Начинается эра литературы в стиле «blockchain»?

На модерации Отложенный

В интернете появились первые русскоязычные книги, распространение которых строится на основе технологии Blockchain. При этом совсем недавно представители Центрального Банка России заявили, что банкиры должны готовиться к тому, что в ближайшем будущем им придется работать с этой технологией. Похоже, российские писатели в чем-то оказались шустрее финансистов.

Благодаря технологии Blockchain сам писатель  участвует в хранении и последующем распространении своего произведения. Кроме того, технология позволяет в точности проследить весь путь денежных средств от покупателя до продавца.

Битва между электронными книгами и бумажными еще не завершена. Но определенные тенденции уже чувствуются. И это подтверждают данные Ozon.ru. Как отмечает Мария Назамутдинова, глава пресс-службы компании Ozon, в 2015 году продажи бумажных книг увеличились на 15% в денежном выражении. Но сами книги при этом подорожали примерно на 20%. Основные лидеры все те же – художественная литература, учебная литература и книги для детей. Вывод очевиден – бумажные книги продаются меньше, но стоят они дороже. Читатели все чаще делают свой выбор в пользу «электронки».

Одной из первых российских блокчейн-книг стал сборник повестей и рассказов «Ярмарочный замок».  И что интересно, инициатором этого стали не отечественные разработчики, а швейцарский проект Decent. Матей Михалко, основатель и директор этого проекта, прекрасно говорит по-русски и всегда восхищался русской литературой. По его мнению, современные технологии должны стать дополнительным стимулом для российских писателей: «Инновации помогут писателям реализовать себя и более четко очертить круг своих читателей».

Популярные российские писатели-фантасты оценили перспективы Blockchainи интеграцию литературы  и электронной коммерции.

Игорь Вардунас:

Издательский бизнес сейчас штормит. Даже у крупных игроков не все в порядке. А про мелкие издательстваи говорить не приходится. Проблемы издателя – это и проблемы самих писателей. Жизнь вносит свои коррективы в творческий процесс. Многие из моих коллег уже освоили Яндекс.Деньги, QIWI.Кошелек и WebMoney. Ведь зачастую это вопрос выживания. Тем более, сами читатели становятся более ответственными. Многие уже сейчас готовы платить за электронную версию книги любимого автора, а не шерстить интернет на предмет того, где эту самую книгу можно скачать за просто так. Но вот с Blockchain уже сложнее в силу того, что для России это новая технология. Но если от этого действительно будет польза, то почему бы и нет? Дополнительная площадка точно лишней не будет.

Вообще, сама по себе идея децентрализованной социальной сети мне кажется очень интересной. Это что-то новое. Получается, что автор и его читатели получают полностью зашифрованный канал связи, через который идет распространение книг. А меня, как писателя-фантаста, все технические новинки по определению должны привлекать. Ученые, работающие с большим адронным коллайдером, как-то раз сравнили себя с детьми, которые сталкивают между собой игрушечные автомобильчики. У нас, у фантастов, примерно так же. Нам все интересно. Ведь новые технологии имеют не только практическую выгоду, они могут послужить основой для новых творческих идей.

Игорь Вардунас

Сурен Цормудян:

Издать книгу в ее классическом, бумажном виде - это замечательно.

В конце концов, это ведь рабочие места. Цикл производства тиража вовлекает множество людей в процесс. И люди за это получают зарплату. А еще это рабочие места и для книжных магазинов. Я думаю, многим авторам доставляла удовлетворение мысль, что их книга - это не только радость для их читателей, но и возможность заработать на хлеб многим людям. От директора издательства до уборщицы в книжном магазине.  Но, увы и ах. Я сейчас не буду  сетовать на то, что пираты, электронные читалки и всякие там торрент-трекеры убивают эту замечательную отрасль. В данной цепочке на первом месте стоят сами издательства. Это они как-то забыли, что на дворе уже даже не первое десятилетие двадцать первого века. За рубежом как-то с этим делом все куда благополучней. У нас же издательский бизнес загибается. Ну или напоминает какую-то, покрытую коррозией нефтяную "качалку", хозяин которой хочет выжать из нее все, пока та не развалится от ржавчины или пока не иссякнет источник. Я, безусловно, не хочу сказать, что таковы они все. Но дела что-то совсем плохи. Более того, некоторые издательства даже дошли до того, что просто не платят авторам гонорары и роялти, которые обязаны платить по составленным этими же издательствами договорам. Видимо они решили, что автор будет рад уже тому, что его творение обрело "плоть и кровь" в виде переплета и страниц с созданным автором текстом. А деньги... какие деньги?

Разумеется, при таком положении дел любой механизм, любое новшество, которое может помочь автору уйти от такого издателя и продолжать заниматься своим любимым делом - это хорошо. Другое дело, что в интернете на этой волне стали появляться десятки, а может и сотни весьма сомнительных площадок для авторов, но это уже другой вопрос и отдельная тема для рассмотрения.

Что до проекта Decent, то мне остается надеяться, что он станет действительно полезным для писателей и прекрасной альтернативой тому тупику, в который их могут загнать некоторые издательства. И чем больше выбора в подобных сервисах будет у авторов, тем лучше. В том числе и для читателей. Быть может, это и издателям поможет проснуться и активнее подстраиваться под новые реалии либо... сойти с дистанции.

Сурен Цормудян

Дмитрий Рус:

Современные писатели живут в непростое время - время перемен. Электронный носитель приходит на смену бумажному. 

Бумажная книга уже не может обеспечить все возрастающие требования читателей, а электронные гаджеты стали достаточно массовыми и доступными для обеспечения нового технологического рывка.

«Электронка» выигрывает у бумаги по всем статьям. Дешевизна, не требует драгоценных бетонометров для хранения, оперативность и легкость доступа к свежим текстам, легкость форматирования и поиска.

Резюмируя - смена носителя неизбежна.

Дмирий Рус