Абдуллаев Р.: Узбеки – их происхождение, государства и цивилизация

На модерации Отложенный

Предисловие. Я, изучив вопросы о происхождении узбеков и узбекских государств, начиная с 15 марта 2010 года, опубликовал по этим вопросам ряд статей на страницах сайта ЦентрАзия и других популярных интернет и научных изданий постсоветских стран и, прежде всего РФ [1-12]. В них я освещал и вопросы происхождения таджиков и сартов, а также другие политические, экономические и территориальные вопросы, затрагивающие национальные интересы Узбекистана. По этим вопросам, как на сайте ЦентрАзия, так и на других сайтах популярных интернет-изданий РФ и постсоветских стран, в полемику со мной вступали историки соседних стран, экономисты, политологи и журналисты, представители узбекской оппозиции, эмигрировавшие в зарубежные страны и т.д.

При этом среди моих оппонентов были и такие лица, которые критиковали меня не за недостатки моих статей и изложенных в них новых теорий о происхождении узбеков и узбекских государств, относящихся к предмету исторической науки, а из-за того, что я пишу их, будучи не историком по образованию, а экономистом. И, по этой причине указывавших будто бы я не имею права вмешиваться в научные вопросы истории вообще и происхождения узбеков, в частности. Поэтому я, для того, чтобы обратить внимание таких своих «оппонентов» на тот факт, что современная историческая наука, складывающаяся в развитых западных странах, является отраслью экономической науки с названием клиометрика, написал и опубликовал статью под названием «ИСТОРИЯ – ЭТО ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ С НАЗВАНИЕМ КЛИОМЕТРИКА» [10]. А ту повествовательную историческую науку, с которой до публикации этой моей статьи занимались историки постсоветских стран Центральной Азии, я назвал в этой своей статье:  «традиционной исторической наукой».

Более того, в этой статье [10] я, особо подчеркивая, тот факт, что «…мои теории о происхождении узбеков и узбекских государств были доказаны на основе нового подхода к изучению нашей истории. На основе применения количественных и качественных исторических фактов и изучения множества литературных источников. Ибо в них впервые были приняты за основу количественный параметр и исторический факт  о  наличие 92 тюркских родов (и племен), составляющих узбеков с точными их названиями. Названиями 92 тюркских родов, составляющих узбеков, позволивших точно установить национальный состав всех узбекских государств, которых знала человеческая история, начиная с того узбекского государства, которого я в своих работах называю Узбекистаном XIV века. Узбекистаном XIV века, в честь которого и назван современный Узбекистан». ПРЕДЛАГАЛ: «… вновь создать в структуре Академии наук Республики Узбекистан Институт экономики, передав в его распоряжение Институт истории, переименовав его, скажем, в «Центр клиометрических исследований и традиционной исторической науки».

Однако теперь, через несколько лет после публикации этих статей. После того, как почти что улеглись страсти ученых из Таджикистана, занимающихся традиционной исторической наукой и придерживающихся по поводу происхождения узбеков крайне националистических взглядов. Появились и такие узбекские ученые, занимающиеся традиционной исторической наукой  и другие авторы этого направления [13-17], которые претворяясь, будто бы ничего не знают обо всем этом, пытающиеся выдвинуть, как они, критикуя друг друга, пишут о своих работах, несостоятельные статьи, идеи и теории о происхождении узбеков, таджиков, сартов и об узбекских государствах. Поэтому в данной своей статье я решил вернуться к своим вышеупомянутым теориям и, в краткой форме, изложив суть их содержания, выразить свое отношение к статьям своих соотечественников, недавно опубликовавших на страницах сайта ЦентрАзия несколько статей о проблемах узбекской историографии, происхождении узбеков и т.д. [13-17].

            Так, 22 февраля 2016 года на страницах сайта ЦентрАзия была опубликована статья Н.Мингбаева и Ш.Норбоева «Старые проблемы новой узбекской историографии» [13]. А 3 марта 2016 года была опубликована статья академика А.Аскарова, написанная в соавторстве с О.Инамовым: «Критикуя теорию этноса... «Старые проблемы новой узбекской историографии» (полемика)» [14]. В этой своей статье академик А.Аскаров, попытался доказать несостоятельность статьи и воззрений Н.Мингбаева и Ш.Норбоева о происхождении узбеков, изложенных ими в вышеупомянутой статье [13]. Поэтому в оригинале статья академика А.Аскарова озаглавлена не иначе как: «О научной несостоятельности статьи «Старые проблемы новой узбекской историографии» [14]. Но, 7 марта 2016 года на сайте ЦентрАзия появилась статья Н.Мингбаеваи Ш.Норбоева под заголовком «О происхождении сартов» [15].

