Роман в письмах о нефтепроводе и 33 судебных иска

33 судебных иска, предъявленных в Перми собственникам построек в охранной зоне нефтепровода «Каменный Лог – Пермь», как роман в письмах обещает стать бестселлером в пермских книжных. Часть писем утеряна, но и оставшихся достаточно для живописания развернувшейся драмы.

Нефтепровод «Каменный Лог – Пермь» был построен в 1961 году к уже три года работающему Пермскому НПЗ (ныне входит в империю «Лукойла»). В 2006 году его капитально отремонтировали, заменив трубу, причем все постройки в 200 м были снесены − санитарно-защитная зона. Потом зона минимально допустимых расстояний (ЗМДР), где запрещены капитальные постройки с постоянным пребыванием людей, была сокращена до 100-125 метров. У нефтепровода есть еще «охранная зона» (ОЗ) в 25 метров, где запрещены любые сооружения – эти метры необходимы для работы экскаваторов и от размера трубы и давления в ней не зависят. Эти цифры зафиксированы в документах, что не мешает журналистам врать «всем известно, что охранная зона нефтепровода равна 15 метрам».

Шло время, и нефтяники стали обнаруживать в ОЗ и ЗМДР строения, которых там не должно было быть. Также обнаружилось, что ОЗ и ЗМДР не внесены в земельный кадастр, что стало для чиновников основанием выдавать документы на землю в этих зонах без указания ограничений на их использование, и регистрировать там капитальные строения. И нефтяники стали писать письма.

15 октября 2008 года. Кадастровый центр «Земля», которые занимался картографированием трасс нефтепроводов в зоне деятельности ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» (СЗМН) направил на имя начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми Андрея Ярославцева письмо, в котором просил утвердить границы земельных участков с особым режимом пользования для нефтепроводов компании, в том числе «Каменный Лог – Пермь».

21 ноября 2008 года. В ответе Департамента за подписью начальника отдела муниципального реестра земель Д.А. Устинова проект границ нефтепроводов «отклонен» по причине, что он выполнен «не в соответствии с Методическими рекомендациями» Росреестра от 17.02.2003 года.

«Методические указания» Росреестра – внутренний документ ведомства. Остальным его знать не обязательно. Сотрудники Департамента должны были сами оформить границы особых зон по представленной информации и внести в реестр, это их прямая обязанность.

12 апреля 2012 года. «Земля» снова просит г-на Ярославцева внести ОЗ и ЗМДР в земельный кадастр.

10 мая 2012 года. Не надо ничего делать, ответил Андрей Ярославцев, потому что «охранные зоны магистральных нефтепроводов считаются фактически установленными» уже в силу Правил охраны магистральных трубопроводов, выпущенных Ростехнадзором, и у нас «нет оснований» вносить их в земельный кадастр. Но если вам так хочется, обратитесь в Ростехнадзор «за разъяснениями».

22 июня 2012 года. В «Земле» почесали затылок и обратились в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в лице директора Елены Львовны Цой – внесите зоны в кадастр.

19 июля 2012 года. Замдиректора филиала А.З. Абашеева послала нефтяников по известному адресу. Мол, ваши полномочия должны быть подтверждены органом, принявшим решение об установлении особых зон. Это Ростехнадзор, так что получите доверенность от него, а пока мы ваши документы рассматривать не будем.

13 августа 2012 года. Делать нечего, «Земля» написала письмо руководителю Приволжского управления Ростехнадзора Борису Германовичу Петрову − либо сами внесите особые зоны нефтепроводов в кадастр, либо дайте доверенность на то нашему человечку.

30 августа 2012 года. В Ростехнадзоре форменно обалдели − первый раз такое требуют. Ребята порылись в законах и выдали заключение: «полномочие, по установлению охранных зон в соответствии с действующим законодательством закрепляется за органом действующего самоуправления (в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности)», и для их установления достаточно Правил охраны магистральных трубопроводов. А мы, уж, извините, не уполномочены направлять документы в кадастр и тем более выдавать какие-то бредовые доверенности.

То бишь местные власти сами обязаны вносить особые зоны в земельный кадастр.

14 января 2013 года. Что нефтяникам делать? Письма начал писать сам начальник Пермского районного нефтепроводного управления (ПРНУ) СЗМН Олег Балабанов. В письме на имя Ларисы Владимировны Аржевитиной, руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю, высшей инстанции ведомства по краю, Балабанов ничего не просит, кроме «разъясните», что нам делать, и рассказывает грустную историю предыдущей переписки.

