Где современное искусство России?
На модерации
Отложенный
На дворе 2010 год. Хотелось бы поговорить о современном искусстве в России. Помнится, всегда говорилось, что искусство отражает срез общества в котором оно создавалось, будь то картины, скульптуры, архитектура, кинофильмы, спектакли, литература, музыка... Для меня до сих пор не понятно, почему, казалось бы в тяжелые для общества и для творчества годы, искусство набирало свою силу, подымалось до небывалых высот. И наоборот, когда казалось бы, как сейчас, нет открытого контроля, цензуры, преследования, доминирования одной идеологии, искусство как будто увядает, становится серым, безвкусным, скатывается в пошлость.
Существует такое мнение, что раньше искусство в России, было под контролем парторганов коммунистов и представителей власти, а значит и равнялась под их уровень сознания, менталитета. А сейчас искусство под контролем боссов от шоубизнеса, а значит их менталитета. Может именно этим объясняется её упадок и деградация?
К чему и как движется и развивается искусство в России? И наоборот, когда казалось бы, как сейчас, нет открытого контроля, цензуры, преследования, доминирования одной идеологии, искусство как будто увядает, становится серым, безвкусным, скатывается в пошлость.
Комментарии
2. Убрать лишний абзац.
А по существу мысль высказана довольно верно. Но я бы даже сказал, что, находясь под контролем политорганов, самобытная культура пробивала себе путь всякими доступными образами. Кстати, насчет повальной цензуры в СССР - это сказки неудачников, которые сами из себя не представляли чего-либо значимого.
А теперь культура тоже есть, и талантливые люди тоже есть. Только потребителям той "культуры", которая у нас вылазит изо всех щелей в телевизоре, которая именно серая , безвкусная и абсолютно пошлая, она не нужна.
Но наш народ еще не разучился понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Одно отношение к УС-2 чего стоит.
Что не так с Пастернаком?
Что не так с Зощенко?
Что не так с Аксеновым?
Кого и как именно из них обидела КПСС? И за что.
"Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани, в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова. Был третьим, младшим ребёнком в семье (и единственным общим ребёнком родителей). Отец, Павел Васильевич, был председателем казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома партии. Мать, Евгения Семёновна, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем — заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария», состояла в казанской областной парторганизации."
Разумеется, поганые коммунисты чуть не подвели его к краю жизни.
Коммуняки, конечно, тоже подарком не были. Но современный капитализм - это нечто.
Во всяком случае, я абсолютно четко понял, что экономические рабство - страшнее, чем политическое.
Кстати, "Белое солнце пустынИ"
"Что не так" с Зощенко? А с этим документом вы знакомы - Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором подверглись жесточайшей критике редакции обоих журналов «за предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе».
"Что не так" с выгнанным из страны Аксеновым?
Не стыдно?
Поэтому маму - в лагерь, вернулась в 47-ом, после папу - тоже, и с концами (т.е. судьба неизвестна).
Старших детей разобрали другие родственники, а малого Васю никто брать не захотел - ни русские, ни евреи. И Васю тправили в детдом. Не самое лучшее место, что и говорить. Вот откуда и лезет вся его неприязнь к ВСЕМ коммунистам.
2. И что вы имеете ввиду, говоря о "ВСЕХ коммунистах"?
3. Жлобский пассаж о евреях был очень необходим?
2. Далеко не все коммунисты были такими уродами. Например, во время войны фраза "прошу считать меня коммунистом" и т.д.
3. Почему интересно, Вы не написали "жлобский пассаж про русских"? Дело в том, что у Васи родители были русский и еврейка (вроде как). Детей от первых браков родственники взяли, а общего ребенка Васю отправили в детдом. Видать, никому оказался не нужен.
А за Зощенковскую обезьяну - стыдно за Зощенко. И за рассказы о Ленине - тоже.
А Аксенеовский Остров Крым чего стоит. Живой пример - перед глазами. Да не было и не могло быть никакого утопического острова, если бы его отстояли белые.
Почему пиндосы так хорошо живут? Потому что научились торговать бумагой зеленого цвета с физиономиями своих же президентов. А остров Крым на чем бы поднялся?
