Письмо Юлии Латыниной
На модерации
Отложенный
Госпожа Латынина!
Разрешите выразить признательность, во-первых, за PR-акцию которую вы для меня организовали.Здесь, на чужбине, у меня иногда создается впечатление, что о моем существовании помнят только родственники, близкие друзья и сотрудники ФСБ, которые уже почти три года безуспешно пытаются меня найти и «обезвредить», хотя я не только не скрываюсь, но и состою в активной переписке с сотрудниками прокуратуры, МВД и с вами.Габриэль Гарсия Маркес писал в прощальном письме: «Стариков бы я научил тому, что смерть приходит не от старости, но от забвения».Вы обо мне напоминаете, значит не даете мне умереть, но не только умереть, каждое ваше напоминание увеличивает спрос на мои услуги. За предшествующей перепиской («О борцах за демократию и адвокате Кузнецове» Юлии Латыниной. С любовью и грустью. Письмо из... Евразии»; Ответ Ю.Латыниной «Господину Кузнецову, без уважения и без любви»; Ответ Б.Кузнецова «Полный отлуп») число моих клиентов резко возросло, что мое материальное положение в стране вынужденного пребывания не ухудшил.Во-вторых, я признателен Вам за рецензию моей книги «Она утонула... Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов».В этом году, кстати, исполняется 10 лет этой трагедии. И должно выйти второе дополненное издание, которое я вам обязательно пришлю. Дополнение касается, главным образом, опровержению версии причастности американских ВМС к гибели апрк «Курск», которая, как я считаю, возникла не без участия ФСБ, в качестве активного мероприятия в период ухудшения отношений между США и Россией.Я вполне мог ограничиться личным письмом с благодарностью, но меня вынуждает отвечать публично ваша трактовка дела Сутягина.
Вы пишете: «История Сутягина – это история раздутого пиара этого человека, у которого был опытный адвокат, который знал, как раздувать. У Сутягина даже его папа – знатный пиаровец....Но стратегия адвоката (Бориса Кузнецова) могла быть двоякой. Либо ты признаешь, что да, ребята, мы тут на какую-то странную фирму работали, но, извините, получилось глупость, реально же никто не нашпионил, реально никакого ущерба России нет... В таком случае, конечно, Сутягин, может быть получил гораздо меньший срок, но вряд ли у адвоката был бы большой пиар. В случае, когда начинается рванье на себе рубашки с криком «знать ничего не знаем, кровавый режим, ученый не обязан знать на кого он работает», клиент получил по максимому, а адвокат стал защитником обездоленных».
Начнем с пиара. «PR – искусство и наука влияния на мнения и поступки групп общественности в интересах персоны, организации, товара или идеи». US Mass Media Dictionary (Словарь языка средств массовой информации США).Когда PR-акция проводится спецслужбами, с привлечением агентуры, то на их сленге это называется «активное мероприятие». Ни адвокат Кузнецов, ни Игорь Сутягин, ни его отец Вячеслав Сутягин пиар-акции не проводили, не организовывали пресс-конференций, не имели своих газет, журналов, радиостанций и телевизионных каналов, не содержали и не прикармливали журналистов, т.е. не имели средств и механизмов для их проведения акции.Появлении в СМИ фамилии Сутягина, а также многочисленные интервью, которые мной давались при обращении журналистов, связаны с общественным интересом к делу Сутягина и к его личности, с тем, что обвиненный в шпионаже ученый, не имел доступа к государственной тайне, не занимался ее сбором, а передавал консалтинговой фирме публикации из открытых источников.Я же утверждал и продолжаю утверждать, что Сутягин не шпион и никогда им не был.Вы же, госпожа Латынина, которая неоднократно, как я полагаю, по просьбе (или указанию) ваших коллег в штатском обсуждаете дело, в котором, как я уже говорил вы «ни ухом, ни рылом...», а по сути проводите PR-акцию в интересах ФСБ, цель которой очевидна – отвлечь внимание от роли этой организации в обществе, замазать глаза слушателям и читателем на то, что эта мало почтенная организация вместо борьбы с терроризмом (в США, кстати, с 11 сентября 2001 г. не было допущено ни одного терракта), «крышует», «отмывает», участвует в рейдерских захватах и ловит «шпионов» типа Сутягина и Данилова. Про остальных, которых вы упоминаете, не в курсе.
Важно в любой дискуссии расставить реперные точки: шпион Сутягин или нет.Ваша позиция, говоря футбольным языком, как у блуждающего форворда. Только в «Клинче» с участием Зои Световой после оглашения результатов интерактивного голосования и с треском провалинной дискуссии, вы заявили: Я не считаю Сутягина шпионом, точно так же, как и 75%. Если Сутягин не шпион, то нужно обсуждать не его, а тех кто его разрабатывал, кто расследовал, кто судил, кто держал его за решеткой 11 лет. Это для общества и для страны важнее, чем вопрос: Был ли Сутягин любителем подводных лодок, хорошо это или дурно.
