О религии и православии

На модерации Отложенный

Сегодня мне попалось на глаза интервью известного отечественного журналиста Владимира Познера журналу "Cher Ami" (г. Курган). Беседа Владимира Владимировича с главным редактором этого журнала Еленой Тельпиз получилась, на мой взгляд, очень содержательной. В ней так или иначе было затронуто большое количество самых разных тем, начиная от личной жизни Познера и заканчивая политикой, экономикой и, наконец, религией. Именно о последней я и хотел бы сегодня поговорить. Ведь именно в этой части интервью получилось действительно резонансным. Оно уже несколько дней обсуждается в Сети и на радио, в частности на "Эхе Москвы". Для начала приведу некоторые выдержки из него:

"Я думаю, что одна из величайших трагедий для России - принятие православия (курсив мой). Если посмотреть сегодня - ограничимся просто Европой и возьмем христианские страны, - есть три ветви христианства: католицизм, православие и протестантизм. Если оттолкнуться от таких определений, как демократия, качество жизни, уровень жизни, и распределить страны именно по этим показателям, то на первом месте будут именно протестантские страны, все. Потом католические. И лишь потом такие, как Россия, Греция, Болгария и т.д. И это совершенно не случайные вещи, потому что более темной и закрытой религией является православие.

– Что значит темная? Как может религия быть темной?

– Очень легко. Когда люди сжигают себя на кострах, это как? Это светлая, что ли? Это было. Когда было серьезное разделение внутри православия в России. При этом - абсолютное отрицание и неприятие других религий. Третий Рим, народ-богоносец и т.д. Это все отсюда. Мало кто задумывается над тем, что ведь гетто для иностранцев, гетто в России существует со времен Ивана Грозного точно. Называлось это "немецкая слобода". Что такое немецкая слобода? Кто такой немец? Немец - это не германец. Немец - это человек, который не говорит по-русски, поэтому он немой. Вот что это такое. Боязнь Запада и рассмотрение Запада как чего-то опасного и аморального идет от церкви. Религия - это определенный философский взгляд. Но церковь - это инструмент. Русская Православная Церковь больше всего напоминает мне КПСС с Политбюро, которое состоит из митрополитов, и с генеральным секретарем, который называется патриархом. Я считаю, что Русская Православная Церковь нанесла колоссальный вред России. В России не было Возрождения. В Западной Европе смогли отойти от темных составляющих церкви. Когда возникло совершенно другое ощущение и понимание жизни, это рассвет искусства. В России этого не было вообще. Когда вы смотрите на русское искусство, в частности, на иконопись до татарского ига, она ничем не уступает началу Возрождения в Италии. Это ничем не хуже Джотто. Потрясающие вещи, которые потом исчезают. Главный "татарин" для меня (я никого не хочу обидеть) - Иван Грозный. Он все свел на нет, все уничтожил. То, что при нем происходило и творилось с Великим Новгородом, - просто не поддается описанию. Реки действительно окрасились в красный цвет, уничтожались тысячи людей. Я считаю, что православие явилось тяжелой ношей для России. <...>

– В чем тогда, по-вашему, заключается роль церкви?

– Проповедовать - в храме - пожалуйста. Многим людям нужна вера просто потому, что нужно ощущение, что на самом деле за добро воздается, а за зло наказывается.

И, кроме того, после смерти есть что-то еще".

Полностью прочитать интервью можно здесь. Советую, оно действительно очень интересное. А вот здесь Владимир Владимирович свою точку зрения ещё и дополнительно разъясняет.

Ну а теперь и несколько слов от себя...

Сразу скажу, что я не верующий человек. Слишком уж рационально и логично я стараюсь мыслить, и в этом пространстве вера и религия прижиться уже не смогут, это очевидно. Но и назвать себя воинствующим атеистом я тоже не могу. Вопросы веры - это область настолько субъективная, можно даже сказать интимная, что переубеждать кого-то и вступать с ним в принципиальный спор о вере я не хочу и не буду. Расскажу лишь о некоторых своих наблюдениях. В первую очерель, о бросающейся в глаза показухе и неискренности в отношении религии.

Очень много людей в последнее время называют себя православными. Чаще всего это называют процессом возрождения веры русского народа после десятилетий официального безбожия. Не отрицаю, что частично он действительно имеет место, особенно в глубинке. Люди идут к Церкви и находят в приобщении к ней ответы на свои вопросы. Но не всегда за словами следуют реальные дела. Я замечаю, что среди молодёжи (особенно в фанатской среде), очень многие понятия веры подменяются обычной модой. Модно сказать вслух: "Я православный!", модно поставить "Православие" в соответствующей графе о вероисповедании на странице "ВКонтакте", модно поздравить кого-нибудь смс-рассылкой с Рождеством или Пасхой. Так и хочется у этих людей спросить: а вы, "православные", в церкви-то когда последний раз были? Не на экскурсии, не за руку с бабушкой или мамой, а по собственному внутреннему убеждению. Я уверен, что большинство этих людей даже не знают основополагающих церковных догматов и уж тем более не читали Библии.

К тому же лишний и совершенно не нужный пафос в отношениях с Церковью демонстрирует наше государство. Вон даже президент с премьером дружным строем ходят на службу в Храм Христа Спасителя, крестятся там, но почему-то делают это с абсолютно пустым выражением лица, как будто это всего лишь часть протокола и они просто выполняют должностную повинность. Видно же, что они больше озабочены инновациями и модернизацией, чем собственным спасением. Власть явно идёт навстречу Церкви, уступает ей земли, имущество, ценности. И это не есть хорошо, на мой взгляд. Всё-таки у нас светское государство, не будем об этом забывать.

Если же говорить о вопросе, который был поднят в интервью Познера, то скажу следующее. Роль Церкви (не веры  как мировоззренческой позиции, а именно Церкви как общественного института) в развитии нашей страны действительно спорна. Я не отрицаю выдающихся культурных достижений, которые в далёкие времена были бы невозможны без её влияния, но очень многие "тёмные стороны", и прежде всего, консерватизм, граничащий с реакционностью, стоили нам очень дорого. Мы отвернулись от Европы, закрылись, избрали тот самый пресловутый "особый путь", который чёрт знает куда нас теперь ведёт.

Современному государству не нужен союз с Церковью, он ему даже вреден. Религия должна служить отдельному человеку, а не общности людей. Пускай действительно будет "кесарю - кесарево, а Божие - Богу".