ЖИЗНЬ, КАК ПРОЦЕСС

На модерации Отложенный

Жизнь – это череда воплощений и развоплощений. Не убивать и не быть убитым – вот контекст основного числа нынешних борцов за права животных, выступающих против смерти животных. Между тем, смерть – есть естественное продолжение жизни, но – в другом качестве и состоянии. Какие чувства мы испытываем при виде смерти, как мы относимся к этому переходу из одного качества в другое, являемся при этом причиной или следствием? Вот - главное!

Мне возразят и скажут, что мы боремся не против смерти, а против страдания при этом. Но, жизнь в воплощенном теле, во плоти, уже есть страдание для духа и души, заключенных в эти бренные тела как в клетку. Так, где же выход? Избавиться от страданий? Страшиться их, даже если они являются непременной составляющей этой жизни, значит - страшиться самой жизни.

Суть вопроса в другом. Мы не можем жить не страдая и не принося самим фактом своего существования страданий другим. Но, что мы чувствуем при этом, как относимся к другим, видя, как они страдают? Сострадание, участие, сопереживание, милосердие – не родные сестры жалостливости, слезливости, сентиментальности. И если первые вызваны осознанием взаимосвязи и взаимозависимости, то последние основаны на глубоко спрятанном эгоизме и тонкой лжи. Признание посмертного существования души и людей и животных позволит сделать и момент перехода из одного состояния ее в другое таинством, а не разбойничьим вертепом во время дележа добычи.

Мы умираем здесь, чтобы родиться там, и наоборот. Смерть всегда неожиданна, но печалиться по поводу ее, все равно, что печалиться по поводу прихода зимы, когда исчезают краски лета. Рождение и смерть - две стороны одного и того же процесса. Озаботившись одним, непременно упремся лбом в стену.

Урегулировать отношения с животными, исходя из всего этого, означает, прежде всего, признать их право на существование независимо от человека. Но, как это сделать, если мы сами создали виды зависящие от нас целиком и полностью. Отношение родителя к ребенку, основанное на отношении к нему как к личности, не отрицают полную зависимость дитя на период становления его, но, рано или поздно, наступает время независимости и выхода в самостоятельную жизнь. С животными, которых мы приручили и сделали их рабами наших прихотей и предпочтений, наоборот. Мы стремимся и делаем их все более и более зависимыми, тем самым, повышая свою собственную ответственность за их существование.

Следовательно, необходимо, как и нерадивым родителям, постоянно напоминать об этом всем, кто взял на себя это бремя, будь это отдельный человек или все человеческое сообщество в целом. Мы ответственны за тех, кого приручаем. Эта, уже изрядно потрепанная цитата Сент Экзюпери, на самом деле должна стать первым пунктом закона об отношении человека к животным. Мы ответственны, прежде всего, в силу осознанного отношения к тому, что мы творим в себе и вокруг себя. Так будем же творить Жизнь, зная и уважая рождение и смерть.