Дальнейшие дебаты считаю излишними.
Разумеется, нельзя полностью абстрагироваться от реалий. Я имел ввиду комплексную систему вИдения и свою трактовку увиденного.
не представлял интереса для кого-либо. Просто мы все на прослушке и ПК на "просмотре". Я не к тому когда лучше. Я говорю
о действительности. Мы все под колпаком ещё более тоталитарном.
Итог: человеку всегда жилось на Земле тяжело и в Европе убивали др.др и сейчас при фарисейской толерантности продолжают убивать, а вы всё большевиков- покойников пинаете. СССР просуществовал ничтожно малый исторический срок: менее 70 лет с двумя разрушительными войнами и разрухой после них. Новая Россия уже 20 лет живёт за счёт созданного. Пр маленький Сингапур
держится на авторитаризме, но то др. история.
различные структуры. Сейчас структуры частные, но это уже др. заказчик. Советское искусство имело под собой хорошую основу-
для этого учились: консерватории, ВГИКи, худож. и театральные институты и заказчик. В СССР в 20 г. было введено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ликвидация безграмотности, повторяю обязательное. Посмотрите советское искусство, исключим рисование незабвенного Ленина и членов политбюро, но технический уровень был высок- не было инсталляций из говна. Недавно в Н.-Йорке прошёл перформенс итальянской фотохудожницы: она сидела на стуле в ценре зала, а зрители подходили и смотрели ей в глаза, наверное это и есть СВОБОДНОЕ высокое искусство. В богатых странах очень много творцов, но мало покупателей.
Как писал один писатель: В н.-Йорке 10 ( условное число, но их мало) очень известных и богатых, но это богатый и большой город,
но чтобы на их место нужно что-бы к-то из них умер. В Москве богатой и большой есть спрос на театры, а в провинции нет столько
зрителей, в СССР государство и выступало заказчиком.
Как отреагировали люди искусства - кинулись зарабатывать деньги. Желательно вложив поменьше и срубив побольше. Оказалось, что заработать деньги куда как сложнее, чем обсуждать на кухне злобную цензуру. Но зарабатывать деньги можно по разному... Калибр наших деятелей искусства позволил им скопировать наиболее эффективные способы дешевой популярности - сериалы, множество передач, популярность которых основана на низменных человеческих инстинктах (дом2 - вуайеризм, например). Т.е. искусство РФ моментально скатилось в медиабизнес.
Наверное, в создавшихся условиях по другому быть и не могло.
Но очень показателен тот факт, что практически НИКТО из людей искусства, гордящихся своими широкими взглядами, своей духовностью, своим "творчеством" и смотрящих сверху вниз на прочих сограждан не смог стать выше накипи медиабизнеса.
"Тебя взвесили, и сочли легковесным"
фантомные нац. проекты, о которых уже забыли, проведена модернизация всего и вся и развились нано-технологии, чтобы чипы под кожу вымирающего населения были меньше строительного кирпича. Удачи всем. Извините если надоел своим писанием (ударение на первую гласную).
Ага,показали.Даже те,кто при коммунистах снимал очень хорошее кино,при "свободе" снимают откровенную халтуру.
а теперь - бабки вкладывают в них, чтобы получить еще большие бабки. Но теперь годятся все эти "творческие люди" - лишь на то, чтобы снимать рекламу женских прокладок.
Кстати, творчески сильные режиссеры и актеры никуда не пропали.
Разве что некоторые из них продали свою бессмертную душу - кто Единой России, кто - золотому тельцу, а кто - и тому, и другому. Результат (УС-2 и УС-3) - налицо.
Вот лично мое мнение, высказанное по горячим следам.
http://www.gidepark.ru/post/article/index/id/60691
http://www.gidepark.ru/post/article/index/id/61291
В ленту новостей ни одна из статей не попала, поэтому просмотров раз-два и обчелся.
Ну, а тему эту обсасывают до сих пор, например:
http://www.gidepark.ru/post/article/index/id/80237
Народ наш ни черта в искусстве не понимает...нет традиций этого..нет просветительства...В области восприятия культуры - мы дикари...