А после нее, если 13 марта 2016 года появилась их статья «О науке, методологии и Узбекской истории Ч.1» [16], то 15 марта 2016 года их статья: «Переселение узбеков. Ответ на статью А.Аскарова и О.Инамова. Часть II» [17].

Я с уважением отношусь к академику Ахмадали Аскарову, потому что мы друг друга хорошо знаем...Более того, мне даже приходилось защищать его от нападок таких оппозиционеров, как Мухаммад Салих и его младший брат Максуд Бекжан, в своей статье, написанной на узбекском языке под заголовком «Ҳоразм – XIV аср Ўзбекистонининг ҳам вилояти бўлган биринчи ўзбеклар диёридир» [12].  При этом хочу отметить, что хотя я вовсе не знаю авторов, выступающих, как они сами пишут, под псевдонимом «Н.Мингбаев» и«Ш.Норбоев», но все же питаю уважение второму из этих авторов, за статью«О Тимуре…», также опубликованной на сайте ЦентрАзия 6 ноября2012 года [18].

Однако я, несмотря на то обстоятельство, что с уважением отношусь к обеим сторонам полемики, считаю не состоятельными большинство их воззрений о происхождении узбеков и об их государствах, изложенных в их вышеупомянутых статьях  [13-17]. Более того, такого же мнения я придерживаюсь и в отношении теории этногенеза и этнической истории узбеков, выдвинутых академиком А.Аскаровым в его книге «Ўзбек халқининг этногенези ва этник тарихи» (Об этногенезе и этнической истории узбекского народа)[19]. И все это я и намерен доказать в данной статье на основе своих собственных теорий о происхождении узбеков, их государствах и цивилизации, в которых затрагивались и вопросы происхождения сартов и таджиков [1-12].

При этом я не буду прибегать к детальному анализу статей Н.Мингбаева и Ш.Норбоева [13,15, 16-17]. Ибо читатели имеют возможность прочитать мои статьи, посвященные происхождению узбеков и узбекских государств на самом сайте ЦентрАзия и в оригинале, с гиперссылками внутри их текстов, по адресам, указанным в списке литературы под номерами [1-10],  и сравнить их со статьями вышеупомянутых авторов [13,15,16-17]. Но подобным же образом относиться к статье  [14] и другим работам академика А.Аскарова не могу. Ибо  в данной статье я намерен доказать несостоятельность основных положений тории происхождения узбеков академика А.Аскарова, абсолютно одинаково изложенных в старой [19] и новой книге этого автора [20].

Академик Ахмадали Аскаров в начале своего ответа авторам статьи «Старые проблемы новой узбекской историографии» [13] пишет, что: «Нурали Мингбаев и Шавкат Норбоев, являющиеся авторами данной статьи, как ученые-специалисты в области этногенеза и этнической истории узбекского народа, совершенно не известные личности. Они, скорее всего, подставные лица, ибо ученый мир знал бы о них не только по затрагиваемой ими этой сложной проблемы, но и по другим вопросам исторической науки вообще. Если бы они являлись подлинными авторами этой статьи и были бы учеными с твердым научным убеждением по затронутому вопросу, то они не скрывали бы место своей работы» [14].

Но я, учитывая тот факт, что в статье Н.Мингбаева и Ш.Норбоева [13], есть ссылка на неизвестную статью одного из несостоявшихся историков, выступающего в Интернете под известной для менякличкой... И, учитывая и тот факт, что они в своих постингах в группе Facebook под названием «O`zbekistonninghaqiqiytarixi: komplekslarsizvasiyosatsiz», разместили соответствующие ссылки на свои статьи и другие материалы. Причем, известив меня об этом соответствующим механизмом оповещения Facebook, полагаю, что они являются известными мне членами этой группы... А зная, что один из членов этой группы, выступая по Озодлик радиоси, являющейсяузбекской службой радио «Свобода», 8 февраля 2016 года, делал своеобразное заявление, что он и его единомышленники намерены поднять в Интернете дискуссию о происхождении узбеков. Причем не на основе, какой либо новой теории узбекских историков, а на основании книги американского профессора Адиба Халида [21], думаю, что «Н.Мингбаев» и «Ш.Норбоев», в дальнейшем еще не раз будут выступать со своими, подобного рода статьями ... Читать далее