Михаил Капура
На модерации
Отложенный
Михаил Капура
Как сенатора Сафина "решальщик" кинул
Отрекшись от азербайджанских корней, адвокат Самир "Михаил" Капура выбрал простое русское имя и чисто российское амплуа
Петр Иваненко
Compromat.Ru
Михаил Капура
На днях в Москве случилось преступление из серии «их нравы». Два миллионера-сенатора, бывший и действующий, якобы вымогали у жены третьего экс-сенатора-миллионера два миллиона американских долларов. Общественное внимание в подобных случаях обычно сводится к здоровому любопытству: никого не жалко, но интересно, чем же кончится? Между тем, перипетии этой истории, хоть и далеки от народа, как нельзя лучше иллюстрируют современную российскую действительность.
В этом деле прекрасно всё. Сенаторы-олигархи в главных ролях. Боевики-чеченцы под руководством председателя Российской ассоциации каскадеров. Ну, и само место преступления: дом аккурат напротив Большого Кремлевского Дворца, можно сказать, прямо под окнами президентского кабинета.
Как сообщила со ссылкой на неназванный источник газета «Коммерсантъ», полиция подозревает сенатора Ралифа Сафина и экс-сенатора Умара Джабраилова в организации силового «наезда» на московского нотариуса Ольгу Капура с целью истребовать у последней долг в сумме 2 миллиона долларов. 16 января 2014 группа негативно настроенных граждан чеченской национальности плюс один таджик, вооружившись «предметом, похожим на пистолет», посетила с недружественным визитом нотариальную контору Капура, расположенную по адресу Софийская набережная, д. 16, где была встречена полицейской засадой. То есть, хозяйка гостей ждала.
По версии следствия, бойцы этого интернационального отряда были рекомендованы Сафину «авторитетным» киноактером, председателем Ассоциации каскадеров России Александром Иншаковым. Ранее эти молодцы обеспечивали личную охрану г-на Джабраилова. Как полагает «Коммерсантъ», папа певицы Алсу, экс-вице-президент ЛУКОЙЛа Ралиф Сафин обратился к Иншакову по-соседски— оба живут в элитном подмосковном поселке Раздоры, что на Рублевке . А главным объектом наезда была вовсе не дама-нотариус, а ее муж — Михаил Капура, ныне адвокат, в 2005-2010 гг. сидевший в кресле сенатора. И, что примечательно, такой же резидент Раздоров.
Понятно, что Ралиф Сафин, человек достаточно известный и богатый, чье состояние журнал Forbes оценивает в 500 млн долларов, не стал бы ввязываться в подобные авантюры ради легкого заработка — не тот порядок цифр. Но долг действительно был, а должник повел себя чуть менее чем по-свински, чем вынудил Сафина пойти на крайние меры.
Еще один важный вопрос: как именно образовался этот внушительный долг? Фигура Михаила Капуры — самая малоизвестная и темная в этой истории. Люди, знавшие Капуру по работе в Совфеде, характеризуют его неохотно, анонимно, но при этом на удивление одинаково: «человек, который решает вопросы». Логично предположить, что Сафину Капура тоже обещал «решить» некий деликатный вопрос, но обещания своего не выполнил. А предоплату при этом взял. Аккурат пару «лямов».
Сказать, что Капура человек непубличный — ничего не сказать. Даже будучи членом Совета Федерации, он оставался персоной практически невидимой, дав за все время сенаторства не более 3-4 комментариев прессе по каким-то проходным вопросам. Его биография, публикуемая в открытых источниках, похожа на жизненный путь граждан города N, описанный Ильфом и Петровым, — родиться, побриться и умереть. Михаил Капура, согласно этим источникам, родился в 1961 году, в 1983-м окончил Саратовский юридический институт (сведения о выпускниках которого засекречены), а в 2005-м вдруг стал членом Совета Федерации РФ от Республики Калмыкия. То есть, в период с 1983 по 2005 года Михаила Капуры как бы не существовало.
И самое удивительное, что это — чистая правда!
Михаил Капура появился на свет примерно в 2004 году, хотя пост сенатора занял отнюдь не в младенческом возрасте. Секрет прост: юрист Капура существовал и до этого, причем вел весьма успешную и резонансную адвокатскую практику, только звали его не Михаил Михайлович, как записано в документах Совфеда, а — Самир Музафарович Капура. Житель Москвы, чье имя внесено в домовые и телефонные книги, азербайджанец по национальности, член Московской областной коллегии адвокатов. Вот такая метаморфоза.