А насчет того...почему раньше было много талантов, а теперь их вроде нет..
1.Уехали
2. Для настоящего искусства необходимо противодействие, прежде всего идейное...
3. Бабло убивает искусство...Это как в науке дают деньги на теоретическую часть --она оживет.
На Западе множество программ в поддержку художников, много меценатов...А тут? Кому оно здесь енто искусство нужно? 5% россиян, а все остальное "поющие трусы!", Никосы и Шиловы....вот это для нашего народа искусство...Знаете кто самый знаменитый художник в СССР И РАШЕ - г-н ШИШКИН и его нетленка "Мишки...!"
"Чумазые на рояле играть не могут!"
И почему они сейчас не действуют?
Оказались нежизнеспособны.
---------------------------------------
полная цитата Ленина выглядит так:
"Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк".¨
пока безграмотен.. а уж когда грамотен переходите на абсурдиста- экзистенциалиста Камю , читайте Хейдеггера, Ницше, можете даже Гюго.. какой там Михалков - oh my God)
То есть творцу "постмодернизма" этот худсовет было не пройти никогда! А ведь сейчас любое испражнение можно выдать за шедевр - это постмодернизм подразумевает...
Где?
Где-то встречал такое определение, что искусство - это обыкновенное творчество, которое признаётся массово.
В современной трактовке, получается массовая культура - это искусство. Т.е. - поп-музыка, шоу-бизнес и все остальные виды поп-искусства. СкульптУры Церетели, фильмы Бекмамбетова, романы Донцовой, балет Волочковой, фигурное катание...
Но...
Не думаю, что обыкновенное творчество стало чем-то хуже, чем раньше. Просто - оно не столь массово распространяется. А если поискать, то есть и современные Пушкины с Лермонтовыми, Чеховы с Крыловыми, Айвазовские и Шостаковичи...
Так что, на вопрос Где? - можно ответить: - в народе!
В Интернете!!!
И "что" же? А то же... Современное искусство - это:
- бандюки, кромсающие комерсов;
- менты, ловящие первых;
- "часы" судов, по всем каналам;
- извращения, катастрофы, смакование преступлений;
- ложь, ложь, ложь...;
- и наконец - дорогая наша реклама, прокладки, подмышки, интимные места, пиво...
Их искусство отражало душевное состояние русского человека, его настроение и желания. Люди разных национальностей как бы ассимилировались в русской культуре и нашли в ней мощнейшую поддержку своего творчества.
Так было.
А что теперь?
С подачи главных идеологов перестройки Андропова и Яковлева, занимавшегося в 80-е в ЦК именно культурой и пропагандой, была создана и растиражирована современная попса. Именно такая "культура" органично дополнила "реформу" яковлева-гайдара -авена. Именно с такой "культурой" мошенники всех мастей могут действовать безнаказанно. Все современное искусство в России полностью контролируется одним народом - еврейским. Получается, что это и есть пик славы еврейского народа, вершина культуры народа, ранее дававшего миру великих гениев. Где они теперь?
Сын.
Оно живет, скорее, в соответствии с фазами этногенеза. Вздымается в небывалые высоты духа в акматические фазы - и падает ниже уровня зеро в фазы инерции и обскурации.
Кроме того, после бурных "родов" неизбежно наступает фаза накопления сил/информации/впечатлений/идей.
Мы переживаем как раз такую фазу. Не знаю, доживем ли до акмэ. Дети, возможно, доживут. А может, тоже нет.
Простите, но лучшие образцы творческой деятельности как раз потому и вне времени - что они не ориентируются на и зачастую вообще не вызваны сиюминутной реальностью.
У меня дома висит египетский шелковый ковер с изображением древа жизни. Классический такой мусульманский намазлык - с михрабом символическим и всеми атрибутами философии вечной жизни. Ни идея, ни исполнение, думаю, не изменились за почти 17 веков. Но кому какое дело, как говорится. Он будет прекрасен и после исчезновения и ислама, и христианства. Потому что идея - вне обстоятельств и вне времени.
Как Вы совершенно правильно выразились - "из головы" творца.