Сутягин еще в 1999 году был обвинен в государственной измене путем шпионажа (я вступил в дело два года спустя), т.е. в передаче сведений, составляющих государственную тайну американской военной разведке (РУМО), при этом, обвинение (читай – ФСБ), должно было доказать, что Сутягин эти сведения незаконно добыл или имел к ним доступ (являлся секретносителем), что эти сведения составляют государственную тайну, а также то, что он заведомо знал, что передает их именно разведке. Следствию удалось доказать только факт передачи сведений, чего не отрицал сам Сутягин.
Для адвоката, впрочем и для судьи и для следователя рассуждения о том, хороший или плохой человек Сутягин, не имеет значения, при том, что он не признает себя виновным.Если доказано, например, по одному из эпизодов обвинения, что Сутягин украл из сейфа чертежи секретной ракеты Р-77 класса «воздух-воздух», либо некий полковник Иванов сообщил ему тактико-технические характеристики, а Сутягин, будучи завербованным агентом американской военной разведкой с подпиской и с другими атрибутами вербовки, передал шифром, при этом шифровальный блокнот изъят при обыске, с помощью радиопередачика, который тоже изъят, Наде Локк или Шену Кидду, которые не предположительно, а точно с доказательствами, являлись сотрудниками военной разведки, – он шпион. Если он шпион, то получил по заслугам, а если нет, что фактически вы подтвердили, то он должен быть оправдан, независимо от того был ли Сутягин плохой мальчик, был ли у него адвокат Кузнецов или его судили вообще без адвоката.
На самом деле все было до наоборот.
Вопросом, о том, откуда Сутягин получил «секретные», сведения ФСБ не озадачивалось, хотя установлено, что Сутягин не имел доступа к государственной тайне. Защитой представлены многочисленные открытые статьи и справочники, в которых сообщаются тактико-технические характеристики этой ракеты. Защитой также представлена справка предприятия, выпускающего эти ракеты, что Р-77 не являются секретной, а также документ, что ракета с 1992 года экспортируется в другие страны. Справка была отвергнута судьей Мариной Комаровой на том основании, что ее подписал не директор предприятия, а его заместитель. Таким образом, ФСБ сработало грубо и непрофессионально, а вы, госпожа Латынина, говорите по сути: «Сутягин не шпион, не было бы пиара, он бы получил меньше». Вы отвлекаете внимание слушателей и читателей от главной темы: ФСБ тратит деньги налогоплательщика на изобличение в шпионаже человека, который, заведомо для них, не является шпионом.Ваши рассуждения о возможности «двоякой стратегии адвоката» говорит о вашей юридической дремучести.
Что вы предлагаете мне, как его адвокату? Признать, что он слегка, немножечко пошпионил, но ущерба государственной безопасности России не причинил, а поэтому дайте ему пожизненое заключение, но условно.
Еще перед началом процесса работники ФСБ предлагали мне отказаться от участия в процессе или, как минимум, не проявлять активности в процессе, т.е. ровно то, в чем вы меня обвиняете. Вы упрекаете меня, что я не притащил в суд Надю Локк и Шена Кидда. Существует презумпция невиновности, согласно которой бремя доказывать вину возложено на обвинение, а не на обвиняемого и не на его защиту. Не я должен был их «тащить» в суд, а ФСБЛюбой журналист, пишущий (говорящий) по уголовно-правовой тематике, должен понимать, что позиция адвоката связана с позицией подсудимого.Если Сутягин не признает себя виновным, то адвокат не вправе говорить, что мол де Сутягин только чуть-чуть пошпионил. Скажу вам больше, если бы в той ситуации, во время процесса, Сутягин при этих обстоятельствах признавал себя виновным, даже чуть-чуть, я был бы вправе требовать его оправдания, вопреки его позиции. Это называется коллизия защиты.Когда вы сравниваете американскую и российскую юстицию и говорите, что с точки зрения американской юстиции передача таблицы умножения по секретному передатчику не является шпионажем, а «Российская юстиция, – как вы пишете, - отчасти в силу упрямства Сутягина, ответила на этот вопрос «да»: если ты несекретные сведения передаешь черт знает кому, то является», то вы тем самым подтверждаете, что суд, который по данному делу, можно рассматривать как структурное подразделение ФСБ, решает вопрос о виновности в государственной измене в зависимости от «упертости» обвиняемого, руководствуется не Конституцией России и Уголовным кодексом РФ, а пролетарским чутьем и представлениями о виновности времен красного террора и теории незабвенного Андрея Януарьевича Вышинского.Напомню также, что «сломать» присяжных в суде, ФСБ удалось путем внедрения в их число сотрудника Службы внешней разведки Григория Якимишена, что защита ДОКАЗАЛА.
Вы пишете, что «Сутягин в докладах делится информацией о подводных лодках...».Должен вас огорчить, что и здесь вы, садясь на коня судебного репортажа или юридического эссе, попали ногой не в стремя, а в ...другое место». Сутягину не вменяется ни одного эпизода, связанного в ВМФ России. Правда, несколько военных моряков были допрошены по инициативе обвинения, исключительно для того, чтобы намекнуть суду: Вот откуда Сутягин мог получить «секретные» сведения, хотя и не относящиеся к обвинению. На вопрос: Чем интересовался Сутягин, читая лекции в Центре подготовки моряков-подводников в Обнинске? Один из свидетелей в форме капитана I ранга ответил: Проектом 705 - «Альфа». Он же подтвердил, что ни одной подводной лодки этого проекта на вооружении российского ВМФ нет, все они списаны и утилизированы. С таким же успехом Сутягин мог в шпионских целях интересоваться проектом первых римских боевых колесниц или свойствами материала из которого сделаны наконечники для стрел в период неолита.