Примечательно, что, будучи адвокатом, Самир Капура — давайте теперь называть героя его настоящим именем — отнюдь не был «темной лошадкой». Его имя фигурировало в многих громких процессах лихих 90-х и начала смутных «нулевых». И именно эти процессы позволили Капуре обрасти полезными знакомствами, которые он активно использует в своем новом юридическом амплуа, связанном с «решением вопросов».
В конце 90-х имя Самира Михайловича (называться чужим отчеством Капура стал уже тогда) упоминается в контексте расследования событий, связанных со знаменитой «коробкой из-под ксерокса». Самир Капура был в те времена доверенным лицом Альфреда Коха и его дежурным осведомителем в коридорах Генеральной и столичной прокуратур. В одном из обнародованных телефонных разговоров Кох просит Капуру разузнать, дошло ли до прокуроров письмо-заявление, написанное его оппонентами.
В 1997 году Самир Капура становится известен миру как адвокат Владимира Потанина в судебном споре с Владимиром Гусинским. Оппонентом Капуры на том процессе выступает знаменитый Генри Резник, который с тех пор имени не менял, и потому под ним же остается знаменитым. А Самир Капура — исчез. Забавно, не правда ли?
Еще один авторитетным клиентом Капуры называют Искандера Махмудова — одного из лидеров так называемой «узбекской мафии», которая в 90-х годах вела нешуточную битву за ключевые российские активы — такие как Качканарский горно-обогатительный комбинат. Именно Самир Капура, по информации независимых исследователей, передал структуре, подконтрольной Махмудову, реестр акционеров ГОКа, после чего хищение акций предприятия стало делом техники.
А пик известности адвоката Капуры под его прежним, настоящим, именем пришелся на начало «нулевых», когда Самир Музафарович, простите, Михайлович, представлял в судах интересы Елены Мордашовой — экс-супруги владельца «Северстали» Алексея Мордашова, которой после развода удалось «откусить» у бывшего мужа добрую треть собственности.
В деле семейной «обчистки» сталелитейного олигарха Капуре помогал тогдашний прокурор Республики Коми Владимир Поневежский, ставший потом депутатом и полномочным представителем Госдумы в Верховном суде РФ, Высшем арбитражном суде и Генеральной прокуратуре. Таким образом, за победу в этом непростом деле Капура получил не только многомиллионный гонорар от Елены Мордашовой, но и, так сказать, бонус в виде чрезвычайно полезной дружбы с Поневежским. Еще одно важное знакомство Капуры в прокурорских кругах — заместитель генпрокурора Александр Буксман, но об этом особо, чуть позже.
В клиентах адвоката Капуры числятся также президент «Славнефти» Юрий Суханов, придворный художник Александр Шилов, экс-гендиректор ОАО «Мосэнерго» Аркадий Евстафьев и много других небезызвестных персонажей. Причем каждый из их оставлял о себе, так сказать, добрую память. Например, после сотрудничества с Евстафьевым в распоряжении (и по некоторым данным, в собственности) у Капуры оказался тот самый особняк на Софийской набережной, 16 — памятник, между прочим, архитектуры XIX века, долгое время принадлежавший исключительно «Мосэнерго». В 20-30-х годах прошлого столетия здесь жили честные труженики столичного энергокомплекса, в частности, рабочие ГЭС №2. Затем располагалось 4-е Отделение Мосэнгергосбыта. И наконец — офис Михаила (или Самира) Капуры и нотариальная контора его жены — Ольги Капуры.
Интересно, в какую сумму (или за какую такую ценную услугу) обошелся простому адвокату, честному сенатору этот исторический особняк на Софийской набережной, с видом на колокольню Ивана Великого и окна Путина? Ведь если говорить о реальной рыночной стоимости такого здания, — она сравнима с состояниями некоторых перечисленных выше олигархов…
В общем, накопив изрядный капитал и запас «доброй памяти» от благодарных клиентов, адвокат Самир Музафарович, как уверяют осведомленные источники, решил переквалифицироваться в «решальщика» Михал Михалыча, обзаведясь для начала мощным официальным статусом — сенатора. Самир Капура внезапно исчез, дематериализовался, растворился в воздухе: с 2003 года о нем, былом защитнике олигархов и серых кардиналов, — нет ни слова в новостях, прессе, даже интернете!