А что касается современной русской культуры,вряд ли стоит соотносить ее развитие с наличием или отсутствием цензуры и притеснений.У культуры собственные законы,свои приливы и отливы.Если жить долго (очень долго),увидим очередной ее расцвет в нашей стране.
"Броненосец Потёмкин" - Эйзенштейн, "На последнем дыхании" - Годар, "Золотая лихорадка", "Великий диктатор" - Чаплин, "Зеркало", "Андрей Рублёв" - Тарковский, У Феллини или Антониони, что не фильм, то и шедевр, "Война и мир" - Бондарчук, "Неоконченная пьеса..." - Михалков, "Семнадцать мгновений..." - Сурикова, "Гибель богов" - Висконти кажется, "Дети райка" - не помню кто, "Бен гур" и так далее, перечислять можно ещё долго.
Любопытно то, что исчезает кино взрослое. Не кино "для взрослых" (этого навалом), а именно взрослое кино, кино со взрослыми отношениями и коллизиями. Исчезают такие жанры, как драма и трагедия, всё более заполняя экран кино чисто игровым, типа "Индианы Джонса...", "Звёздных войн", Бесчисленных друзей Оушена, "Властелинов колец", "Поттерианы" и прочих, коих несть числа. По маленькому счёту все эти фильмы очень забавны и неплохо смотрятся в часы досуга. Но по большому Гамбургскому все их можно отнести к кино "для детей и юношества" и обсуждать по взрослому в этих фильмах практически нечего. Как говаривал мой отец - лабуда!
Посмотрите, что сделали с Джеймсом Бондом. Крейг ни разу не улыбнулся. Не представился "Бонд. Джеймс Бонд". Где ирония, где самопародия, где намек на аристократизм? Их нет, дети не поймут.
Доллар рулит.
Слово "шедевр" по толковому словарю Ожегова означает "произведение искусства, исключительное по своим художественным достоинствам". И тут для матёрого софиста открывается широкое поле для наведения тени на все плетени. Ой, а что такое "исключительное", а кто его исключал, а в чём те достоинства заключаются? - будет орать софист и в каждой детали по отдельности будет возможно и прав. Но только что проку-то от той правоты?! См ниже...
Тут правда можно сказать, что для адекватного восприятия произведения искусства надо ещё быть человеком достаточно подготовленным. В том числе и цивилизационно. Что проку крутить Антониони для индейца из племени яномами? Он даже не поймёт о чём это всё и зачем.
И есть ещё одна засада. Либеральная мысль, старательно стирая все понятия высокого и низкого из всех горизонотов бытия, обязательно напорется на самоё же себя. Потому что, а чём тогда вообще можно говорить, если у каждого свои шедевры и своя деградация?! Каждый сам себе режиссёр и сам себе Бог! И к чему тогда все наши обсуждения? О чём говорить-то?! О погоде разве что... Да и то быстро выяснится, что то, что русскому в кайф, настоящему индейцу - смерть!
Я о том, что из кино уходит какая-то жизненно важная составляющая, которая и делает лучшие его образцы примерами высокого искусства. То, что мы видим в последнее время во всё больших образцах - это всё ближе к искусству цирковому и по большому счёту не оставляет в душе никаких отпечатков. Посмотришь эдак какой нибудь там "...дозор" и уже уже через десять минут после просмотра не вспомнишь, а о чём там эта галиматья была. Да и была ли она....
Что касается остального. Высокое кино не исчезло, просто его стало меньше. Оно понятно, почему. Раньше его смотрела интеллигенция, в первую очередь техническая. Сейчас ее (интеллигенции) не стало. Нет спроса - нет производства.
А нужно высокое кино - ищите и найдете.
Не нужно много элитарного искусства. Оно на то и элитарное, что для немногих. И не надо двигать его в массы. Не поймут. Массе - массовое. Не надо искать глубины в массовом кино. Странно искать ее в "Индиане Джонсе" или в "Поттере". Если кино развлекательное, то оно должно развлекать. "Индиана Джонс" и "Поттер" делают это замечательно.
