Лесные пожары обрушили режим в Индонезии. Россия пока горит

На модерации Отложенный

Когда в 1997 году в Индонезии заполыхали лесные пожары, правительство особенно не озаботилось: такое случалось и прежде. Власти не узрели опасности надвигавшейся катастрофы.

Но тут подоспел экономический кризис и обрушил индонезийскую рупию. Экономика разваливалась на глазах.

Тем временем, детишки и ближайшее окружение индонезийского правителя генерала Сухарто не унимались в коррупционных играх – скандалы, словно нарывы, прорывались, вынося наружу неприглядные истории кумовства и взяточничества в высочайших сферах.

На столь "плодородной" почве тотальной коррупции и обнищания народа стремительно вызрели зерна гнева, и вспыхнуло протестное студенческое движение.

Армия взялась за оружие, студенты – за метательные снаряды. Пролилась кровь.

Уже в мае 1998 года пал считавшийся весьма стабильным и устойчивым авторитарный режим генерала Сухарто, укрепившийся в Индонезии с середины 60-х годов на волне антикоммунистических репрессий и "холодной войны".

События 1997-98 годов в Индонезии невольно навевают аналогии с Россией.

В нашей стране продолжают полыхать разрушительные пожары, их площадь неуклонно увеличивается с каждым днем.

Число жертв стихии достигло 40. Пожары бушуют в 17 регионах. К настоящему моменту в России зарегистрированы почти 800 очагов природных пожаров, из них каждый двенадцатый – торфяной, констатирует Newsru.com.

Накануне стало известно, что от крупного лесного пожара пострадали Центральная авиационно-техническая база ВВС и ПВО ВМФ России.

Специалистам удалось потушить пожар в городе Сарове Нижегородской области, где расположен Российский федеральный ядерный центр Всероссийского НИИ экспериментальной физики (Арзамас-16).

Как сообщает "Московский комсомолец", для тушения пожара в Сарове подогнали  специальный бронепоезд.

Пожар тушили вертолеты Ми-8 и Ми-26 и четыре самолета МЧС: два самолета-амфибии Бе-200 и два Ил-76.

Видимо, припекло.

Между тем, комментируя ситуацию вокруг ядерного центра, публицист Татьяна Щербина замечает на сайте "Радио Свобода": 1 августа в ответ на сигналы SOS из Сарова о том, что пожары бушуют уже возле атомного Арзамаса-16, заявили - "ядерному центру ничего не угрожает. Обстановка там нормальная", а уже 2 августа бросили все силы на борьбу с огнем вокруг того же самого Арзамаса-16.

Только опять, как и в случаях с рязанскими деревнями, начали слишком поздно: авиация парализована нулевой видимостью, дым стеной, увеличили число пожарных в 10 раз - (это значит, что отозвали их с других очагов), но без видимого успеха. Явочным порядком блогеры стали ставить в ЖЖ фото Путина на фоне пепелища с подписью "Путин. Итоги". Во времена катастроф всем приходит в голову одно и то же, резюмирует она.

Ночью 4 августа густой дым от лесных пожаров в Подмосковье окутал столицу, а запах гари проник глубоко в метро.

Плотную дымку агентство РИА Новости "понюхало" на станциях "зеленой", "салатовой", "оранжевой" и "фиолетовой" веток.

Запах гари сильно ощущается и в центре Москвы, в том числе на станции "Охотный ряд". Некоторые пассажиры метро надели марлевые повязки.

Впрочем, как показывает опыт пожаров в джунглях в Юго-Восточной Азии, проку от них практически нет – нужны респираторы, а не хирургические повязки.

Технические службы метрополитена делают все возможное, чтобы минимизировать запах гари. Однако представители столичной подземки признают, что с ситуацией вряд ли удастся справиться до тех пор, пока смог над Москвой не развеется.

Хуже всего ситуация с дымом обстоит в восточных и юго-восточных районах столицы и расположенных в этих секторах близлежащих городах Подмосковья: Реутове, Железнодорожном, Люберцах, Раменском, Жуковском.