Воспоминания о прежнем Самире Музафаровиче сохранила только беспристрастная московская телефонная книга, где имя владельца городского номера (495) 434-09-**, зарегистрированного по адресу проспект Вернадского, дом 11*, кв. **, соседствует с именем его супруги — Ольги Игоревны Капуры, известного, можно сказать, элитного московского нотариуса. Да еще странным образом к житейским успехам Михаила Капуры и Ольги Капуры оказываются причастными те люди, с которыми сдружился Самир Капура во времена своей головокружительной адвокатской практики.
Так, подписывая в 2006 году приказ об итогах конкурса на выдачу нотариальных лицензий, тогдашний глава московского управления Росрегистрации Александр Буксман признал победителями этого конкурса свою жену Ирину Буксман и… Ольгу Капуру — жену Михаила-Самира Капуры. Лицензии, дающие в Москве гарантированный доход их обладателям, — по оценкам экспертов, 50-60 тысяч долларов ежемесячно — достались двум закадычным подругам. Ирину и Ольгу связывают такие же теплые неформальные отношения, как их мужей; при этом пройти через сито нотариального конкурса из года в год пытаются сотни достойных претендентов, уже потерявших надежду на объективное судейство.
Эффект, кстати, не замедлил проявиться. В 2009 году, по данным газеты «Ведомости», Ольга Капура вошла в Топ-50 самых богатых жен российских чиновников. Ее задекларированный годовой доход составил 25,5 млн рублей, тогда как бедный муж-сенатор Самир Капура, к тому времени уже ставший Михаилом, заработал всего 1,95 млн руб. Разумеется, вся семейная недвижимость, включая дом в тех же Раздорах, и автопарк из семи (!) автомобилей, включая раритетный Mercedes Benz 1935 года выпуска и суперкар Maserati, оказалась записанной также на Ольгу. Такова уж чиновничья щедрость….
У бизнеса Ольги Капуры весьма надежное прокурорско-чиновное прикрытие.
Например, заместитель генерального прокурора России Александр Буксман по-прежнему в близких отношениях с ее супругом, с которым не только дела делать, но и в футбол сыграть одно удовольствие.
Межрайонный Москворецкий прокурор Максим Киселев, курирующий территорию, на которой расположен офис-особняк супругов Капура, — известный протеже того самого депутата Поневежского, с которым Самир Капура сдружился еще на почве защиты Мордашевой. Киселев успел сработаться с Поневежским еще в прокуратуре ЗАО Москвы, откуда был уволен за взятку, но остался как и прежде предан старшему товарищу. Неудивительно, что полицейская засада в офисе Ольги Капуры была организована по первому ее звонку, а расследование инцидента ведется таким образом, чтобы не бросить тень на саму хозяйку нотариальной конторы и ее супруга. По имеющейся информации, Поневежский, пользуясь старыми связями в прокуратуре ЦАО Москвы, попросил окружного прокурора Устиновского взять дело под особый контроль. Чтобы контролировать его ход в удобном для Капуры русле.
Информация о расследовании «сливается» из «органов» очень осторожно. Некий источник сообщает журналистам, что в истории замешаны Ралиф Сафин, Умар Джабраилов и Александр Иншаков — это как бы злодеи. И есть жертвы — семья Капура, которая могла пострадать из-за некого долга. При этом о главе семьи не говорится практически ничего, а ведь анализ его биографии и неизвестный широкой публике факт перевоплощения, наводят на определенные мысли. Может быть, жертва как раз не Михаил, то есть, Самир, Капура — а его сосед по Раздорам, которого он обещал облагодетельствовать «решением» неких сложных вопросов аж за 2 млн долларов?
Впрочем, чума на оба этих дома, скажет простой российский обыватель, и будет прав. Нам ли дело до разборок каких-то олигархов, с подставными именами, купленными должностями и т.д? Не наше это дело, пусть себе разбираются.
Но наше дело другое. Нам интересно понять, почему прокуроры, судьи, полицейские начальники, на зарплату которым тратятся, между прочим, наши налоги, ведут себя как халдеи в дорогом ресторане? Почему их рабочее время, оплаченное нами, уходит на то, чтобы угодить очередному проворовавшемуся начальнику, помочь «нужному человеку», заниматься «рублевскими» разборками? А главное — почему властные рычаги страны остаются в руках таких вот «решальщиков»?
Комментарии