей происходящее в парламентах Южной Кореи или Японии.
На трибуну поднялась член парламента от арабской партии «Балад» Ханин Зуаби, чтобы объяснить, почему она присоединилась к флотилии, которая везла гуманитарный груз в Газу и была атакована "израильским" ВМФ.
Михаэли, член либермановской партии, сорвалась с места и что-то вопя и размахивая руками бросилась к трибуне, чтобы стащить с нее Зуаби. Другие парламентарии вскочили с мест и бросились ей на помощь. Выступающую окружила устрашающая толпа и лишь с немалым трудом приставам удалось защитить ее от рукоприкладства. Один из представителей сильного пола заорал на нее, мешая расизм с сексизмом: «Убирайся в Газу и посмотри, что там сделают с 41-летней незамужней бабой!»
Трудно вообразить больший контраст, чем между этими двумя членами парламента .Если Ханин Зуаби происходит из семьи, пустившей корни в Аль-Насиры несколько веков назад, а, быть может, и во времена Иисуса, приблудная Анастасия Михаэли родилась в тогдашнем Ленинграде. Она завоевала титул «Мисс Санкт-Петербург», стала моделью, вышла замуж за «израильтянина»-сиониста, приняла иудаизм, иммигрировала в «Израиль» в возрасте 24 лет, но сохранила свое русское имя. Родила восьмерых детей, и имеет шансы стать «израильской» Сарой Пэйлин, которая, в конце концов, тоже была когда-то королевой красоты.
Насколько мне известно, ни один еврейский член парламента и пальцем не пошевелил, чтобы защитить Зуаби от ее разбушевавшихся коллег. Какие-то не слишком решительные возражения произнесли спикер Ривлин и Орон от «Мереца».
За весь 61 год своего существования парламент не видел такой сцены. В одну минуту высокое собрание превратилось в толпу линчевателей.
Можно не разделять идеологию «Балада», но нельзя не проникнуться уважением к впечатляющей личности Ханин Зуаби. Говорит она ярко и убедительно, имеет степени двух «израильских» университетов, отстаивает права женщин в арабской общине «Израиля» и является первой женщиной-депутатом от арабской партии в парламенте.
«Израильская» демократия могла бы гордиться ею. Она из большой арабской семьи. Брат ее деда был мэром Аль-Насиры, дядя – заместителем министра, другой – судьей верховного «суда». (Вспоминаю, что в первый день своего пребывания в парламенте, я предложил избрать спикером другого члена этого семейства).
На минувшей неделе парламент подавляющим большинством принял предложение Бен Ари, поддержанное представителями «Ликуда» и «Кадимы», лишить Ханин Зуаби ее парламентских привилегий. Еще до этого министр внутренних дел Ишай просил правительственного советника по правовым вопросам одобрить его план лишить Зуаби «израильского» «гражданства» "по причине измены". Один из парламентариев крикнул ей: «Тебе нет места в кнессете! У тебя нет права на «израильский» паспорт!»
В тот же день парламент предпринял акцию против Бишара, основателя партии Зуаби. Этот законопроект, лишающий Бишара права на положенную ему после выхода из парламента пенсию, был принят в первом чтении – также при поддержке «Ликуда» и «Кадимы». (Бишар остается за границей после того, как возникла угроза его обвинения в шпионаже).
Гордые творцы этих инициатив, получивших широкую поддержку «Ликуда», «Кадимы», либермановской партии и всех религиозных фракций, не скрывают своей цели - изгнать арабов из парламента, чтобы, наконец, образовать чисто еврейский парламент. Последние принятые законодательным собранием решения – лишь часть длительной кампании, порождающей чуть не каждую неделю новые инициативы жаждущих громкой славы депутатов, которым известно, что чем более расистскими и антидемократическими будут их законопроекты, тем большую популярность приобретут они среди своего электората.
