Православный талибан?
На модерации
Отложенный
28 июля, в День Крещения Руси-України, в моем родном Запорожье, куда я как раз приехал в гости к родителям, случился террористический акт. В местном Святопокровском соборе, что около запорожского «Малого рынка», взорвался самодельный фугас, который унес жизнь 80-летней прихожанки. Восемь человек получили ранение. Пятеро - попали в больницу. Именно в этот день завершился 9-дневной «пасторский» визит в Украину русского Патриарха Кирилла...
Когда в течение всех 9-ти дней «пасторских торжеств» я видел на экране телевизора выступления Владимира Гундяєва (Патриарха Кирилла), я постоянно спрашивал себя - что мне напоминают менторский голос и интонации этого почтенного в русском церковном мире человека? На что похожи эти железные нотки и почти «по-партийному» поставленная дикция? Наконец, вспомнил. Речи русского Патриарха раздавались как будто торжественные заявления известного советского агитатора и пропагандиста времен второй мировой Юрия Левитана. Помните, «...в результате тяжелых и продолжительных боев советские войска овладели городом Киевом.»?
Владимир Гундяєв не скрывал, что приехал «на Украину» как к себе домой. Приехал, чтобы укрепить православие, объединить «русские народы», активно воплощать в жизнь давний лозунг экс-руководителя ФСБ России Владимира Путина – «Православие - это щит России». Как сказал в прошлом году сам Патриарх Русской православной церкви, выступая на корабельном заводе в русском Северодвинске: «Не стоит стесняться ходить в храмы, учить детей православию. Тогда нам будет, что защищать своими ракетоносцами.». Русский гражданин Гундяєв должен слушаться своего премьер-министра Путина. Давнюю русскую поговорку «Без царя в голове» еще никто не отменял. Но нужна ли она Украине?
Говоря о единстве православия в Украине за все 9 дней своего «пасторского» визита, Владимир Гундяєв, впрочем, принципиально не встретился ни с одним представителем Украинской церкви Киевского патриархата. А прихожане УПЦ (КП), которые пытались организовать мирные пикеты против визита Кирилла, попали к участкам милиции лишь за это свое законное стремление... Даже не развернув своих плакатов. 14 миллионов украинцев (а именно на такое количество своих верующих указывают священники УПЦ Киевского патриархата), остались без общения с Патриархом Кириллом, как «отступники от веры».
Специально под визит Кирилла часть столичной улицы имени другого «отступника», украинского гетмана Ивана Мазепы, по просьбе московского патриархата быстренько переименовали на Лаврскую. Чтобы не «портить пасторскую атмосферу".
Как здесь не вспомнить июнь 2001-го года, когда прихожане московского патриархата водили крестные ходы вокруг Лавры и молились за то, чтобы самолет Папы Римского Иоанна-Павла II не сел в Борисполе.
Мол, это – «каноническая территория Московской церкви». Тогда, невзирая на всю абсурдность и даже безбожность подобных выступлений и заявлений, ни один из митингующих задержан милицией не был. И это во времена так называемого «режима Кучмы»!
Папа прилетел. Папа общался со своими верующими. Папа служил службу родным для нас УКРАИНСКИМ языком! И это был настоящий пасторский визит, безо всякой политики, без «ракетоносцев» и «щитов». Папа говорил лишь о вере в Христа, о христианских ценностях, о добре, честности и справедливости... Лишь одно богослужение 26-го июня 2001-го года во львовском микрорайоне Сыхив собрало свыше 600 тысяч (!) паломников! Сравните с 3-5 тысячами, которые организованно приходили послушать проповеди Патриарха Кирилла.
Тогда, почти 10 лет назад, многие из моих друзей говорили, что хотят стать католиками. Кое-кто, вероятно, действительно перекрестился.. Такой Папа действительно вызывал глубочайшее уважение, нес людям искреннюю веру, настраивал на Добро. Зато нынешнее руководство московской церкви скорее похоже на проповедников ортодоксального православного «талибанства». Главный принцип которого совпадает с большевистской идеологией подавления инакомыслия и просто несогласных. Где веру путают с ракетами, церковь - с имперским государством, а искреннюю благотворительность - с возможностью носить на своей руке часы Breguet за 30 тысяч евро.
И вот теперь взрыв в Запорожье. И хотя украинские правоохранители изо всех сил пытаются убедить нас, что это - лишь хулиганство или «борьба за имущество», такие ужасные совпадения во времени и пространстве случаются крайне редко. Уж слишком это похоже на начало большой операции спецслужбы нашего северного соседа, в сотрудничестве с которой так активно и настойчиво обвиняют русские оппозиционные СМИ самого Владимира Гундяєва. Слишком напоминает это почерк людей из Лубянської площади. Где сначала - провокация, а потом - жесткая «зачистка». Поэтому не удивлюсь, когда выяснится, что конечной целью «большой игры», которая началась со взрыва в Запорожье 28-го июля, в конечном итоге станет ликвидация «главного врага» русской церкви в Украине – «отступнического» Киевского патриархата. Сегодня эта теория не выглядит убедительной. А завтра?
После того, что случилось в моем родном городе, мне стало страшно жить в Украине. Стало страшно ходить к храму.. Стало страшно за мою страну...
Комментарии
Единство Христвой церкви должно быть на духовном, а не на формальном уровне. Через Любовь и Милосердие, а не церковные уставы и политику.
Я отчетливо помню тот визит Папы и то чувство жгучего стыда за родную страну, за большое количество одурманенных людей, и за настолько опустившуюся и морально деградировавшую церковь, к которой я формально принадлежу. В тот момент я тоже пожалел, что я православный, пусть даже формально.
Московский патриархат, протестуя против визита Папы, словно забыл, что сам Патриарх беспрепятственно разъезжает по миру и посещает православные церкви, так же беспрепятственно построенные на "исконно католических" территориях. Сейчас РПЦ ведет себя именно как талибан, подменяя проповедь христианских ценностей борьбой с неверными.
А что касается Украинской поместной церкви, то это не отказ от веры, а лишь нежелание подчиняться Московскому патриархату, который уже несколько веков является вовсе не центром православной конфессии, а просто проводником через паству нужной российской власти политики.
Есть еще одна неприятная сторона православия: эта конфессия, будучи главной в России, совершенно не придерживается христианских ценностей как таковых. Более того, через РПЦ в русское самосознание внедряется опаснейшая мысль о собственной исключительности, о том, что Россия имеет свой путь, что никто, кроме самих русских, Россию понять не сможет, что весь мир желает погибели России, и т.д. По-сути, это пропаганда идеи богоизбранности, которую русские "патриоты" с удовольствием принимают и поддерживают. Это значит, что вовсе не христианство, а иудаизм наиболее близко соответствует русскому самосознанию. И если бы убрать названия этих религий и просто предложить русским "патриотам" (да и вообще большинству россиян, считающих себя верующими православными) на выбор главные тезисы христианства и иудаизма без указания того, чьи это тезисы, то вдруг окажется, что русские вовсе не православные и даже не христиане, а самые что ни на есть иудеи.
Кстати, один из главных идеологов великой русской идеи 19-го века Вл. Соловьев свободно владел древнееврейским языком, который он выучил именно для того, чтобы читать их тексты в оригинале, и не только прекрасно знал иудаизм, но и восхищался им, называя его самой совершенной и прекрасной религией из когда-либо созданных человеком.