США зовут Россию в ВТО
На модерации
Отложенный
Сегодня в американском Питтсбурге выступит перед бизнесменами представитель США на торговых переговорах посол Рон Кирк. Это событие было бы мало нам интересно, если бы не тот факт, что Кирк в американской администрации отвечает за ведение переговоров о вступлении России в ВТО.
И поэтому нас должно заинтересовать объявленная Кирком накануне выступления его основная идея: США намерены использовать механизмы ВТО, чтобы решительно добиваться доступа на чужие рынки для своих товаров и услуг.
Вот такой простой и вполне «демократический» посыл остальному миру: открывайте рынки, и быстрее. Эту же идею посол Кирк постоянно подчеркивает и в общении с российскими партнерами, говоря, что США и американский бизнес заинтересованы в том, чтобы Россия стала частью международного торгового сообщества. При этом говорит чистую правду, поскольку Соединенным Штатам нужно куда-то сбывать свою продукцию.
Чтобы вступить в ВТО, мы сняли запрет на курятину
Недавно именно благодаря усилиям Кирка Москва отменила ограничения на импорт в РФ американской курятины, что подтвердил во время визита в США Дмитрий Медведев. Сразу на 600 тысяч тонн в год, это составляет пятую часть годового потребления птичьего мяса в России. Только в 2009 году поставки «ножек Буша» в Россию принесли американцам около $800 млн, давая работу сотням фермерских хозяйств.
Многие серьезные российские аналитики предупреждают: ВТО по своей сути есть орудие экспансии крупного капитализма; эта организация обеспечивает ему новые рынки сбыта для расширения производства и модернизации экономики, а также сырье. Но до момента развала социалистической системы рынки социалистических стран были для капитализма закрыты, что ограничивало его развитие. В 90-е годы они открылись, бывшие соцстраны и республики СССР вступили в ВТО и сняли таможенные пошлины, после чего и были захвачены крупными западными корпорациями.
Бывшие соцстраны мало что получили от своего членства
Однако никому, капиталу в том числе, в развитии останавливаться нельзя, иначе наступает стагнация. Оказалось, что рынки бывших соцстран не очень емкие, а по сравнению с Россией так вообще микроскопические. Ну что такое для глобальной экономики Болгария, Румыния, Литва, Грузия, Армения, Латвия, Эстония, Молдавия или Киргизия? Емкость их – лишь сотни миллионов долларов, ну несколько миллиардов, когда нужны десятки, сотни миллиардов. При этом экспорт этих мелких стран на Запад после их вступления в ВТО если и увеличился, то не намного, а объемы иностранных инвестиций подросли так незначительно, что их даже трудно посчитать – на проценты, но никак не десятки процентов и не в разы.
Но при этом в новых членах ВТО сразу разбух почти не контролируемый государством приток дешевых импортных товаров, что задушило некоторые отрасли — сельское хозяйство, легкую промышленность и другие. И стало очевидно, что разговоры и том, что, вступив в ВТО, новые члены получат неограниченный доступ к чужим рынкам, а взамен – реку иностранных вложений, разговорами и остались. Как оказалось, само по себе членство в ВТО никаких инвестиций никому не гарантирует, рынков тоже — всего надо добиваться и за все драться. Особенно это подчеркнул нынешний экономический кризис, когда нынешние страны-члены ВТО начали одна за другой обращаться за финансовой помощью к России, не к Западу.
Западу для развития Россия нужна как рынок сбыта
Серьезные экономисты утверждают, что Россия привлекательна для западного капитализма лишь в качестве рынка сбыта и поставщика сырья. Поэтому удивляет упорство, с которым наши либеральные руководители тащат страну в ВТО, его трудно объяснить даже с позиций нормальной логики. И главные аргументы, которые они приводят, защищая идею вступления – то, что, будучи ее членом, мы сможем влиять на принятие в ней решений, наш голос, мол, будет услышан. И что, мол, не будем на обочине экономического развития. А что, Киргизии, Грузии или Латвии членство в ВТО помогает не быть на обочине?
Наши переговорщики с ВТО заверяют, что в будущем Россия сможет обращаться в судебные органы этого объединения, если США будут, например, запрещать импорт нашей стали. А это, кстати, сегодня является обычной практикой, Соединенные Штаты регулярно запрещают импорт различных товаров не только из России, но и из ЕС, Южной Кореи или Японии. Которые в ВТО входят! И те тоже идут в суд и там на США жалуются.
Минусы и плюсы
А какими же угрозами обернется для России вступление в ВТО?
Во-первых, резким ростом конкуренции для предприятий промышленности. Нашим заводам придется конкурировать на российском рынке с сильнейшими мировыми корпорациями, у которых есть достаточные ресурсы для захвата новых рынков в России. Слабые к нам не пойдут.
Во-вторых, Россия столкнется с поглощением наших производств зарубежными компаниями.
В-третьих, с перспективами разорения предприятий, их банкротствами и ростом безработицы. В нынешних посткризисных условиях только этого не хватает нашей стране.
К этому следует добавить рост цен на энергоносители, приведение их к ценам на мировых рынках (например, на электроэнергию, транспорт, газ и т. д.), свободный перевод из России прибылей западных компаний на счета в их центральных офисах.