Фильмы типа "Индианы...", "Поттера", "Властелинов...", "Оушенов" и т.п. (им нет числа) - это фильмы к реальной жизни никакого отношения не имеющие и по большому счёту ничего не дающие ни уму, ни сердцу. Жвачка для зрительного нерва и только. И я бы против них абсолютно ничего не имел, - развлечься тоже иной раз надо - кабы что-то весомое было в противовес. Заедает-то ведь всегда доминирование чего-то одного. Ан, почти нет ничего.
В советские годы нас мутило от избытка советского же позитивизма и хотелось чего-то попопсовей, поприкольней и т.д. Мы всё это и получили, но только с таким же креном в противоположную сторону.
Это общая тенденция. Посмотрите старые американские фильмы. Хотя бы 70-х годов. Они намного сложнее, глубже, чем современное кино. И это можно сказать даже о чисто развлекательных фильмах. Сравните мультфильмы, сделанные самим Диснеем и современные выпуска фирмы Wolt Disney. А в 60-е в Италии народ ломился на Феллини и Антониони. Что там большинство видели - не знаю, но ведь шли. Это не означает, что не было коммерческого кино, но, действительно, не было пропасти между кино коммерческим и кино элитарным. На том месте, которое Вас, по-видимому, интересует, и находится эта самая пропасть.
Осталось ли "взрослое" кино со взрослыми отношениями и коллизиями? Не знаю. Возможно, мы уже все посмотрели, а повторение старого уже не интересует.
Кто-то из писателей заметил, что всё современное кино процентов на 90 посвящено тому, как какая-то крупная сумма денег меняет своих владельцев. Когда это проскальзывает периодической детективной темой, это ещё более менее приемлемо и порой забавно, но когда все темы искусства сводятся либо только к этому, или дурацкому стёбу, либо к чему-то совсем уж отвлечённому, становится грустно.
Сегодня искусство - один из способов заработать на квартиру, особняк, крутую тачку.. при этом основным его назначением стало именно развлечение тех, кто может хорошо заплатить. Поэтому для того, чтобы заработать, необходимо сначала вложить достаточно большие средства.
Сегодня искусство не призывает задуматься, а наоборот, призывает не думать, балдеть, прикалываться и т.д.
Раньше цензура следила только за тем, чтобы мы с вами не задумывались о том, что не благополучно у нас в стране, но при этом искусство было гуманным - принцип гуманизма, человечности, внутренней красоты человека, его поступков лежал в основе нашего искусства.
Наша учительница по литературе раскрыла для меня непреложный закон оценки произведения искусства - если оно делает человека лучше, значит это настоящее искусство.
На сытой почве гнздятся бесы, оттого и искусство становится соответственным
Человечество стремится к изобилию и процветанию, а получает падение нравов
Радеть надо о душе, а не о теле
Искусство может быть пассивным (подражение) и активным (несет призыв).
Наше искусство сейчас отражает действительность, причем не нашу, а западную, и воспринимается многими, особенно молодежью как призыв к действию. Круг замыкается.
Пока у нас в обществе не выработаны, не определены новые моральные, эстетические каноны современной жизни, мы будем подражать, заимствовать или деградировать.
Цвет нашей нации истребили при Сталине, иные уехали за кардон. Те, что остались руководствуются в основном животными инстинктами, а не моралью и нравственностью. В народе об интелегенции говорят - "вшивая", т.е. воспитанных презирают.
У нас нет качественного массового искусства. Практически нет качественной музыкальной попсы. Настоящее коммерческое кино только начинает появляться. Попсовая живопись, а тем более скульптура, и раньше была никакая (из столпов советского поп-арта можно вспомнить разве что Илью Глазунова). А теперь непонятно, существует ли она вообще. Современная попсовая литература - это Донцова с Марининой. Из качественной попсы, пожалуй, лишь Акунин да Лукьяненко, но их массы практически не знают, для большинства это слишком сложно и изысканно.
А ведь "popular" означает "народный".
Сегодняшнее искусство имеет более прикладной характер, чем при коммунистах. Там идеологию пропагандировали, задачи победить на выборах не было, а сейчас надо выборы выиграть с хорошим отрывом. Вот они и стараются.