Вы говорите слушателям «Эха Москвы» и зрителям RTVi, что фирма «Alternative Futures» была зарегистрирована на граждан Надю Локк и Шона Кидда, которые имели фальшивые британские паспорта. А слабо назвать источник этой информации? Может быть вы сами проверяли паспорта и проводили экспертизу их подлинности? А может быть эту информацию вам «слили» ваши коллеги в штатском? Фирма зарегистрирована на Кристофера Мартина, который проживает по адресу: Little Paddock, Mill Lane, Copthorne - Crawley, West Sussex, RH10 3HW9A UK. А Надя Локк и Шен Кидд являются подданными Её Величества (Сотрудники американской разведки, в Великобритании, по поддельным британским паспортам? Ну, вы загнули!) они живы и здоровы, с Надей я встречался, но она не уполномочила меня, помятуя о Литвиненко, сообщать свой адрес.
Раскрою еще один секрет уголовного дела.
Есть экспертиза, так называемая «контрразведывательная», которую проводила Академия ФСБ России. Эксперты полгода бились над материалами дела, но так и не смогли установить, что консалтинговая фирма Alternative Futures является прекрытием для американской военной разведки, а подданые Великобритании Надя Локк и Шен Кидд сотрудниками этой разведки. Вывод был предположительный. Специалисты полгода изучали, но так толком ничего не установили, а вы пишете, что Сутягин, который никогда не работал в разведовательных и конрразведовательных органов, не обучался в шпионских школах и академиях «...должен... проверять фирмы, для которых он пишет доклады». С определением помещения, где распологалась фирма, вообще анекдот. Представлены справки и фотографии СВР и ГРУ, адрес вроде один, а фотографии разных зданий.
Вы утверждаете, что «никакая история не нанесла больше вреда людям, ученым, сидящим за решеткой, чем история Игоря Сутягина».Я с вами здесь могу согласиться, пожалуй. Дело Сутягина нанесло, в первую очередь, ущерб пристижу и репутации Российской Федерации, репутации российского правосудия, российской науке. Любой обмен информацией между учеными разных стран может в считанные секунды превратиться в шпионское дело и самую независимую часть общества – Академию Наук, которая в советские времена не исключила Андрея Дмитриевича Сахарова из своих рядов, превращают в дрожащее от страха стадо.
Дело Сутягина действительно нанесло вред ученым, сидящим за решеткой.Оно было одно из первых, на нем современное КГБ отрабатывало технологию «подмятия под себя» судов и прокуратуры, запугивания адвокатов, проведения агентурно-оперативных мероприятий с присяжными заседателями. После «осечки» с Якимишеным и первым оправдательными приговором красноярскому физику Данилову последователи Дзержинского решили не играть в опасные игры с представителями народа в суде и в «карманной» Думе добились того, чтобы впредь шпионские дела были выведены из юрисдикции суда с участием присяжных. С этой точки зрения история Игоря Сутягина нанесла вред ученым, сидящим за решеткой, а также тем, кто еще сядет.
Дела тех ученых, которые последовали за делом Сутягина, позволили ФСБ не оглядываться на законы, а пользуясь отсутствием правосудия, сеять атмосферу шпиономании, против которой и протестует общество.Я не знаком с другими шпионскими делами, о которых вы упоминаете, но информацией по скандалу в США, я осведомлен в значительной степени. Согласен, что эта «шпионская толкучка» никакого отношения к истинному шпионажу не имеет, некая игра: «У вас продается славянский шкаф, шкаф продан, но есть кровать с шишечками...».
На самом деле, если и смешно, то вовсе не так безобидно.
На русских «разведчиков», которые ничего не разведывали, тратились значительные средства, их «подпитывали» бюджетными деньгами, а значит нашими с вами, в результате пшик, если, конечно, не считать отмывание денег, т.е. изменение их формы собственности – были государственными, стали частными. Провести бы парламентское расследование, но на «Единую Россию», своего рода КПСС, рассчитывать не приходится, там у спецслужб свое лобби.
В то время, как вы, госпожа Латынина, «переводите стрелки» на Сутягина и его адвоката, ФСБ продолжает бороться со лжешпионами и инакомыслящими, неправительственными организациями, участвовать в убийствах, в том числе и вашей коллеги Анны Политковской при полной безнаказанности.
Так, что это вы у нас, госпожа Латытнина, PR-щица спецслужб, а за то что время от времени делаете PR меня, то за это вам отдельное адвокатское СПАСИБО.
Комментарии
Неприязнь Латыниной к Сутягину очевидна, но причина её мне неведома.. Ля фам, господа.
Жаль, такие содержательные диалоги здесь довольно редки; обычно довольствуются виртуальным мордобоем.