31 января 2013 года. Аржевитина отвечает: сведения в кадастр об объектах недвижимости может вносить только собственник объектов недвижимости. А ну-ка, докажите, что нефтепровод принадлежат именно вам.

Лирическое отступление от автора: пока идет вся эта письменная канитель, пермские инстанции выдают свидетельства о собственности на землю без указания обременений в виде охранных зон и регистрируют в них объекты недвижимости.

26 сентября 2013 года. Олег Балабанов пишет Елене Цой: хоть мы и не обязаны регистрировать наше имущество в соответствии с… (перечень документов), мы это сделали – вот свидетельство о собственности. Утритесь им и зарегистрируйте охранные зоны наших труб.

3 октября 2013 года. Начальник филиала «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Елена Цой по-прежнему твердит свое (см. письмо годичной давности от 19 июля 2012 года): вносить сведения об охранных зонах в кадастр может только тот орган, который принял решение о зонах. Поэтому обращайтесь в Ростехнадзор за доверенностью.

Как вы помните, в Ростехнадзоре ПРНУ послали с доверенностью далеко и глубоко. Круг замкнулся.

15 октября 2013 года. В ПРНУ пишут два огромных письма − Елене Цой и Ларисе Аржевитиной. Мол, все, мы уперлись в стену, разъясните, что нам делать и как быть.

Пермские чиновники испугались. По тону писем понятно, что нефтяники дошли до белого каления и готовы жаловаться в Москву.

Елена и Лариса, похоже, перетерли между собой ситуацию, и приняли решение сдаться. Через 3 (три) дня после отправки писем, 18 октября 2013 года, сведения о зонах рядом с нефтепроводами СЗМН «с особыми условиями использования территории» были внесены в государственный кадастр недвижимости.

24 ноября 2014 года. Прошел год. Постройки в ОЗ и ЗМДР нефтепровода как росли, так растут дальше. Из ПРНУ пишут главе администрации города Перми Дмитрию Ивановичу Самойлову: ЗМДР нефтепровода «Каменный Лог – Пермь» составляет 100 м, и в ней полно построек в кадастровом квартале 59:01:3510310. Просим оказать содействие в устранении нарушений охранной зоны.

Желающие могут зайти на сайт Росреестра и посмотреть на этот квартал.

29 декабря 2014 года. Из администрации Перми отвечают: «Сведения о предоставлении земельных участков и разрешениях на строительство в указанной охранной зоне в кадастровом квартале 59:01:3510310 в ИСОГД отсутствуют». В отдел полиции по Орджоникидзевскому района и в администрацию района направлена информация для принятия мер.

30 марта 2015 года. Вишенка на торте. Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми сообщает в ПРНУ, что магистральный нефтепровод «Каменный Лог – Пермь» был нанесен на планшеты топографической съемки (то есть на карты, которые использует администрация города) в два захода: один участок − 27 декабря 2007 года, другой − 2 июня 2010 года.

То есть, как следует из всех процитированных выше писем, не позднее 2 июня 2010 года администрация города Перми была обязана указать ОЗ и ЗМДР на кадастровых планах. Но не сделала этого (!).

В заключение несколько цитат из пермских СМИ:

«Нефтяники, владеющие магистральным трубопроводом «Каменный лог - Пермь», через суд требуют снести дома местных жителей, возведенные в охранной зоне объекта. При этом все разрешающие строительство документы у людей имеются».

«Дмитрий Семериков взял в Запрудах в 2014 дом в ипотеку на 15 лет».

«Жители Запруда написали обращение губернатору и даже сняли фильм о своей проблеме. Их негодование вполне объяснимо. Ведь местные власти каждому выдавали разрешение на строительство. Вот только о газонефтепроводе − ни словом не обмолвились».

«По словам активистов, набившая оскомину труба отсутствует в нормативных документах как объект недвижимости».

«Эту старую историю назвали «Адово». История про Адищево, Запруд, Архиерейку, Иву, многие дома которых ВДРУГ оказались в охранной зоне нефтепровода «Каменный лог – Пермь».

Не правда ли, какой лихо закрученный сюжет? Не каждый любовный роман может таким похвастать. В материалах будущих уголовных дел деталей будет куда больше, хватит и на полноценный роман, и на фильм, и на изрядные сроки официальным действующим лицам.