Люди разных сортов? Чем русский отличается от чеченца?

Что было бы, если бы в Грозном группа русских парней – не в камуфляже, с автоматами, а просто обычных штатских – подралась с чеченцами и зарезала одного из них? Их бы тоже сперва отпустили?

Что было бы, если бы в Чечне был оздоровительный лагерь (нам же в свое время обещали, что Чечня, вообще Северный Кавказ, станет лучшей курортной зоной России) и в этом лагере группа русских подростков пристала к чеченке, а потом подралась бы с чеченцами? Срывали бы чеченский флаг и кричали «Чечня будет русской!»? За них бы тоже быстро и жестко вступился какой-нибудь орловский или пензенский губернатор, обвинил во всем чеченцев и эвакуировал «своих» из Чечни домой, в Россию?

Ответ на риторические вопросы всем известен.

ЭТО НЕВОЗМОЖНО.

Русские парни – если, повторяю, они не на БТР приехали – не будут пихать плечами чеченцев и нападать на них. Кстати, не только в Чечне это психологически невозможно. С трудом представляю себе такую ситуацию и «в России», на тех же Чистых прудах, скажем.

Русские подростки едва ли рискнут пристать к чеченке. Причем, опять же, далеко не только в Чечне... Понятно, что приставать к девушкам они умеют. Но к чеченке – это вряд ли! (Хотя красотой чеченок Аллах не обидел...) А уж такие подвиги, как массовая драка с чеченцами в Чечне или срывание там же чеченских флагов, даже в кино никто не снимет – у нас не развит жанр «фэнтези».

Еще смешнее картинка с русским губернатором, который бросился защищать «своих детей», которых помяли в чужом детском лагере. Нет, если это случилось бы в США, на Украине (при Ющенко, понятно), в Белоруссии (сейчас, в период обострения с Лукашенко), а тем более в Грузии или Прибалтике, то губер бы свой шанс не упустил, надул бы пиар-щеки до звону! А если на Северном Кавказе, то ему бы и в голову не пришло.

Больше того.

Если говорить не только о чеченцах, то можно ли нечто подобное вообразить – в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и т. д.?

Нет, мне кажется, представить русских, которые ТАК себя ведут в любой из этих республик Северного Кавказа, – просто НЕМЫСЛИМО.

Как и в самой России, по отношению к представителям «северокавказских народов» это бывает крайне редко.

Понятно, никто в здравом уме не станет провокационно призывать русских «догонять кавказцев по убийствам и насилиям». Но интересно ПОНЯТЬ – в чем разница между русскими и «северокавказцами»?

Может быть, русские все сплошь так добры и незлобивы? Судя по нашей уголовной статистике, этого никак не скажешь.

Может быть, так проникнуты высоким духом интернационализма и гостеприимства к тем, кого ласково зовут «понаехавшими тут»? Кажется, таджики или киргизы так совсем не думают! И имеют к тому некоторые основания.

Может – самая оскорбительная гипотеза, но кто обещал, что надо обсуждать только лестные предположения! – русские такие трусы?

Что ж, никто не спорит, что те же чеченцы, рисующие на знамени волка, – народ отборный, храбрый, сильный. Но и история России, и, увы, та же уголовная хроника показывают – чем-чем, а храбростью и агрессивностью русские совсем не обижены.

Так в чем же дело?

«Молодец против овец, против молодца – сам овца»? Концентрация – и разобщенность

Я думаю, что причин две.

И они объясняют отнюдь не только крайние случаи – убийства, драки и т. д. Они во многом описывают ВСЮ ЛОГИКУ взаимодействия русских (а если угодно, и «русской России») с тем же Северным Кавказом.

Первое. Народы Северного Кавказа куда СПЛОЧЕННЕЕ, чем русские.

Второе. Власть – как на Северном Кавказе, так и в «самой России» – НЕОДИНАКОВО относится к народам Северного Кавказа и к русским.И у первой, и у второй причины есть свои вполне объективные причины.

Малые народы всегда больше сплочены, чем большие народы. Можно даже сказать, что тут обратно пропорциональная зависимость: сплоченность КОМПЕНСИРУЕТ малый размер народа. Особенно когда он находится в ОПАСНОЙ среде, балансирует на грани уничтожения.

Инстинкт самосохранения без слов ведет. При острейшей борьбе ВНУТРИ ЭТНОСА (чеченцы убили друг друга больше, чем всех их – российский ОМОН) малый этнос по определению больше сплочен «по отношению к ЧУЖИМ», чем большой.

Малый этнос чувствует свою уязвимость – большой чувствует свою НЕУЯЗВИМОСТЬ.

И большой этнос ПРАВ – в целом, КАК НАРОД он и правда неуязвим. По крайней мере для «врагов внешних». Тем более в СВОЕЙ СТРАНЕ. Проблема лишь в том, что ОТДЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ от этого не легче.

Впрочем, и большие, ОГРОМНЫЕ этносы бывают способны к национальному сплочению. Вспомним китайцев. Или итальянские общины в США. Или немцев в царской России, живших своими колониями-общинами. Или даже украинские общины в США (не в России!).



