Лист ожидания чуда

На модерации Отложенный

Врачи пишут в Минздравсоцразвития: тяжело больные люди не доживают до получения гарантированных квот. Министерство отвечает: «По возможности учтем»

 

Петр Саруханов — «Новая»

В последнюю неделю в редакцию посыпались жалобы на то, что Минздравсоцразвития не активирует квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), которые больные получили у себя в регионах для лечения в федеральных медицинских центрах. Больных ставят в листы ожидания.

Светлане М. (имя мы заменили, но ситуация реальная) провели два курса химиотерапии: у нее онкогематологическое заболевание. Назначено было шесть, но на каждый курс надо получать новую квоту. Регион, из которого она приехала в Москву в Гематологический научный центр (ГНЦ) Российской академии медицинских наук, квоту на третью химию выделил. Но в Минздравсоцразвития ее поставили в лист ожидания. Между курсами должны быть совершенно определенные интервалы. Как объяснил «Новой» Сергей Кравченко, научный руководитель отделения интенсивной терапии центра: «Время, которое больной теряет в листе ожидания, трагически меняет прогноз лечения. Если очередной курс не проводится вовремя, происходит формирование резистентной (устойчивой) к лечению опухоли. Сводится на нет ранее проведенное лечение. Надежда на выздоровление резко падает. Мы специализируемся на высокодозных режимах, если они сбиваются с ритма, то применяются курсы спасения, которые очень токсичны. Растет количество осложнений, лечение становится дороже в разы, а прогноз может меняться необратимо.

Квота не покрывает и 10-й части всех расходов, которые требуются на лечение конкретного больного. Но и тех малых средств, которые за собой несут квоты, не удается получить, если больного все-таки госпитализируем. В листках с номером талона на ВМП, которые больные приносят из Минздравсоцразвития, мелким шрифтом написано, что постановка в лист ожидания не гарантирует выделения средств на ВМП».

Елена Сорокина, зампредседателя Центрального совета межрегиональной общественной организации «Общество помощи пациентам с онкогематологическими заболеваниями», рассказывает, что в прошлом году в ГНЦ клали тяжелых больных экстренно, без квоты, средства брали со статьи бюджета центра «Общие расходы». А потом, получив деньги по квоте, компенсировали затраты по этой статье. Но проверка МЗСР указала, что так делать нельзя. Как можно — не сказали.

Общество пациентов активно взаимодействует с министерством. Сейчас направили письмо с просьбой помочь 20 онкогематологическим больным, которые зависли в листах ожидания. Среди них есть такие, которые ждут уже 2,5 месяца. Для онкологии это недопустимо. Квота может уже и не понадобиться. И это только те, кто обратился в пациентскую организацию. Сколько всего таких больных, нуждающихся в срочном лечении, ждут очереди, известно только министерству. Как объясняет Елена, в прошлые годы врачи клиники, которая получает госзадание на ВМП, могли увидеть, сколько больных в листе ожидания именно в эту клинику. Сейчас доступа к листам ожидания у лечебных учреждений нет.

Если пациента ставят в лист ожидания, то лечение может откладываться на 3 месяца и даже дольше. Минздравсоцразвития проводит корректировку раз в квартал. При корректировке тому региону, у которого закончились объемы (так теперь в министерстве называют квоты), могут перекинуть квоты из региона, который их не израсходовал. Но не все больные могут дождаться этой корректировки.

Наталья Точилова, руководитель управления ВМП Минздравсоцразвития, говорила не раз, что для больных, нуждающихся в срочной помощи, есть резервные объемы. «Не знаю, на каком уровне происходит сбой, — сокрушается Елена Сорокина. — Может быть, регионы, направляя по электронной системе документы больного, нуждающегося в срочном лечении, никак не выделяют их из общего потока. Может, недостаточны дополнительные объемы у министерства, чтобы срочно предоставить помощь остро нуждающимся. Может быть, министерство просит, а Кудрин не дает… Неизвестно.

