О митинге на Триумфальной 31 июля

На модерации Отложенный Я вышел из состава Координационного Совета Петербургского регионального отделения ОДД «Солидарность». Сначала – текст моего проекта заявления, из-за которого и был весь сыр-бор:

КС Петербургского регионального отделения ОДД «Солидарность» обсудил предложение Л.М.Алексеевой и С.А.Ковалева рассмотреть вопрос о целесообразности подачи 31 августа двух заявок на Триумфальную разным составом заявителей. В этой связи КС заявляет следующее:

1.                         КС поддерживает Стратегию-31 как широкое надпартийное движение граждан разной идеологии в защиту конституционного права на свободу собраний.

2.                         КС считает важным сохранение первоначального ядра движения, символизирующего единство всех течений оппозиции в вопросе защиты политических свобод.

3.                         КС считает принципиально недопустимыми какие бы то ни было уступки властям в вопросе персонального состава заявителей митинга.

4.                         КС считает подачу параллельной заявки на Триумфальную площадь 31 августа нецелесообразной. Какие бы то ни было выгоды от такой подачи далеко не очевидны, в то время как очевидно, что подобная подача посеет растерянность и взаимное недоверие среди участников движения в защиту 31-й статьи Конституции, что нанесет несомненный ущерб движению.

Я уже много раз писал, что считаю главным достижением «Стратегии-31» создание среды, в которой граждане различных убеждений преодолевают взаимное идеологическое отторжение и вырабатывают начала общегражданской солидарности. Либералов, нацболов, радикальных коммунистов ситуативно сплотил совместный отказ подчиняться заведомо незаконным требованиям властей. Не могу сказать, чтобы стихийно сложившийся в Москве формат взаимодействия между ними меня полностью удовлетворял, но как реалист, не могу не признать, что именно этот формат обеспечивает максимально высокий уровень сотрудничества, который сегодня возможен. С другой стороны, это объединение все еще очень хрупко и любая попытка его как-то переформатировать для него крайне опасна. Относиться к нему надо очень бережно, и лучше всего сохранять тот формат движения, который де-факте сложился. Лучший способ преодолеть возникший в Движении-31 кризис (спровоцированный, по моему глубокому убеждению, внешними по отношению к Движению силами) – это вернуть его к состоянию до известных предложений Людмилы Алексеевой. А в качестве первого шага – убедить ее снять свои предложения. То есть Алексеева просила всех высказаться, вот мы и высказываемся.
Присоединяем свой голос к тем, кто с предложениями не согласился. Но не как отдельные лица, а как орган, представляющий региональное отделение «Солидарности».

Но в том то и дело, что часть членов КС и регулярно посещающего заседания КС актива питерского отделения «Солидарности» выступает принципиально против участия либеральной оппозиции в каких бы то ни было коалиционных действиях с нелиберальными политическими движениями и начинает грозить расколом организации, как только КС пытается предпринять какие-либо шаги в этом направлении. Существует и другая группа, которая хоть и не разделяет принципиальные установки первой, но идти с ней на разрыв боится и потому постоянно идет ей на уступки. Вместе эти две группы составляют в КС большинство. Они-то и голосовали за отказ от какого бы то ни было заявления по московской ситуации. То есть первая группа сначала предлагала свой вариант заявления прямо противоположной направленности, фактически приветствовавший смену состава заявителей на Триумфальную площадь, то есть прямо подталкивающий Движение-31 к расколу. Но, не имея собственного большинства, она в конце концов поддержала «компромиссное» предложение не принимать никакого заявления вообще.

Позиция правых состоит в том, что московская коалиция разваливается, и не надо ей в этом мешать. Проблема рассосется сама собой, и не надо будет отвечать на бестактный вопрос: вы все-таки участвуете в Стратегии-31 или нет? Это не произносится вслух. Вслух произносится другое: не надо нам соваться в их московские разборки, ситуация там меняется быстро и непредсказуемо, к чему они там придут, непонятно, так что не надо спешить и портить себе репутацию. Будут потом говорить, что пытались спасти то, от чего все отказались. Это и называется, по любимому выражению члена Бюро питерского отделения Ольги Курносовой, заводить рака за камень. Я тоже дорожу своей репутацией и не хочу, чтобы про меня потом говорили, что я состоял в органе, который, когда решалась судьба Стратегии-31. спрятался в кусты и ожидал, когда же это все, наконец, накроется.

Перед обсуждением московских дел КС большинством голосов вновь отклонил предложение Сергея Кузина сделать заявление об участии в митинге у Гостинки. Отложили до прояснения ситуации с подписанием совместного заявления оргкомитетами двух митингов. После заседания меня упрекнули: теперь КС точно не примет заявление об участии в митинге у Гостинки. Не могу принять этот упрек. В нынешнем составе КС все равно никогда не принял бы такого заявления. Всегда найдется причина его опять отложить.

Я никого не призываю последовать моему примеру. Но я обязательно выставлю свою кандидатуру в следующий КС. А тем, кто согласен, что «Солидарность» должна стремиться к широкой оппозиционной коалиции с нелиберальными движениями, предложу образовать общий список. Размежевание именно по этому вопросу рано или поздно неизбежно.