Учение о страстях Иисуса Христа и его церкви

На модерации Отложенный

Говорил ли Иисус отказываться от изысканных блюд, при условии,что ты пожертвовал бетерброд нищему? Лакомство ли шабли или фуа-гра? Где в Библии сказано про то,что,например,грех курить(в Греции многие,даже священники иногда,курят) или нюхать кокаин? Ответа на эти вопросы не найти,если не принять как истину учение о страстях Иисуса Христа и апостолов.

Учение о страстях было неоднократно изложено Господом и вошло в святые Евангелия. Господь, отвечая фарисеям на их вопрос: "Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?" (Мк.7:5), обращает внимание на внутреннего человека: "Ибо извнутръ, из сердца человеческого, исходят (злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния)-блуд, (убийства, кражи, лихоимство, злоба)-гнев, коварство(уныние), (непотребство)-чревоугодие, (завистливое око)-сребролюбие,( богохульство, гордость)-гордость, (безумство)-тщеславие - все это зло извнутръ исходит и оскверняет человека" (Мк.7:21-23).

Фактически, в Евангелии уже указаны прямо некоторые страсти - например,в сребролюбии Господь укорял иудейское духовенство.Нагорная проповедь говорит как раз о восьми страстях.

Гордость. Смиряющий себя вознесён будет, а возвышающий себя смирен будет. Лк 14:10- 11(Сравн.аграфа св. Антония Великого – Если ты не смиришь себя, Я смирю тебя.)Христос предостерегает о сатане, упавшего с неба за гордость.(Лук.10:18) Ап.Иаков в Библии(Иакова 4:6) также прямо пишет: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Тщеславие. Христос подмечал, что тщеславный вместо рая получает награду (Мф.6,2) от самого себя.”Тщеславие? свергло с небе с печать совершенства и венец красоты (Иез.28,12)”

Чревоугодие. Христос говорит в Лк.21,34. - "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением,пьянством и заботами житейскими". Вторит Ему и апостол - "похоть плоти, похоть очей" - о неоправданных потребностях "чрева",тела (Ин. 2:16).

Блуд. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себяЕсли левый глаз соблазняет тебя то выкинь вон.(Мф.5,29) В Деяниях апостолы советовали всем христианам воздерж.от блуда (Деян.15:29) Ап.Павел прямо пишет блудники Царства Божия не наследуют.(Гал 5,22)(В Ветхом Завете сказано: ржал как конь на жену ближнего-Иер.5,8)

Сребролюбие. Не собирайте себе сокровищ на земле. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.(Мф.6.21) Смеялись над Ним фарисеи так как были сребролюбивы.(Лк.16: 14) Сребролюбие-корень всех зол и идолослужение (1 Тим. 6, 10)

Гнев. Сказано: не убий, а Я говорю Вам: всякий, гневающийся на брата своего напрасно.(Мф.5,22)“..на всяком мете без гнева&rdq(ап.Павел -1Тим.2,8) Вино их (любящих гнев) ярость драконов (Втор.32,33). Перестань гневаться и оставь ярость (Пс.36.8)

Уныние. С головы вашей волос не упадет без воли Отца. Необходимо молиться, а не унывать.(Мф. 10, 29-30.)Не будьте унылы как лицемеры (Матф.6:16).. (Печаль Бога производит покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7.10)- вторит Евангелию апостол Павел.

Прежде всего следует подчеркнуть, что учение о страстях присутствует и в наследии св.Апостолов Христа. Апостол Павел также знает о существовании страстей в сердце человека. Говоря о состоянии человека до святого крещения, то есть состоянии плотской жизни, он пишет: "Ибо, когда мы жили по плоти, тогда СТРАСТИ ГРЕХОВНЫЕ, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим.7:5). Описывая же жизнь язычников идолопоклонников, он говорит так: "Потому предал их Бог постыдным страстям" (Рим.1:26).

Апостол Павел говорит о плоти. Известно, что плотским человеком, в понимании апостола, является тот, кто лишен действия Всесвятого Духа: "...плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся" (Гал.5:17). Затем апостол определяет дела плоти, то есть ее страсти: "Дела плоти известны; они суть: прелюбодее-яние, блуд, нечистота,непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал.5:19-21).

В Послании к Римлянам апостол Павел также перечисляет дела плоти - страсти, которые терзают все наше существо. Характерны его слова о покинувших Бога и служивших идолам: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийс-тва, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы" (Рим.1:28-31).

