Каким должно быть повседневное милосердие?

На модерации Отложенный

Что такое повседневное милосердие? Первая ассоциация со словом «милосердие» – помощь в детском доме, интернате, больнице. Но это не всем под силу – как заниматься милосердием семейным людям, у которых работа, дети и постоянная нехватка времени? А ведь бывает и так, что человек готов помогать в больницах и хосписах, но результат такого милосердия – лишь   тщеславие в душе. Богоугодна ли такая помощь?

На эти вопросы мы попросили ответить священнослужителей, которые не понаслышке знают об этом качестве.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ

Милосердие нужно понимать так, как говорит об этом Евангелие.   Притча о милосердном самарянине – о том, когда ты видишь, как другому человеку плохо, и ты не можешь пройти мимо, будучи занятым благочестивыми заботами или семейными   попечениями. Хотя бы не пройти мимо.

Это может быть один человек, мимо которого мы не пробежали на улице, а вызвали скорую помощь, бабушка в метро, когда мы спешили, но все же остановились, чтобы открыть кошелек и дать ей хотя бы немножко. Ребенок в транспорте, который имеет вид нюхающего клей – мы не сказали себе, что заняты только своими делами, это чужой ребенок и пусть родители за него отвечают. Вот из таких актов, я думаю, милосердие и складывается.

Я думаю, что волонтерский труд в больницах, в детских домах, в домах престарелых, если говорить о регулярной основе, то это все-таки труд для молодых, студентов или, по крайней мере, не связанных семейными узами и детьми в особенности. Или же удел людей одиноких. Хотя думаю, что и человек, имеющий регулярное попечение о семье и профессиональные обязанности, может помочь. Скажем, если есть машина, отвезти гуманитарную помощь в детский дом в какую-нибудь другую область. Можно поучаствовать в сборе средств, памперсов или еще чего-то.

Священник Димитрий Ефанов, духовник волонтерской организации «Фонд помощи детям»

Милосердие – это состояние, когда ты готов делиться тем, что у тебя есть. Самое главное в милосердии – жертва. Ты отрываешь от себя что-то, отдаешь моральные, физические силы или вносишь чисто материальную лепту.  

При этом каждое из затраченных тобой усилий важно для тебя лично. Легче всего делиться чем-то ненужным, никчемным, но истинное милосердие – отдать то, к чему ты прикипел душой. Например, самая большая ценность для вас – время. Поэтому, жертвуя своим временем для помощи другим, вы совершаете акт милосердия. 

Повседневное милосердие – это внимательность и постоянная готовность идти по пути христианской добродетельной жизни. Это предполагает высокий уровень воцерковленности и не каждому под силу, требует от человека высокой организованности. Если вы не чувствуете подобного горения, не сдавайтесь, а потихоньку понуждайте себя к добрым делам. 

Каким может быть повседневное милосердие? Очень простым. Например, можно взять на свое обеспечение какого-нибудь старика и старушку, но предложить свою помощь деликатно, не выпячивая ее. Приготовили что-то вкусное – предложите бедному человеку «попробовать», «оценить» вашу стряпню.

Оглянитесь вокруг – вы сразу заметите, что ближним необходима ваша помощь. Необязательно искать «ближних» вдалеке, несясь за милосердием в далекие края. Его можно проявить и дома, помогая родным.  

Хочется заметить и следующее. Милосердие – акт добровольный, оно не должно принимать формы кабальной зависимости. Если вы почувствовали, что вами пользуются, отойдите в сторону. 

Милосердие, в первую очередь, это помощь самому себе. Если вы заметили, что, погрузившись с головой в общественную деятельность, вы чувствуете укоры совести, поскольку отдалились от семьи, вы сами понимаете, что надо делать. 

Священник Алексий Корчагин, благочинный Барнаульского благочиния

Милость может быть не только материальная. Это может быть и любая моральная поддержка, да и все, что мы можем понимать под этими словами. Вспомним, как написано в Священном Писании – в притче о самарянине – кто есть наш ближний на самом деле? Я имею в виду всех людей. К каждому из них нужно относиться с любовью и как можно больше нести добра всем.

А еще нужно правильно относиться к добрым делам, которые мы совершаем.   То есть делать их во славу Божию, понимая, что сами по себе мы ничего доброго не можем сделать. Когда святые отцы творили добрые дела, они воспринимали их как грех. Потому что видели в них примесь, например, тщеславия или гордыни. Эта духовная проблема присуща всякому человеку.

Словом, во всем нужен разумный баланс. Потому что одними добрыми делами мы не можем угодить Богу, но и они без веры тоже не имеют смысла. Да и если человек семейный, то он должен реально оценивать свои возможности.

Священник Димитрий Агеев, референт представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях

Прошу прощения, но я не совсем согласен со словосочетанием «повседневное милосердие».