На некоторых высотных домах власти распорядились оставить включенными красные световые маячки на крышах.

По данным "Новых Известий", накануне в Москве загорелся природный заповедник "Лосиный остров".

Его площадь составила 300 кв. м. К месту пожара направили четыре пожарных расчета. Из-за сильных порывов ветра была угроза того, что огонь перебросится на жилые кварталы Москвы. Только через четыре часа пожарным удалось ликвидировать возгорание.

По данным РБК, распространение дыма от пожаров повлияло на работу аэропорта "Домодедово". Несколько рейсов задержали из-за плохой видимости.

При этом значительную часть задержанных рейсов составляют внутренние перелеты. Однако часть международных вылетов также откладывается. Дым стоит и в здании аэропорта.

Столичные аэропорты "Шереметьево" и "Внуково" пока работают в обычном режиме.

Тем временем, Роспотребнадзор обнаружил в нескольких районах Владимирской области, прежде всего в Гусь-Хрустальном, превышение в 4,5 раза предельно допустимых концентраций угарного газа.

В Муромском, Ковровском и Александровском районах загрязнение воздуха продуктами горения превышает норму в 3,1, 1,5 и 1,2 раза соответственно.

В самом Владимире предельно допустимая концентрация угарного газа и взвешенных веществ превышена в 2,7 раза.

Первый же засушливый год после ликвидации системы лесной охраны станет для России катастрофическим, знает "Независимая газета".

Подразделения МЧС не готовы к тушению лесных пожаров, поскольку они не имеют ни адекватных средств мониторинга, ни знаний, ни необходимой техники.

С такими предупреждениями ученые института прикладной математики имени Келдыша Российской академии наук (ИПМ) выступали еще в 2008 году.

Предупреждения о надвигающейся катастрофе чиновники фактически проигнорировали. За это теперь предстоит расплачиваться российским налогоплательщикам. Площадь пожаров в стране продолжает увеличиваться.

В пожарах гибнут десятки человек, а счет будущих компенсаций идет уже на миллиарды рублей.

Гигантский ущерб от лесных пожаров в этом году рядовой обыватель, как правило, объясняет жарой и засухой.

Однако специалисты считают катастрофу-2010 совсем не случайной.

Причины нынешних пожаров были заложены еще в 2006–2007 годах, когда при президенте Путине в России прошла реформа лесной отрасли и был введен в действие новый Лесной кодекс.

По мнению специалистов Всемирного фонда дикой природы (WWF), новое законодательство ликвидировало государственную лесную охрану и назначило ответственными за предотвращение лесных пожаров арендаторов лесов и региональные органы власти, у которых далеко не всегда есть необходимые ресурсы.

Противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство противопожарных дорог, посадочных площадок для вертолетов, прокладка просек, содержание пожарной техники и запасов горюче-смазочных материалов, теперь отнесено к сфере ответственности арендаторов и местных бюджетов.

Но причина катастрофы – не только в децентрализации ответственности, но и в реформе служб лесной охраны.

После ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации лесничеств и "Авиалесоохраны" как единой структуры любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим, предостерегали ученые из института им. Келдыша.

Они признавали, что подразделения МЧС, по всей видимости, не готовы к тушению лесных пожаров в большом объеме, так как не обладают ни соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни знаниями.

Эти предсказания грядущей катастрофы были основаны на статистике лесных пожаров 2006–2007 годов, а также на сравнении с возможностями национальной системы тушения природных пожаров в Канаде.

При этом ученые сделали вывод, что если Россия повысит эффективность системы лесного пожаротушения до уровня канадской, то площадь пожаров и ущерб от них вполне можно снизить более чем в 10 раз.

Ученые также рекомендовали принять срочные меры по сохранению опыта и наработок "Авиалесоохраны", а также специалистов по ландшафтному пожаротушению.

В основе существовавшей до 1 января 2007 года системы охраны лесов от пожаров лежал принцип: "Раннее обнаружение – небольшие затраты на тушение".