При этом в наиболее тяжелом положении окажутся аграрный сектор, цветная металлургия из-за ее высокой энергоемкости, обрабатывающая промышленность, текстильная, химическая, машиностроение, автомобильная и авиапромышленность, транспорт и фармацевтика, а также пищевая промышленность и общепит. Не говоря уже о банках, страховых компаниях и сфере консалтинговых, медицинских и юридических услуг. Т.е., почти вся экономика, за исключением сырьевых отраслей. Не говоря уже о том, что с развалом агрокомплекса страна окажется полностью зависящей от импорта продовольствия. Если сегодня мы зависим в нем на 80%, то будем зависеть процентов на 96.
Естественно, с развалом предприятий страна будет меньше собирать налогов, а сегодня они обеспечивают до 40% федерального бюджета. Уменьшатся и таможенные сборы. До поры до времени эти потери могут демпфироваться высокими ценами на нефть, но при их падении экономике придется совсем плохо, и могут вспомниться горбачевские времена.
Но зато хорошо будет нашим западным партнерам, которые получат для сбыта продукции еще и наш рынок, а наше сырье обеспечит непрерывность производства на их заводах.
В чем же наши будущие плюсы? Наша промышленность, вернее, те предприятия, которые не закроются, теоретически получат доступ на чужие рынки. Но на практике еще необходимо добиться возможности что-либо туда экспортировать. Это в первую очередь относится к высокотехнологичным производствам — производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и т. п.
Что же еще выиграет Россия, вступив в ВТО? Считается, что будем интегрированы в мировую экономику и сможем активно взаимодействовать с мировым рынком товаров и услуг. РФ должна будет стать полноправным участником переговоров и сможет самостоятельно в коалиции с другими странами отстаивать выгодные для себя позиции.
В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления.
Ожидается, что будет ослаблена дискриминация России на международных рынках и распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, а в США до сих пор действует поправка Джексона-Вэника от 1974 года. Правда, никто не гарантирует, что эта поправка, запрещающая экспорт в Россию высоких технологий, будет американцами отменена и после нашего вступления в ВТО.
Также ожидается, что с членством в ВТО в нашу экономику придут, наконец, западные инвестиции и высокие технологии, которые помогут ее модернизировать. Хотя это не аксиома, поскольку инвестиции идут куда-то не по приказу, а в силу благоприятных условий и возможностей получения прибыли. Что до высоких технологий, то создание современных производств в России будет для западных корпораций означать создание себе конкурентов. Думается, трудно найти людей, которые в здравом уме стали бы такое делать.
Как мы 16 лет вступаем в ВТО
Известно, что ВТО была основана 1 января 1995 года и является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле, действовавшего с 1947 года. Это единственный международный орган, осуществляющий надзорные функции в области мировой торговли. ВТО имеет статус специализированного учреждения ООН, ее штаб-квартира расположена в Женеве. В настоящее время ВТО объединяет более 150 государств.
Переговорный процесс каждой страны по вступлению в ВТО обычно ведется по четырем направлениям: по доступу на рынок товаров, по сельскому хозяйству, по доступу на рынок услуг и по системным вопросам. Страна-кандидат должна привести свое законодательство в соответствие с законодательством ВТО. Окончательно вопрос о вступлении решается голосованием всех членов ВТО (достаточно двух третей голосов).
Обычно процесс вступления занимает порядка 10 лет, но для России он уже растянулся на все 16 — мы обратились с просьбой о присоединении к ВТО в декабре 1994 года. Причем, число стран, с которыми России приходилось вести переговоры, чтобы получить их согласие на наше членство, постоянно увеличивалось — в последние годы в рабочую группу по переговорам входили 58 стран, это самый большой состав группы за всю историю ВТО. Наиболее трудными для России были 6-летние переговоры с США и ЕС, с которым они также длились 6 лет.
Известно также, что президент США Барак Обама, недавно говоря президенту Медведеву о готовности поддержать Россию, тут же направил своего госсекретаря Хиллари Клинтон в Тбилиси, где она согласовывала с президентом Саакашвили те требования, которые Тбилиси выдвинет России для своего согласия не препятствовать нашему вступлению в ВТО. Очевидно, что снятие запрета на ввоз в Россию грузинского вина и минеральных вод, которые мало кто в мире готов покупать,— только некоторые из условий Тбилиси, на которые нам придется соглашаться. В итоге выиграет Грузия, а не мы.
Недавно было объявлено, что Россия должна будет завершить переговоры о присоединении к ВТО до 30 сентября 2010 года. Известно, что такого рода временные рамки – вещь опасная, обычно они порождают поспешность, стремление быстрее решить все вопросы, зачастую вопреки национальным интересам. Например, год назад Россия торжественно объявила, что вступит в ВТО не одна, а вместе с партнерами по Таможенному союзу – Казахстаном и Белоруссией. Но с недавних пор московские сановники, спеша успеть к сентябрю, перестали вспоминать об этом обещании, хотя очевидно, что положения членства России в Таможенном союзе не могут не вступать в противоречие с ее возможным членством в ВТО, и наоборот. Значит, придется Москве Таможенным союзом жертвовать? Похоже, что так.
Недавно помощник президента РФ Аркадий Дворкович не исключил, что Россия может вступить в ВТО в следующем году. «Последние консультации с американскими партнерами показали, что есть шанс завершить переговоры в этом году и, соответственно, вступить в следующем. Если оставим в стороне какие-то политически чувствительные вещи, будем двигаться вперед», — отметил он.
Вот только лишь очень наивные люди могут поверить, что при этом можно будет оставить в стороне «политически чувствительные вещи». А это значит, что мы будем «двигаться вперед» на тех условиях, которые продиктуют нам наши «партнеры» по ВТО.
Комментарии
Комментарий удален модератором