К вопросу о национальной идее

На модерации Отложенный

Однажды, моя сестра, женщина весьма неглупая, после просмотра очередного ток-шоу по телевизору, изрекла парадоксальную сентенцию:
– Иногда, я завидую жителям Гвинеи Бисау.
– Почему?
– У них никто не может заявить, что «Мы жили в великой стране»…

Собственно, к чему это я?

История российской государственности – это семь столетий постоянных сетований о том, какой великой страной мы были ещё совсем недавно, и призывов немедленно, срочно и любой ценой оное величие возродить. Присущее любой нации здоровое желание обеспечить собственную ресурсную безопасность в нашей стране приобретает болезненную форму мании преследования былого величия.

Как известно, любое маниакальное расстройство имеет свойство периодически обостряться. К сожалению, если верить симптомам, мы переживаем то самое обострение. Острое желание некоторой части населения вернуться в страну вечнозелёной колбасы по 2.20 распространяется с эпидемической скоростью на поколение, которое этой колбасы даже не пробовало, ностальгия приобретает форму морально-этического онанизма, что вызывает непреодолимое желание срочно спасать Россию. От чего – значения уже практически не имеет. Главное – спасать.

Согласно вековой традиции, чтоб спасти Россию, обыкновенно бьют жидов. Это трюизм. Нынешнее поколение спасителей, надо отдать ему должное, категорию того, кого следует бить, расширило ещё на представителе доброй дюжины наций, народностей и социальных групп, впрочем, зачастую, не слишком умея отличать их одну от другой.

Однако, сколь бы ни был противен экстремизм, как таковой, и нацизм  в частности, он остаётся клапаном для выпускания пара у наименее интеллектуально развитой части населения. Покажи быку красную тряпочку, и можно некоторое время не беспокоиться о безопасности собственной задницы.  Он будет слишком занят, чтоб обратить на неё внимание.



Остаётся решить, чем занять умы той части населения, чей интеллектуальный уровень выше коровьего. И тут на арену выходит понятие Национальной Идеи.

Вообще, Национальная Идея – это такая вечная палочка-выручалочка политически и экономически несостоятельной власти. Как только государство понимает, что не способно гарантировать гражданину, что тот не подохнет от голода под забором, оно тут же начинает изобретать Национальную Идею. Фактически, некую концепцию, позволяющую объяснить гражданину, что он страдает не из-за низкой компетенции чиновника, а ради столь великой цели, что за неё и пострадать не стыдно.

Самое сложное в процессе создания Национальной Идеи, это даже не изобрести идею как таковую. Самое сложное – заставить в неё поверить. То есть, добиться того, чтоб достаточно большая группа населения настолько утратила инстинкт самосохранения, что добровольно согласилась бы положить животы на заботливо подготовленный и покрашенный свежим суриком Алтарь Отечества.

Таким образом, мы можем придти к выводу, что государственная власть бывает двух основных типов. Что не исключает, оговорюсь, переходные стадии. Та, которая способна обеспечить ресурсную безопасность собственных граждан, и та, которая вместо того, чтоб исполнять свои прямые обязанности, создаёт и поддерживает Национальные Идеи.

Надо сказать, что некомпетентная власть может оказаться весьма способной в оболванивании собственного населения. Фашистская Германия, Советская Россия, нынешняя Венесуэла, в конце концов, добились неплохих результатов в деле распространения массовой психопатии в отдельно взятой стране.

К сожалению, в последнее время  начинает создаваться впечатление, что нынешнее российское руководство неспособно даже на это.