Судьба генерала А.В.Станкевича (1862-1919) «Я честно служил в Красной Армии…»
На модерации
Отложенный
Сохранилось несколько фотографий этого человека. С них смотрит на нас типичный «генерал старой армии» — с усами и бородой, в которых заметна седина. Таких в русской армии времен Первой мировой было немало. А вот «генералов старой армии», с высшими воинскими почестями похороненных у Кремлёвской стены в Москве, — один-единственный. Это Антон Владимирович Станкевич.
Потомственный дворянин Станкевич увидел свет 13 июня 1862 года в поместье Губино Витебской губернии (современный Поставский район). Как многие уроженцы Беларуси, выбравшие военную службу, он 5 августа 1878 г. поступил в ближайшее к родным местам пехотное юнкерское училище – Виленское. По его окончании 19-летний прапорщик Антон Станкевич отправился к первому месту службы – в 102-й пехотный Вятский полк, квартировавший в Гродно. Был обычным строевым офицером – около восьми лет командовал ротой и столько же состоял в чине поручика, зато в штабс-капитанах походил всего два года (1896-98) и был произведен в капитаны. Отучившись восемь месяцев в ораниенбаумской Офицерской стрелковой школе, Станкевич получил под команду 89-й запасной пехотный батальон. С 1909 г. служил в рядах 90-го пехотного Онежского полка, расквартированного в Ревеле (ныне Таллин, Эстония). 6 октября 1910-го офицер был произведен в полковники.
На Первую мировую войну старший офицер 90-го пехотного Онежского полка полковник Станкевич вышел в возрасте 52 лет. Воевал умело и храбро: 31 января 1915 г. получил бант и мечи к «мирному» ордену Св. Владимира 4-й степени, 27 февраля – орден Св. Владимира 3-й степени с мечами, 15 марта наградой доблестному офицеру стало Георгиевское оружие. 19 декабря 1914 г. Антон Владимирович Станкевич получил должность командира 329-го пехотного Бузулукского полка. На этом посту полковник Станкевич провоевал практически всю Первую мировую – с 1915 по 1917 годы. Его полк входил в состав 83-й пехотной дивизии, воевавшей на Северо-Западном фронте.
В 1917 г. Антон Владимирович был назначен командующим бригадой 62-й пехотной дивизии (245-й Бердянский и 246-й Бахчисарайский пехотные полки), входившей в состав 38-го армейского корпуса. Эта опытная боевая дивизия действовала на Западном фронте, в Беларуси, а командовал ей болгарин по национальности, старый сослуживец Станкевича по Онежскому полку генерал-лейтенант Марин Димитрович Енчевич. Полки 62-й дивизии отличились во время Кревской наступательной операции 1917 года, в ходе которой прорвали несколько полос сильно укрепленной обороны противника. 9 октября 1917-го Станкевич был произведен в генерал-майоры и c этого момента считался командиром бригады. Но поносить генеральские погоны Антону Владимировичу пришлось чуть больше двух месяцев: 16 декабря все чины, звания и знаки различия в армии были отменены. Тем не менее пользовавшийся доверием и любовью солдат Станкевич был общим голосованием избран на должность начальника 62-й пехотной дивизии.
В 1918 году бывший генерал Станкевич добровольно вступил в ряды Красной Армии. Что именно подвигло его на такой шаг – мы не знаем. Судьбы бывших генералов русской армии в тот год складывались очень по-разному, зачастую причудливо. Кто-то шел к белым, кто-то – к красным, кто-то сначала служил у белых, затем у красных и наоборот, кто-то в принципе не желал участвовать в братоубийственной войне или считал себя «слишком старым» для нее, кто-то стремился поскорее вывезти семью за границу… Но дальнейшие события говорят о том, что выбор Станкевича, скорее всего, был глубоко осознанным.
В отличие от многих бывших офицеров и генералов, Антон Владимирович, видимо, вызывал доверие к себе, так как в апреле 1919-го ему доверили командование 42-й стрелковой дивизией, а в июне того же года повысили до помощника (заместителя) командующего 13-й армией и одновременно командующего Нижнедевицким отрядом и левой группой войск Старооскольского направления. С начала октября 1919 г. Станкевич стал временно исполнять должность начальника 55-й стрелковой дивизии.
В то время обстановка на фронте Гражданской войны складывалась не в пользу красных. Белая Добровольческая армия под командованием В.З.Май-Маевского стремительно продвигалась к Москве, до нее оставалось, как говорили белые, «два корниловских перехода». Вот в такой обстановке 13 октября 1919-го на сторону белых перешел начальник штаба красной 55-й дивизии, бывший Генерального штаба подполковник А.А.Лауриц. В результате этой измены фронт был прорван, и у станции Золотарёво недалеко от Орла Станкевич вместе с группой других штабистов попал в плен к корниловцам. После допроса его отправили в 1-й батальон 1-го Корниловского ударного полка, где состоялся военно-полевой суд над бывшим генералом. Прежде всего ему предложили «смыть бесчестье» и перейти на сторону белых. В комнату принесли генеральский мундир и все ордена, заслуженные Станкевичем в боях: «Наденьте мундиры – и вы с нами, жизнь ваша спасена». Но, на удивление присутствующих, Антон Владимирович твердо отказался. Тогда корниловцы, думая, что он из принципа не хочет участвовать в боевых действиях, предложили ему должность в европейском военном представительстве, которых в то время у Добровольческой армии было уже немало. Воевать со своим народом не надо, деньги хорошие. Но Станкевич отверг и это предложение. И тогда его приговорили к повешению. Не к расстрелу, как офицера, а к позорной казни в петле…
Казнь советского начдива состоялась 15 октября 1919 г. в 17 часов, на станции Золотарёво, на берегу реки. Вместо виселицы использовали детские качели. На экзекуцию согнали население всех окрестных деревень, включая детей и подростков. Станкевича, одетого в форму красноармейца, привели под конвоем офицеров. На табурет он встал без посторонней помощи и сказал: «У меня единственная просьба – не надевать мешок на голову». Офицер приказал казаку надеть на осужденного петлю, на что Станкевич ответил «Не утруждайте себя, господа, сам надену!» и сам продел голову в петлю. Когда Антону Владимировичу предоставили последнее слово, он сказал: «Я честно служил в Красной Армии, где мне доверяли, и теперь, умирая, я оправдываю это доверие»…
Ночью с тела Станкевича сняли гимнастерку, брюки и сапоги. Тело казненного в одном белье висело у всех на виду двое суток. Затем казаки сволокли тело в овраг и бросили, даже не присыпав землей. В некоторых источниках утверждается, что на теле казненного генерала выжгли пятиконечную звезду. Было ли такое на самом деле – сейчас сказать уже трудно.
После освобождения Золотарёва Красной Армией останки Антона Владимировича Станкевича были перевезены в Москву и 10 ноября 1919 года торжественно захоронены у Кремлёвской стены. Приказом Реввоенсовета Республики бывший генерал был удостоен единственной награды РСФСР — ордена Красного Знамени.
Сейчас на станции Золотарёво установлен памятный знак на месте казни Антона Владимировича Станкевича, а его имя присвоено улице в Поставах.
Комментарии