Но факт в том, что за недоработки чиновников платят пациенты — иногда своей жизнью.

Мы послали 20 фамилий, но просим министерство разобраться системно».

Жалуются на то, что талоны на ВМП не активируются, и пациенты, направленные из регионов в Российский научный центр хирургии им. Б. Петровского РАМН. В частности, в отделение хирургии легких и средостения. Мы спросили руководителя отделения профессора Владимира Паршина: «Могут ли ваши пациенты ждать?» Хирург ответил риторическим вопросом: «Вы можете представить себе что-нибудь страшнее, чем смерть от удушья?»

Юрий Жулев, президент Всероссийского общества гемофилии, тоже направил письмо в Минздравсоцразвития с просьбой ускорить выдачу квот, потому что оказание ВМП больным с гемофилией практически приостановлено. Наталья Точилова ответила пациентской организации: «Органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации на указанных в приложениях к письмам больных, за исключением Батрутдинова М.М., оформлены электронные «Талоны на оказание ВМП», талоны внесены в «Лист ожидания оказания ВМП». Данная информация по возможности будет учтена при проведении корректировки плановых объемов ВМП по итогам поквартального выполнения государственного задания».

Больные, о которых писал Жулев, нуждаются в эндопротезировании. Замены сустава на искусственный людям приходится ждать и в  развитых странах. Но у нас такие проблемы с обезболивающими средствами, что люди испытывают непереносимые страдания от боли.

Между тем в клиниках опасаются, что число квот может быть резко увеличено к концу года, как это было в прошлом году. Если клиника не успеет их в пожарном порядке освоить, то на будущий год госзадание может быть сокращено.

Комментарий

Пресс-центр Минздравсоцразвития:

— Минздравсоцразвития России ежегодно формирует государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), определяющее количество больных, которые должны быть пролечены в каждом медицинском учреждении.

Государственные задания утверждаются приказами министерства исходя из объемов денежных средств, выделенных в федеральном бюджете. Финансовые средства в начале года доводятся министерством до медицинских учреждений в полном объеме.

С 2007 года финансирование ВМП выросло более чем в два раза, что позволило поднять уровень обеспечения населения этой помощью в 2,5 раза.

В 2010 году предусмотренное в бюджете финансирование позволит пролечить по ВМП 274 тысячи больных (70% от потребности). В следующем году планируется, что ВМП будет оказана 294 тысячам больных и потребность будет удовлетворена на 80%.

Распределение объемов помощи по регионам осуществляется на основании их заявок, учитывающих структуру заболеваемости и содержащих сведения о количестве пациентов, которым необходимо оказать ВМП в том или ином учреждении по тому или иному профилю заболевания. Заявки на следующий год предоставляются в Минздравсоцразвития России в последнем квартале года.

Направление больных в медицинские учреждения для оказания ВМП осуществляют органы управления здравоохранением регионов.

В том случае, если больному необходимо лечение в медицинском учреждении, которое регион не предусмотрел в своей заявке или в котором у этого региона были уже исчерпаны выделенные объемы помощи, орган управления здравоохранением региона вносит сведения о таком больном в «Лист ожидания». Таким образом, «Лист ожидания» формируется каждым регионом. В настоящее время в «Листах ожидания» находится около 40 тысяч больных.

Для удовлетворения потребности по «Листам ожидания» министерство ежеквартально перераспределяет неиспользованные регионами объемы помощи.

Стоит отметить, что ВМП — это преимущественно плановые операции (не экстренные). Система «Листов ожидания» в том или ином виде присутствует во всех странах по отношению к плановым операциям. Если больной нуждается в оказании неотложной ВМП, то медицинское учреждение должно госпитализировать такого больного, уведомив об этом министерство и орган управления здравоохранением того региона, где проживает больной (оплата такой помощи осуществляется за счет бюджета постфактум).