А вот русский народ – громадный, рассеянный по огромной территории, привыкший к покорности и фатализму – самый разобщенный в Европе. Да еще и зависть друг к другу... Лозунг «Русский, помоги русскому!» так лозунгом и остается. А вот чувство «у соседа дом сгорел: вроде мелочь, а приятно!» – куда реальнее.

Русские как сообщество почти никогда не могут сорганизоваться – не только в политическую партию или для благоустройства двора, не только для взаимопомощи (допустим, в эмиграции), но даже для борьбы с кем-то. Разве что сбиваются мелкие банды нациков или большие случайные толпы, чтоб набить кому-то морду... История России говорит, что нация организуется в основном ВНЕШНЕЙ – государственной – ВОЛЕЙ. Отсюда, кстати, и такое покорное отношение людей к государству – как средству СПАСЕНИЯ НАРОДА (при всех очевидных уродствах этого горе-государства). В столкновении, допустим, Россия – Кавказ огромная Россия всегда ОБРЕЧЕНА НА ПОБЕДУ

А вот (весь вопрос – какой ценой). в столкновении русского с кавказцем «у метро» русский, как правило, в более СЛАБОЙ позиции. В конце концов, он представляет ТОЛЬКО СЕБЯ. (Если не входит в банду, в группу фанатов и т. д. – впрочем, в случае Волкова и это не срабатывает). А кавказец – не всегда, но достаточно часто – представляет не только себя и даже не только 100 родственников и односельчан, но часто и всю свою страну, свою республику.

И здесь мы переходим ко второй части марлезонского балета.

Власть, государство.

Нет нужды объяснять, что власть в республиках Северного Кавказа, власть, во многом построенная на родоплеменных связях, ОБРЕЧЕНА защищать своих, но никак не русских. Тут не нужны лозунги «Чечня – для чеченцев», «Ингушетия – для ингушей» и т. д. Это и так ОЧЕВИДНО: для кого же еще?! Тем более если открыто провозглашается, что республика живет по законам шариата.

Для президента кавказской республики «его народ» – СВОЙ. Для среднерусского губернатора есть «своя задница» – на этом список «своих» закрыт. Ну, еще задница начальства...

Поэтому Кадыров, как лев, бросается защищать своих (хотя ВНУТРИ республики часто не защищает, а зачищает), а губернатор среднерусской области будет только глазами хлопать и думать: «Что скажет Москва?!»

И что же она скажет?

Имперский налог

Итак: подкармливание местных элит плюс возможные послабления «простым кавказцам». Такова «дань», которую Москва платит за сохранение статус-кво. Это – неприятная цена. Любая цена – неприятна. Но это куда ДЕШЕВЛЕ, чем возможность (всего лишь ВОЗМОЖНОСТЬ!) нового лобового столкновения.

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ. Это – главный вывод из истории 1990-х и 2000-х. И прилагают этот вывод часто к ЛЮБЫМ ссорам – в том числе и бытовым.

Этот вывод делает ТОЛЬКО Москва? Разве сама Чечня (да и другие кавказские республики) так не считает?

«Россия сильна единством народов, и любые действия, направленные на подрыв этого единства, представляют угрозу стабильности в стране». Кто сказал? Верно, вы угадали – Рамзан Кадыров! Так говорит, так и действует. И умело добивается, чтобы с ним Москва тоже так и действовала – чтоб не создавать угрозу этому самому единству...

Теперь, по-моему, более понятно отношение русских к «северокавказцам». Осторожное, скажем так, отношение.

Дело не в ФИЗИЧЕСКОЙ трусости. А в том, что люди – если даже не до конца осознают, но чувствуют, – что здесь ситуация ОСОБАЯ...

За «обычным чеченцем» стоит и его род, и в каком-то смысле его республика. А в случае острого конфликта государство скорее поддержит его, чем «обычного россиянина». Во всяком случае, уж точно – не наоборот.

Выход прост, как утопия.

СОБЛЮДАЙТЕ ЗАКОНЫ – и ничего сверх того!

В законах прописано равенство наций, людей, субъектов Федерации, никаких «даней» и «преференций»... И – никому не обидно.

Проблема лишь в том, что колесики закона трутся о существующий баланс политических сил. И часто крутятся – для одних вхолостую, для других – с удвоенной скоростью.

И «дело Волкова» – ясный тому пример.

Без погромов и угроз, вполне мирно общество ПРОДАВИЛО в данном случае... Продавило – что? СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА. Элементарную вещь, которую власть ОБЯЗАНА делать – и, как правило, не делает.

А в данном случае – СДЕЛАЛА. ПРИШЛОСЬ сделать.

Вот вам и «обратная связь», вот и то самое «гражданское общество».

Необходимо соблюдать баланс интересов в обществе. И сегодня этот баланс явно перекошен в сторону «национальных республик». Не убрать, но хотя бы сделать менее кричащим этот перекос – вот на сегодня одна из главных тактических задач власти.