В письме к своему ученику Тимофею апостол описывает состояние людей в последние дни: "Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2Тим.3:1-5).

Из трех приведенных нами цитат хорошо видно все состояние человека, находя-щегося далеко от Бога. Это поистине "рентгеновский снимок" человеческой души, где господствуют страсти. Однако перейдем к анализу страстей, содержащемуся в святоотеческих трудах.

Иоанн Кассиан (4в.)” Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию* собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне, 5-ое собеседование аввы Серапиона”"Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость"

"Берегись, - советует преподобный Максим Исповедник, - матери зол, самолюбия, которое есть неразумная любовь к телу". От страсти самолюбия "рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие". От этих трех помыслов "рождается все племя страстей" (Добр. Т.3. С.188). "

В другом месте преподобный, описывая ужасные последствия самолюбия, называет его матерью, которая имеет много дочерей. "Многоядение и сластоядение бывают причиною нецеломудрия; сребролюбие и тщеславие - ненависти к ближнему; мать их - самолюбие - есть причина обоих" (там же, с.197). В своих "Вопросоответах к Фалассию" преподобный Максим перечисляет порождения самолюбия, разделяя их на две категории. К первой из них относятся страсти, вызванные стремлением к наслаждениям, а ко второй - стремлением избежать страдания.

Страсти,отнесенные к 1 группе, таковы: "чревоугодие, гордость, тщеславие, чванливость, сребролюбие, жадность, насилие, кичливость, хвастовство, безрассудство, безумие, самомнение, спесь, презрение, наглость, пошлость, плутоватость, распущенность, разнузданность, легкомысленность, превозношение, тупость, притворство, насмешливость, многоглаголание, невовремяглаго-лание, срамословие и все другое подобного рода".

Прп.Максим во 2 группу включает: "гнев, зависть, ненависть, вражду, памятозлобие, поношение, злословие, клевету, печаль, отчаяние, безнадежность, отвращение от промысла [Божия], беспечность, нерадение, уныние, подавленность, малодушие, безвременное стенание, плач, сетование,

Жалобный вопль, ревность, соперничество и [всякие] другие страсти, которые свойственны [нашему] душевному состоянию, когда мы лишаемся оснований для наслаждения" (Максим Исповедник. Творения. Кн.2. (Святоотеч. насл. Т.2.) М., 1993. С.23-24).

Преподобный Марк Подвижник, пытаясь оценить страсти и найти среди них матерей, от которых рождаются остальные, пишет, что существует три великих исполина, и если умертвить и уничтожить их, то тогда легко уничтожается всякое иное действие лукавых духов. Эти три исполина таковы: неведение, "матерь и питательница всего злого"; забвение, "содейственница и единонравница" неведения; и разленение, ткущее для души как бы некое мрачное облачение и покров. Эти три основных страсти, то есть разлене ние, забвение и неведение, бывают причиною того, что в душе "действуют и укрываются и все прочие злые страсти"(Добр.т.1.с481).

По словам преподобного Иоанна Дамаскина (далее цитируется сочинение "О добродетелях и страстях", которое в русском Добротолюбии помещено под именем св. Ефрема Сирина. - прим. пер.), душа подразделяется на три силы, то есть разумную, раздражительную и вожделевательную. Грехи разумной силы таковы: "неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволения на грехи, происходящие от страстной силы в душе... Грехи раздражительной силы суть следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство, зависть, убийство и постоянное помышление о подобном сему... Грехи вожделевательной силы суть следующие: чревоугодие, прожорство, пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, корыстолюбие,вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских удовольствий". Тот же святой описывает и 8 всеобъемлющих порочных помыслов, связанных, естественно, с соответствующими страстями, поскольку в результате помыслов возникают грехи, которые развиваются в страсти. Это помыслы "чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости" (Добр. Т.2.

С.373-374).

Святитель Григорий Палама классифицирует страсти немного по-иному. В предыдущем параграфе мы отметили, что душа подразделяется на3 части: разумную, раздражительную и вожделевательную. Первое лукавое порождение вожделевательной части есть любостяжание, второе же - сребролюбие. Порождением разумной части является славолюбие, раздражительной же части души - это чревоугодие,от которого происходит "всякая плотская нечистота" . Иными словами, от самолюбия, этой госпожи и матери всех страстей, рождаются три основные страсти, то есть славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. От этих трех главныхстрастей происходят все остальные страсти, оскверняющие душу и тело человека.