Таким было принятое на минувшей неделе решение реакционного парламента увязать получение «гражданства» с принесением присяги на верность «Израилю» «как еврейскому демократическому «государству». Таким образом, арабы (в первую очередь, супруги-иностранки арабских жителей «Израиля») должны будут клясться в верности идеологии сионизма. Это равнозначно тому, как если бы от новых американских граждан требовали присягнуть на преданность США как «белой англо-саксонской протестантской стране».
Депутатской безответственности нет предела. Все красные линии давно перейдены, и касается это не только представительства в парламенте более чем 20% арабских "граждан" «Израиля»: усиливается тенденция, направленная на лишение "гражданства" всех арабов.
ЭТА ТЕНДЕНЦИЯ связана с непрекращающимися атаками на статус арабов в Восточном Иерусалиме.
На минувшей неделе я присутствовал на слушаниях в суде иерусалимского магистрата по задержанию Мухаммада Абу Тайра, одного из четырех членов Законодательного совета Палестины от Иерусалима. Слушания проводились в комнатке, где едва могло разместиться двенадцать человек. Мне понадобилось немало усилий, чтобы туда попасть.
После того, как эти депутаты были избраны на демократических выборах, в которых они в соответствии с четко выраженным в Ословских соглашениях обязательством «Израиля», имели право принять участие, правительство лишило их статуса «постоянных жителей».
Что из этого следует? Аннексировав в 1967 году Восточный Иерусалим, правительство и в мыслях не имело предоставить «гражданство» его жителям, что существенно увеличило бы процент арабских избирателей в «Израиле». Не придумало оно для них и нового статуса. Лишенные иных возможностей, арабы в Восточном Иерусалиме стали его «постоянными жителями», то есть приобрели статус иностранцев, проживающих в «Израиле». Министр внутренних дел имеет право лишать их этого статуса и депортировать в страну происхождения.
Совершенно очевидно, что определение «постоянный житель» к арабам в Восточном Иерусалиме неприменимо. Они и их предки здесь родились, и никакого другого места жительства у них нет. Лишение их этого статуса превращает этих людей в бездомных, не имеющих никакой политической защиты.
Адвокаты «государства» утверждали в "суде", что после аннулирования статуса «постоянного жителя» Абу Тайр стал «незаконно проживающим лицом», чей отказ покинуть город влечет за собой немедленное задержание.
(За несколько часов до этого верховный «суд» рассмотрел наш иск о расследовании инцидента с направлявшейся в Газу флотилией. Мы одержали частичную, но важную победу: впервые в истории верховный «суд» согласился рассмотреть вопрос о создании комиссии по расследованию. «Суд» постановил, что если комиссии понадобятся показания офицеров вооруженных сил, а правительство попытается воспрепятствовать этому, то скажет свое слово «суд»).
ЕСЛИ кто-то пытается обмануть себя, полагая, что парламентское сборище вредит «только арабам», он глубоко ошибается. Единственный вопрос: кто будет следующим?
На той же неделе в парламенте прошел в первом чтении законопроект, налагающий тяжкие наказания на любого "израильтянина", выступающего за бойкот «Израиля» в целом, а также его экономических предприятий, университетов и других институтов, включая, в частности, незаконные еврейские поселения. Любая такая организация должна будет возместить ущерб в размере 5 000 долларов за каждого сторонника бойкота.
Призыв к бойкоту – это демократическая форма волеизъявления. Я решительно возражаю против общего бойкота «Израиля», но (следуя Вольтеру) готов вступиться за право каждого призывать к такому бойкоту. Подлинная цель этого законопроекта состоит, разумеется, в защите незаконных поселений на оккупированных землях за пределами «государства». Такова моя позиция и позиция моих друзей.
С момента своего создания «Израиль» не переставал хвастать тем, что он «единственная демократия на Ближнем Востоке». Это бриллиант в короне «израильской» пропаганды. А парламент – символ этой "демократии".
Кажется, что сборище народных избранников, овладевшее парламентом, вознамерилось разрушить этот образ раз и навсегда...
Комментарии