Что такое милосердие? Это ведь сердце милующее. А разве может быть милость повседневной или «особой»? Либо есть милость в сердце, либо ее нет. Проявления этой милости могут быть самыми различными: зависит это и от времени, и от обстоятельств, и от многих других факторов. Но и это уже наши собственные измышления и оправдания. Все эти обстоятельства, события и причины – рассудит Господь, когда мы будем призваны дать Ему отчет о своих делах. Наша же задача – творить милосердие всегда и везде. 

Современный семейный человек настолько загружен на работе и домашними заботами, что на помощь «внешним» порой просто-напросто не остается времени. Но тут надо себя честно спросить: а кого мы считаем внешними? Воспринимаем ли мы людей, живущих вокруг нас, нашими братьями и сестрами? Или же данными терминами мы способны оперировать только в рамках рождественских поздравлений? Безусловно, наша помощь людям не должна осуществляться в ущерб нашим близким (а зачастую происходит, к сожалению, так, что именно те, кто более всего ждет от нас внимания и заботы, оказываются ими обделены). Но, быть может, стоит попробовать включить окружающих нас людей в нашу семью? Пойти к больным в клинику или сиротам в детский дом не в одиночку, сбежав из дома, а вместе со своими родными? Вместе с мужем (женой) и детьми? Тогда не будет мучений от раздвоенности и какого-то временного «побега» из семьи. 

Если говорить конкретно о православных семьях, то вокруг нас с вами просто огромное поле деятельности. Все мы каждое воскресенье идем в храм на Литургию. К величайшему сожалению, в каждом районе города есть детский дом. То есть рядом с нами живут дети, которые лишены не только родительской ласки и внимания, но и самого главного в жизни – возможности общения с Господом в Евхаристии. Вполне можно выйти из дома на час раньше, зайти в детский дом, взять с собой на службу трех-пятерых (по вашей возможности и силам) детей и привести их в храм на Литургию. Сегодня, слава Богу, в большинстве детских домов не препятствуют такой помощи и будут только рады, если в день воскресный кто-то возьмет детей на несколько часов в храм. После службы, я просто уверен, в большинстве приходов детям обязательно предложат выпить чаю и у них будет возможность пообщаться со своими православными сверстниками. И кто знает, быть может, ваш пример станет «заразительным», и еще кто-то из прихожан решит попробовать? Таким образом, данная помощь не займет у вас много времени – выйти из дома на час раньше и чуть позже обычного вернуться. Но это очень важно. 

Сегодня многие из прихожан приезжают в храм на машине. Но есть немало пожилых людей, которые лишены (по болезни или старости) возможности быть в храме на Литургии или не могут выстоять всей службы, доехать общественным транспортом. Многие хотели бы пригласить священника домой для причастия. Получается, что в воскресенье после Литургии священник (а у многих ведь нет автомобиля) на метро и автобусах едет причащать пожилую старушку из прихода. Не каждый может приехать и отвезти батюшку на дом на подобную требу. По этой «простой» причине тысячи (!!!) людей оказываются лишены причастия. Так вот, можно подойти к батюшке и предложить свои услуги: «Каждое воскресенье я приезжаю в храм на машине, Вы можете рассчитывать на меня. Я могу Вас отвезти к больному (старому) человеку для причастия и привезти обратно в храм». Поверьте, такая инициатива будет с радостью принята и принесет много радости тем, кто ждет Христа. 

Знаем, сколько людей сегодня находится в местах лишения свободы. Не будем судить их. Тем более в нашей стране, где, как нигде более, актуальна пословица «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». Большинство людей, оказавшихся в тюрьмах и колониях, лишены общения. Это страшное наказание. Порой оказывается, что достаточно краткого письма, чтобы изменить человеческую жизнь и поселить в сердце надежду. Есть несколько общественных организаций, которые занимаются перепиской с заключенными. Вполне можно взять адрес желающего переписываться и написать ему письмо. И совершенно не обязательно указывать свой обратный адрес, можно писать «до востребования». И, быть может, слово, написанное вами в письме, зажжет Слово в очерствевшей человеческой душе. 

Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймем, что это нам не под силу – это, возможно, изменит жизнь человека.  

Мне не хотелось бы повторяться и говорить о том, что всякое дело милосердия (будь то помощь по дому или же посещение больницы) в очах Божиих равноценно и важно. Мне кажется, что вообще наши рассуждения о том, что же принесет большую пользу душе, в данном случае абсолютно не правильны! Мы хотим рассчитать с точностью до цента, какую награду получим в том или ином случае? Мне кажется, что жить по-христиански мы должны не из-за страха быть наказанными в случае плохого исполнения своих обязанностей, или же, наоборот, из-за желания получить награду, а просто потому, что по-другому мы жить уже и не можем! Ведь, вкусив однажды жизни со Христом и во Христе, иначе жить уже просто и не хочется… Другая жизнь кажется уже не совсем полноценной.