Россия приветствует дома своих шпионов. Что дальше?

На модерации Отложенный

Несмотря на свои неудачи, 10 русских агентов, высланных в этом месяце из США, наверняка сделали что-то правильно, раз вызвали восхищение у самого знаменитого бывшего шпиона России - премьер-министра Владимира Путина. В редком приступе откровенности по поводу своих частных дел Путин рассказал в субботу 24 июля, как он лично приветствовал вернувшихся разведчиков, произнеся перед ними вселяющую энтузиазм речь и спев с ними пару патриотических песен. Но некоторые его комментарии заставили экспертов почесать затылки. Почему он так расхваливал группу шпионов, которые, судя по всему, и шпионами-то хорошими не были? И какое именно светлое будущее пообещал он им после успешного возвращения агентов в Россию?

По словам двух ветеранов из российской службы зарубежной разведки, большая часть тех вещей, о которых говорил Путин, включая серенаду матушке России, вполне вписывается в обычный процесс реинтеграции шпионов. Отвечая на субботней пресс-конференции на вопрос репортера о том, что теперь будут делать разведчики, Путин сказал односложно: "Они будут работать, уверен, что будут работать на достойных местах. Не сомневаюсь, что у них будет интересная, яркая жизнь".

Это может означать разные вещи для разных членов шпионской сети, говорит полковник КГБ в отставке и прославленный шпион времен холодной войны Михаил Любимов. Те, кто был не очень заметен во время этого скандала, могут получить новые имена и документы и продвинуться вверх по служебной лестнице, хотя обратно на оперативную работу их вряд ли пошлют, отмечает Любимов. Тем же, кто был более заметен – как, скажем, Анне Чапман, получившей прозвище "роковой женщины" в составе этой группы после того, как ее фотографии в обнаженном виде появились в СМИ, не следует надеяться на карьеру в рядах бойцов невидимого фронта.

"Некоторые из них просто слишком сильно скомпрометировали себя", - говорит Любимов. Это будет слишком опасно, если они начнут встречаться с другими агентами в условиях, когда их преследуют фанаты, пытающиеся взять автограф, а режиссеры порнофильмов просят их сняться в своих картинах, как случилось с Чапман на прошлой неделе. "Поэтому им предложат работу в государственных банках или частных фирмах, контролируемых государством, - говорит Любимов, - такова обычная практика".

Но Чапман, похоже, не суждено уйти в тайное никуда. На прошлой неделе Анджелина Джоли прислала ей персональное приглашение на проходящую в Москве премьеру фильма "Солт", в котором Джоли играет русскую шпионку. Чапман там не появилась, но ее подруга из Нью-Йорка Корделия Донован (Cordelia Donovan), общающаяся с Анной по электронной почте с момента ее депортации, заявила TIME, что соблазн прийти туда был у нее очень велик. "Она обычная молодая женщина. Почему бы ей не захотеть пройтись по красной ковровой дорожке?" – заявляет Донован. Еще большим может стать соблазн пойти в политику. Националистическая партия либеральных демократов (ЛДПР) думает о том, чтобы включить Чапман в списки кандидатов на следующих парламентских выборах. "Мы обсуждаем вопрос о том, как привлечь ее", - заявил TIME представитель этой партии Иван Косенко.



На самом деле, на политической арене России опыт шпионской работы кажется очень ценным. Огромное множество министров и депутатов российского парламента связаны со спецслужбами, а сам Путин в годы холодной войны служил в Восточной Германии агентом КГБ. За годы своего пребывания у власти, сначала на посту президента, а теперь в качестве  премьер-министра, он постарался восстановить престиж российских разведслужб, сделать их более привлекательными для новичков и менее зловещими для рядовых россиян.

По мнению некоторых обозревателей, этим объясняется то ностальгическое удовольствие, с которым Путин приветствовал вернувшихся домой разведчиков. Одна из песен, которую они пели, стала неофициальным гимном спецслужб. Называется она "С чего начинается Родина". Это песня из старого советского телефильма, в котором шпионы изображаются как какие-то фантастические люди. Весьма похоже о них отозвался и Путин на субботней пресс-конференции. "Вы только представьте, - сказал он репортерам, - Во-первых, нужно освоить язык на уровне родного. Думать на нем, говорить на нем, выполнять то, что предписано заданием в интересах своей Родины … Даже твои собственные дети не знают, чем ты занимаешься".

Такая похвала в адрес Чапман и ее коллег стала неожиданностью для бывшего полковника КГБ Олега Нечипоренко, которого раскрыли в 1971 году, обвинив в поддержке левых радикалов в Мексике. По словам Нечипоренко, те разведчики, с которыми работал он, были людьми гораздо более крупного калибра, чем раскрытые в прошлом месяце ФБР агенты. Многие бывшие разведчики открыто говорят о том, что допущенные ими ошибки, на которых их поймало ФБР, просто унизительны. Пожалуй, самым известным примером стало то, как Чапман зарегистрировала мобильный телефон на чужое русское имя и на адрес 99 Fake St. (Фиктивная улица, 99), а затем выбросила квитанцию о покупке в мусорную урну на улице, где ее и подобрали агенты ФБР.

Несмотря на ошибки, говорит Нечипоренко, какой-то прием все равно был необходим в рамках процесса реинтеграции разведчиков. "Что касается меня, то был банкет, были ордена, было повышение по службе, и конечно, я получил прибавку к зарплате, - рассказывает Нечипоренко, - все это часть традиции, если тебя раскрыли не по твоей вине". По его словам, такие торжества устраиваются, в частности, для того, чтобы облегчить вхождение разведчика в официальную иерархию, чтобы все знали, что он или она заслуживает уважения.

Однако Любимов отмечает, что в данном случае Путин пошел дальше, чем это обычно делается. Чтобы самый влиятельный в стране человек пел песни и отмечал возвращение группы агентов, а затем обсуждал это публично – "это что-то новое", говорит он. "Это демонстрирует новую степень уважения к роли Службы внешней разведки, какого я раньше не видел. Возможно, это говорит о том внимании и заботе, которой окружат вернувшихся на Родину людей". Будет или нет у бывших агентов новая карьера в политике или шпионском ведомстве – но Путин, похоже, проявил личную заинтересованность в том, чтобы их будущее было как можно более приятным.