Украинский кризис: поезд в один конец
Он нашёлся!
Первопроходец обходной колеи.
Надежда транспортной диверсификации.
Главный локомотив нового Шёлкового пути.
Инфраструктурный задел светлого будущего.
Блестящий символ независимости от здравого смысла, свободы от законов логики и природы.
15 января 2016 года в прекрасном городе Одессе проходило знаковое событие. Грузовой поезд отбывал из Украины в Китай – но не от перрона, а от причала. Непростое время поставило (вороватую бездарность на руководящие посты) вопрос ребром. Товары в Поднебесную и обратно надлежит возить в обход России. То есть морем, но при этом поездом. Экономически выверенный и логически безупречный маршрут был проложен следующим образом:
Одесса, крики чаек у причала – паром чрез море Чёрное плывет – и перевалка в Грузии сначала – нас Закавказье манит и зовёт – в порту Алят контейнеры погрузим – по Каспию к пустынным берегам – в Актау перевалочку разгрузим – останется проехать Казахстан.
На новом пути следования имеется четыре межгосударственные границы, пять таможен, железнодорожная колея различной ширины, горный закавказский участок низкой проходимости и электрификация 40 % маршрута. Сами таможенные процедуры были упрощены, груз не досматривался ни в одной стране. Но пошлины взимались аккуратно.
На традиционном пути следования имеется две межгосударственные границы, три таможни, одинаковая ширина колеи, отсутствуют паромные переправы и горные участки. Зато присутствует электрификация 85 % маршрута.
Разумеется, отбытие нового поезда получило широчайшее и подробное медийное освещение. На несколько лет и долларовых миллиардов вперед. Сам же состав получил высокое звание «Долгожданный кошмар восточного соседа».
До Китая поезд ехал и плыл вдвое дольше запланированного. Затраты на транспортировку тонны груза вдвое превысили намеченные тарифы и аналогичные расходы при логистике через РФ. Часть казахстанского проезда постеснялись оплатить, пришлось прецедентному составу два дня простоять в безразличной степи.
И всё же 31 января 2016 года поезд НШП добрался до станции Достык на границе КНР. Принципиальная возможность доставки грузов по Новому Шёлковому Пути была блестяще доказана.
Последовала неспешная разгрузка – заезжать в Китай поезд почему-то не стал. Хотя весь товар предназначался для китайских получателей. Может быть, так заранее задумано. Новый путь – новый сервис, с изюминкой, песком, щебнем и прочими натуральными продуктами. Может быть, в КНР таковы традиции бизнеса – самостоятельно ехать за своим контейнером на границу Казахстана с Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Восток, знаете ли. Дело тонкое.
Но с 31 января 2016 года прошло два месяца.
А обратно шёлковый поезд так и не приплыл. Все триумфальные реляции на железнодорожно-водоплавающую тему давно отшумели. В стране помпезного отбытия громыхнул политический кризис, застопорились транши МВФ, по просьбе освобожденного народа снова выросли тарифы ЖКХ и сократились объёмы производства. Дешёвый реверсный газ вынудил повысить стоимость углеводородного кубометра. Грызня за деньги и власть рвала ряды революционной гiдности решительной речевкой «Бе-бе-бе!». Расцвела и облетела блокада большегрузных автомобилей – российских и собственных. В очередной раз почти достигнут безвизовый режим с Европой. До поезда ли тут и даже там?
Что же случилось с железнодорожным первопроходцем?
Уникальный состав и ныне там, на станции Достык в далёком Казахстане.
В нескольких тысячах километрах от победной евроассоциации и вообще в противоположном направлении от вожделенного ЕС. Заброшенный, пустой и всеми позабытый поезд сиротливо приютился на самом запасном пути. По прозаической причине – везти назад на Украину нечего.
Два месяца нечем заполнить 42 стандартных контейнера. Нет желающих провезти товар по экстравагантному пути. Через пять таможен, четыре операции выгрузки-загрузки, по двум морям, вдвое дольше и дороже привычного маршрута по Трассибирской магистрали. По российскому Транссибу по-прежнему отправляется как минимум два грузовых поезда из КНР в ЕС ежедневно – и состоят они не из 42, а из 110-130 контейнеров TEU…
Обходной ж/д маршрут «Кошмар России» стал всеобщим посмешищем. Ливийские контрабандисты перевозят мигрантов в ЕС по тому же принципу. Доходность их средиземноморских рейсов такова, что утлое судёнышко можно бросить на европейском берегу и купить новое судно на берегу африканском. Киевские реформаторы могут себе позволить разбрасываться поездами и обещаниями без намёка на доходность.
Водоплавающий поезд врос в азиатскую колею как памятник бездарности и популизма нынешних украинских правителей.
Как странная итерация всем сваленным памятникам создателю современной Украины далеко от её границ.
Как символ разрыва между кружевными фантазиями и экономической реальностью.
Как аллегория украинских перспектив в ЕС и НАТО.
По-хорошему монстры альтернативной логистики обязаны тащить состав домой без топлива. Как бурлаки, на личной тяге. Через все тернии, пустыни, горы и моря – к звёздам права и справедливости. Но подобный сценарий ещё более фантастичен, чем регулярные рейсы нового Шёлкового пути в обход России. Авторы кошмарных маршрутов утекут в безбедную эмиграцию с куда большей вероятностью.
Помните – а ведь обещали сказки, и цветы, и на руках носить. Пронесли один раз премьера, да и то мимо отставки.
Комментарии